ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том VII , С. 8-13
опубликовано: 6 ноября 2009г.

ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

РПЦ, создана в окт. 1840 г. с названием «Варшавская и Новогеоргиевская» в результате преобразования Варшавского вик-ства Волынской епархии в самостоятельную епархию. С янв. 1843 г.- Варшавская и Волынская, с июля 1860 г.- Варшавская и Новогеоргиевская, с 1875 г.- Холмская и Варшавская, с июня 1905 г.- Варшавская и Привислинская, с 1923 г.- Варшавская и Волынская. 17 сент. 1925 г. вошла в получившую неканоническим путем автокефалию Польскую Православную Церковь (каноническая автокефалия была дарована Польской Православной Церкви в 1948). Территория В. е. совпадала с границами Царства Польского в составе Российской империи. В епархии существовали вик-ства Люблинское (с 1875, в 1905 преобразовано в Холмскую и Люблинскую епархию, возрождено в 1922) и Новогеоргиевское (1912-1917).

Необходимость создания В. е. была вызвана тем, что «положение православной Церкви в Царстве Польском требовало дать ей более твердости во внутреннем устройстве» (из доклада обер-прокурора Святейшего Синода Н. А. Протасова имп. Николаю I). 1 окт. 1840 г. имп. Николай I подписал указ об образовании В. е., к-рой был усвоен 2-й класс, 5 окт. правящим Варшавским архиереем был назначен бывш. викарный Варшавский еп. Антоний (Рафальский) с возведением в сан архиепископа. За время пребывания архиеп. Антония на Варшавской кафедре количество храмов в епархии возросло с 12 до 18, в т. ч. за счет присоединения к Православию 3 униатских общин в селах Лукова, Бабице и Поток-Гурны Люблинской губ. В 1840-1841 гг. существовавшее при Варшавском вик-стве духовное управление было преобразовано в духовную консисторию.

Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве. Фотография. 1912 г.Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве. Фотография. 1912 г.

17 янв. 1843 г. на Варшавскую кафедру был назначен архиеп. Волынский и Житомирский Никанор (Клементьевский), объединивший под своим управлением Варшавскую и Волынскую епархии (носил титул «Варшавский и Волынский»). Временное объединение 2 епархий имело целью укрепить важную в миссионерском отношении, но бедную и имевшую небольшое число правосл. верующих В. е. за счет более благополучной Волынской епархии. За время пребывания архиеп. Никанора на Варшавско-волынской кафедре в Царстве Польском были построены правосл. храмы: во имя мц. царицы Александры при Александринском ин-те благородных девиц в мест. Пулавы (в 1848-1918 Нов. Александрия), во имя блгв. кн. Александра Невского при дворце в Лазенках в Варшаве, во имя мц. Александры в рус. Александринской колонии близ Новогеоргиевской крепости (ныне Модлин). Важным событием было открытие архиеп. Никанором первого в В. е. единоверческого прихода близ г. Сувалки, где издавна проживало значительное число старообрядцев, в 1848 г. по проекту К. А. Тона был построен единоверческий Покровский храм в усадьбе Каролин, переименованной в с. Покровское.

Архиеп. Никанора на Варшавской кафедре 6 нояб. 1848 г. сменил архиеп. Арсений (Москвин), являвшийся временно управляющим Волынской епархией, его основным местом пребывания стала Варшава. Архиеп. Арсений требовал от духовенства обязательного произнесения проповедей за богослужением, строго следил за исполнением закона, предусматривавшего воспитание в Православии детей от смешанных браков. Ко времени окончания пребывания владыки Арсения на кафедре (1860) количество правосл. храмов в Царстве Польском возросло до 40 (в т. ч. 2 собора и 25 приходских церквей). При архиеп. Арсении были освящены 2-я крестовая церковь при архиерейском доме в Варшаве - в честь Покрова Божией Матери (1849), 2 церкви в Ивангородской крепости (ныне Демблин), 6 подвижных храмов для таможенных служащих, завершено строительство правосл. храмов в селах Лукова (1850) и Поток-Гурны (1854), где к Православию присоединились униатские приходы. Был также устроен Николаевский домовый храм при Благородном муж. ин-те в Варшаве (1855). Наместник Царства Польского кн. И. Ф. Паскевич устроил домовый храм во имя св. Иоанна Богослова в своем имении Ивановском близ Ивангородской крепости (1856). В том же году был восстановлен самостоятельный приход при греч. Троицкой ц. на Подвале в Варшаве, ранее приписанный к кафедральному собору. К В. е. при архиеп. Арсении были причислены 4 бывш. гарнизонных церкви (в Плоцке, Ломже, Седлеце, Пултуске). В 1857 г. был освящен домовый храм св. ап. Иоанна Богослова в летней архиерейской резиденции в усадьбе в Гуре (близ Новогеоргиевской крепости). В связи с увеличением числа храмов В. е. в 1852 г. была разделена на 2 благочиннических округа. В сер. XIX в. правосл. паства в Царстве Польском, как и прежде, была немногочисленной, ее большинство составляли военные и чиновники, прибывшие из внутренних областей Российской империи; местных жителей, исповедовавших Православие, насчитывалось не более 3 тыс. чел.

