(† ранее 1219), свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский. 4-й епископ на Смоленской кафедре, занимал ее после Симеона (после 1180 - не ранее 1197), ранее Лазаря (после 1205 - ок. 1219). (В справочной лит-ре XIX в. время жизни святителя ошибочно относили к 1-й пол. XII в.; см., напр.: ИРИ. Ч. 3. С. 65.) Вероятно, И. до своего поставления на кафедру являлся настоятелем Смядынского во имя святых князей Бориса и Глеба монастыря (создан на месте убиения св. Глеба) и участвовал в освящении монастырского храма в честь св. князей Бориса и Глеба. Освящение состоялось в 1191 г. при кн. Давиде Ростиславиче, когда в мон-рь из Вышгорода были перенесены старые раки князей-страстотерпцев. Смядынский игум. Игнатий назван в проложном сказании о перенесении рак (Воронин Н. Н., Жуковская Л. П. К истории смоленской лит-ры XII в. // Культурное наследие Др. Руси. М., 1976. С. 69-79; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 450).
Хиротонию И. во епископа Смоленского возглавил Киевский митр. Никифор II или его преемник Матфей (вопрос о том, кто занимал Киевский митрополичий престол в 1199-1210, остается невыясненным). Об И. сообщается в летописании Сев.-Вост. Руси в связи с похоронами во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре 19 марта 1205 (6713) г. 1-й жены Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича кнг. Марии Шварновны (в иночестве прп. Марфы): «Божиим же промышлением приключися тогда быти Смоленьскому епископу Игнатью, игумену Михаилу Отрочья монастыря, занеже пришла быста к великому князю Всеволоду молиться о мире от Мстислава Володимерича (ошибочно вместо «Мстислава Романовича».- М. П.), занеже приложился бяше к Олговичем» (Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконстр. текста. СПб., 20022. С. 290-291; Карамзин. ИГР. 1991. Т. 2/3. С. 562; ПСРЛ. Т. 18. С. 41). (Др. вариант того же сообщения с правильным указанием смоленского князя - «от Мстислава, свата его», но без имени Смоленского епископа приведен под 6714 в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424-425); о хронологии статьи см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 88.) И. был послан смоленским кн. Мстиславом Романовичем (1197-1214) к Владимирскому вел. кн. Всеволоду Большое Гнездо для создания союза против боровшейся за Киев коалиции князей Рюрика Ростиславича и Всеволода Святославича Чермного (был ли заключен мир, неизвестно). Имя И. отсутствует в списке Смоленских владык в Симеоновской летописи кон. XV в. (ПСРЛ. Т. 18. С. 23), но этот список неполон в начальной части.
И. неоднократно упоминается в Житии прп. Авраамия Смоленского, написанном учеником последнего прп. Ефремом после 1237 г. В центре житийного повествования находятся суд над прп. Авраамием Смоленским и последующее оправдание его. Образ И. в Житии контрастен: он выступает как гонитель преподобного, поверивший клеветникам, затем как его покровитель. Суд над прп. Авраамием (к тому времени иеромонахом Крестовоздвиженского мон-ря), обвиненным представителями смоленского духовенства в некой ереси и недостойной жизни, состоялся на епископском дворе. Оправданный князем и боярами, прп. Авраамий с 2 учениками тем не менее был оставлен И. под арестом (не исключено, что истинной целью этого решения было обеспечение их безопасности). На следующее утро прп. Авраамий, запрещенный в священнослужении, был приговорен к высылке в пригородный Богородицкий мон-рь на Селище, где он некогда принял постриг. Буд. Смоленский еп. Лазарь, бывший в то время священником, убежденный в несправедливости наказания прп. Авраамия, предсказал И. Божие наказание Смоленску. Тогда «блаженый Игнатий... скоро посла по всем игуменом и к всем попом, заповедая и запрещая всем от всякого речениа зла престати, яже на блаженаго Авраамия: «Се бо, послушав вас, на ся от Бога въсприях в векы опитемью. А вы, чада, покайтеся»». Тем не менее, по-видимому, прещение с прп. Авраамия тогда не было снято. Во время наступившей вскоре засухи (по данным дендрологического анализа, случившейся в 1210-1212) И. с собором духовенства и смолянами обходил город крестным ходом «с честным крестом и с иконою дръжащею Господа, и с честными святых мощьми», однако бедствие продолжалось. Лишь после беседы И. с неким иереем - сторонником прп. Авраамия (возможно, с прп. Ефремом, автором Жития прп. Авраамия) И. «въскоре посла по блаженаго Авраамия, и призвав, и испытав, яко все лжа и оглаголание по зависти и злобе диаволи бысть, и прости и, глаголя: «И благослови, честный отче, за неведение мое се ти сътворих, и весь град благослови, и прости послушавших лживых клеветник и оглагольник». И благослови пакы пречистую и честную литургию съвершати. «И моли Бога о граде и о всех людех, да помилуеть Господь и подасть богатно дождь Свой на земьлю»» (БЛДР. Т. 5. С. 46, 50). По молитвам прп. Авраамия засуха прекратилась.