Собор в честь Сошествия Св. Духа в Холме. Литография. 1896 г. (РГБ)Собор в честь Сошествия Св. Духа в Холме. Литография. 1896 г. (РГБ)

17 июля 1860 г. архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским стал Иоанникий (Горский). В 1860 г. Варшавско-Волынская епархия была разделена, вслед. чего материальное положение Варшавской кафедры осложнилось, возникли трудности с пополнением клира. В этой связи наместник Царства Польского кн. М. Д. Горчаков испросил у императора повышение денежного содержания для Варшавского архиерея с 3828 до 7828 р. в год. Положение В. е. изменилось после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. В период восстания мн. правосл. семьи были вынуждены покинуть Польшу, рус. язык и правосл. Закон Божий были почти повсеместно исключены из учебных программ, имели место случаи разграбления имущества правосл. храмов, покушения на правосл. священнослужителей (по ходатайству архиеп. Иоанникия всем пострадавшим клирикам позднее были выданы пособия). После подавления восстания, когда российское правительство начало проводить политику ликвидации автономии Царства Польского и его полного слияния с Российской империей, утратило свою силу положение о делах Греко-Российской Церкви в Царстве Польском от 1829 г., в соответствии с к-рым правосл. орг-ции края были подотчетны не только Святейшему Синоду, но и адм. структурам Царства Польского. С 1868 г. В. е. подчинялась Синоду на основаниях, общих с др. епархиями РПЦ.

После подавления восстания 1863-1864 гг. рус. правительство приняло меры для поддержки и координации строительства правосл. храмов в Польше, был открыт ежегодный церковно-строительный кредит в 25 тыс. р., на эти средства должны были строиться 2 храма в год. В 1866 г. Комитет по делам Царства Польского принял решение о выделении на строительство правосл. храмов в Польше по 100 тыс. р. ежегодно в течение 8 лет. За счет церковно-строительного кредита были возведены: совр. кафедральный собор Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) - храм св. равноап. Марии Магдалины в варшавском предместье Прага (заложен в 1867, освящен в 1869), Свято-Духовский храм в г. Седлеце (освящен в 1869), Вознесенский храм в Кельцах (освящен в 1870), храм во имя Всех святых в Петрокове (освящен в 1870), Свято-Троицкий храм в г. Рава Петроковской губ. (освящен в 1870), ц. во имя св. равноап. Кирилла и Мефодия в Ченстохове (освящена в 1872), ц. во имя св. Александра Невского в Кибартах (1870). К 1874 г.- времени окончания кредита - вместо предполагавшихся 37 храмовых зданий были возведены лишь 8 и начата постройка еще 3. По ходатайству архиеп. Иоанникия Гос. совет Российской империи обязал Мин-во внутренних дел продолжать ежегодные выплаты в размере 100 тыс. р. на строительство правосл. храмов в Привислинском крае. Помимо реализации церковно-строительного кредита храмы в В. е. строились и на средства, выделяемые как гос-вом, так и частными жертвователями. Т. о. были возведены правосл. храмы в городах Люблинской губ. Тарногрод (1864), Грубешов (1867) и Бела (1867). В 1868 г. в здании бывш. католич. Свято-Духовского костела в Холме устроили правосл. собор в честь Сошествия Св. Духа (освящен в 1870). В Плоцке были освящены Преображенская (1867) и кладбищенская Михаило-Архангельская (1871) церкви. Кроме того, количество храмов В. е. увеличивалось за счет церквей, переданных епархии Военным мин-вом: в 1864 г. Иоанно-Богословский храм в Холме (построен в 1852), в 1867 г.- крепостная ц. в г. Замостье, в 1868 г.- госпитальный храм в Ловиче. К 1875 г. число правосл. храмов в епархии достигло 60. С 1874 г. Синод выделял по 2 тыс. р. ежегодно на окормление клириками епархии паствы в районах, где не было храмов.