В Житии прп. Авраамия также рассказывается об основании И. Авраамиева смоленского в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужского монастыря. Первоначально святитель предполагал воздвигнуть каменную ц. во имя сщмч. Игнатия Богоносца «в память собе» и устроить при ней мон-рь. Для этого он купил землю близ города, на к-рой поставил «церквицю во имя Богоносца... потом ту раздрушив и на ино место пресели, и основа болшу, и нарече во имя святое Владычица нашеа Богородица Положение честные Ризы и пояса. И быша в нем неколико братье, блаженым питаеми епископом Игнатием». Игуменом мон-ря И. поставил прп. Авраамия. «Велику же любовь потом стяжаста блаженая: епископ радоваашеся, яко таковаго дарова ему Бог свята и блаженна мужа, Авраамий же радоваашеся, яко тако дарова ему Бог свята и блаженна епископа». Вскоре («мало же по такой любви пожив») И. скончался. Житие сообщает о чуде по его преставлении, свидетелями к-рого были многие: «Велик свет сниде на нь с небесе, яко и страх нападе на вся, и тако взиде, радуяся, на небеса, свершив течение добре о Господе Бозе. И вси въпросим милости от Бога, да помилует ны по милости Своей, яко дарова святителя таковаго граду сему» (Там же. С. 52, 56). (В. Л. Янин отождествил не названного по имени Смоленского епископа, упомянутого в ряде летописей под 1206 (6714) в связи с погребением Марии Шварновны, с Лазарем, на основании чего счел возможным отнести управление И. Смоленской епархией ко времени не Мстислава Романовича, а Мстислава Ростиславича (1175-1178) (Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания 1-й трети ХIII в. // НИС. 1984. Вып. 2(12). С. 89-94). При этом исследователь не придал значения сообщению Троицкой и Симеоновской летописей, в котором Смоленский епископ назван Игнатием. Кроме того, в Житии прп. Авраамия в связи с судом над преподобным упоминается свящ. Михайловской (Свирской) ц. Лука Прусин, а эта княжеская церковь была возведена, вероятно, в 1191-1194, во всяком случае не ранее 1180.)
Время кончины И. неизвестно, несомненно лишь то, что его преемник Лазарь оставил Смоленскую кафедру ок. 1219 г. Указание на это содержится в послании свт. Симона, еп. Владимиро-Суздальского, киевскому черноризцу Поликарпу в Киево-Печерском патерике: «Пишет же ми княгини Ростиславляя Верхуслава, хотя тя поставити епископом или Новугороду на Онтониево место, или Смоленску на Лазарево место, или Юрьеву на Алексеево место» (Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик; Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21). Поскольку архиеп. св. Антоний был смещен с Новгородской кафедры осенью 1218 г. (свт. Симон умер в 1226, поэтому он не мог иметь в виду вторичное оставление Антонием кафедры в 1228), приблизительно в то же время Смоленская кафедра также была вакантной. Архиеп. Димитрий (Самбикин) писал, что мощи И. почивают под спудом в кафедральном Успенском соборе Смоленска (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 208), однако это не более чем предположение. Согласно В. В. Зверинскому, в кон. XIX в. мощи И. почивали в основанном им Авраамиевом мон-ре (Зверинский. Т. 2. С. 318), однако достоверность этого сообщения сомнительна (так, Зверинский приводит ошибочные сведения о сохранности в мон-ре мощей преподобных Авраамия и Ефрема, в то время как местонахождение мощей после разорения обители в 1611 остается неизвестным).
Характеристика И. в Житии прп. Авраамия как «святого», «преподобного», «блаженного» («воистинну святу и преподобну и к Богу тако подвизався, от уности потрудився и до самоя седины великаго священичьства... святитель великый Игнатий града Смоленьска» - БЛДР. Т. 5. С. 56) дает основание для утверждения о начале местного почитания святителя вскоре после его смерти, по крайней мере в Авраамиевом мон-ре. Об этом свидетельствует и канон в составленной не позднее XV в. службе прп. Авраамию (см.: Розанов. 1912), где И. наряду с преподобным прославляется как небесный покровитель Смоленска. Однако в списке-помяннике Смоленских владык в Требнике смоленского происхождения ГИМ. Син. № 377. Л. 226 об., ок. 1518 г., И. указан просто как 4-й Смоленский епископ (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 224). В сент. 1609 г. смоляне в грамоте смоленским дворянам, находившимся в Москве, писали о начале осады Смоленска польско-литов. войсками и обещали «Господу Богу, и Пречистой Богородицы, и к угодникам Ея Меркурию, и Аврамею, и Ефрему, и всем святым» скорее умереть, чем сдать город (АИ. Т. 2. № 265. С. 317). И. среди Смоленских святых здесь не назван.
В рукописи «Описания о российских святых» XVIII в., принадлежавшей П. И. Савваитову, говорится: «Святый Игнатий, епископ Смоленский, чудотворец; преставися в лето 6800 генваря в 29 день» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 211; в др. редакциях сочинения И. не назван чудотворцем, не указан день его кончины (Описание о российских святых, С. 31)). Указанная дата, соответствующая 1292 г. по Р. Х., неверна, день преставления соотнесен с днем перенесения мощей сщмч. Игнатия Богоносца. Под этим же днем и с указанием 6800 г. в качестве года смерти И. упоминался в Погодинских и Киево-Софийских святцах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558). В кон. XIX в. Е. Е. Голубинский включил И. в «Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» (Голубинский. Канонизация святых. С. 355).
Канонизацией И. можно считать внесение его имени в Собор Смоленских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по инициативе архиеп. Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка).
В рус. иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. описание облика святого не представлено. Одно из первых изображений И. появилось в связи с его прославлением в Соборе Смоленских святых (1984): на иконе 80-х гг. XX в. (до 2008 в Успенском кафедральном соборе в Смоленске) святой изображен в правой группе святых в 1-м ряду, стоящим за свт. Николаем (Касаткиным), архиеп. Японским, и блгв. вел. кн. Смоленским Глебом Святославичем. И. облачен в архиерейские одежды (саккос, омофор, митра с меховой опушкой), на груди панагия, в правой руке крест. Святитель изображен в преклонных летах, но волосы и клиновидная средней длины борода едва тронуты сединой.
В 2001 г. был создана икона с изображением 3 Смоленских святых, связанных со Спасо-Преображенским Авраамиевым мон-рем, «Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем» работы иконописца С. Кульманова (Преображенский собор Авраамиева мон-ря). Святые изображены фронтально в рост. Поверх темно-зеленой рясы И.- архиерейская мантия, на груди панагия, облачение довершает черного цвета монашеский клобук. Правой рукой благославляет, в левой - жезл.