Церковь во имя Св. Духа в Кодене (Седлецкая губ.). 1520 г. Литография. 1896 г. (РГБ)Церковь во имя Св. Духа в Кодене (Седлецкая губ.). 1520 г. Литография. 1896 г. (РГБ)

После 1864 г. российские власти принимали активные меры к воссоединению с Православием проживавших в Холмском крае униатов. Главным деятелем воссоединения стал прот. Маркелл Попель (впосл. еп. Люблинский, викарий В. е.), в 1871 г. назначенный администратором униатской Холмской епархии. 1 мая 1875 г. Синод издал постановление о присоединении к Православию униатской Холмской епархии (268 храмов и ок. 250 тыс. чел.), для управления возвращенными из унии приходами было учреждено Люблинское вик-ство В. е., Варшавский архиерей стал титуловаться «Холмский и Варшавский».

16 нояб. 1875 г. на Холмско-Варшавскую кафедру был назначен архиеп. Леонтий (Лебединский). Перед ним стояла сложная задача утверждения воссоединенных униатов в Православии и реорганизации епархиальной жизни. С целью более глубокого ознакомления новообращенных с Православием архиеп. Леонтий при содействии властей организовывал паломнические поездки бывш. униатов к правосл. святыням, гл. обр. в Почаевскую и Киево-Печерскую лавры. Одной из важнейших задач являлось также воссоединение «упорствующих» униатов: в кон. 70-80-х гг. XIX в. в Православие ежегодно переходило по неск. десятков или даже сотен «упорствующих», одним из самых масштабных было воссоединение 434 униатов в I Грубешовском окр. в 1890 г. В 1875-1890 гг. из иных исповеданий в Православие переходили ок. 300-400 чел. ежегодно.

При архиеп. Леонтии продолжалось активное строительство правосл. храмов. В 1877 г. имп. Александр II утвердил «Правила для устройства церковных зданий в Привислинском крае», руководство строительством осуществляло Мин-во внутренних дел, с 1890 г.- епархиальные структуры. При архиеп. Леонтии были возведены церкви в городах Люблин, Грубешов, Калиш, Ломжа, Янов, Млава, Лодзь, Луков, Августов, Плонск, Коло, Томашов, Бела и др. Архиеп. Леонтий поддержал инициативу командующего Варшавским военным окр. И. В. Гурко (в 1883-1894 ген.-губернатор Привислинского края) по созданию новых войсковых церквей, на средства Военного ведомства было устроено неск. гарнизонных храмов в Щучине и Гонсиорове Ломжинской губ., а также близ г. Остроленка.

В 1879 г. было произведено новое распределение храмов В. е. по благочинническим округам: кафедральные соборы и еще неск. храмов были оставлены вне благочиний, храмы Варшавы объединены в I Варшавский округ, остальные храмы епархии разделены на 18 благочиннических округов. В епархии стали осуществляться выборы благочинных, 14 янв. 1880 г. архиеп. Леонтий утвердил составленную Холмским духовным правлением инструкцию для благочинных. В 1877 г. началось издание «Холмско-Варшавского епархиального вестника» (первоначально выходил 2 раза, с 1899 - 4 раза в месяц). В 1884 г. холмское Свято-Богородицкое братство организовало выпуск «Холмского народного календаря».

14 дек. 1891 г. на Холмско-Варшавскую кафедру был назначен Флавиан (Городецкий), бывш. еп. Люблинский, викарий В. е. (с 15 мая 1892 архиепископ). При архиеп. Флавиане храмоздательство в В. е. не было столь интенсивным, как в предшествующее время, тем не менее появились новые церкви в Любартове, Венгрове, Мехове, Томашове, Рыпине, Новорадомске, Раве, Ленчице, Соколове, Серпеце, Лукове, Влодаве и др., был открыт ряд сельских приходов, активно устраивались т. н. церкви-школы, т. е. домовые храмы в зданиях церковноприходских школ. При архиеп. Флавиане в Варшаве началось возведение Александра Невского собора (заложен 30 авг. 1894, освящен 20 мая 1912). Архиеп. Флавиан в отличие от своего предшественника архиеп. Леонтия, терпимо относившегося к элементам униатской обрядности в богослужении воссоединившихся приходов, стремился к строгой унификации богослужения и церковных обычаев по великорус. образцу, что настроило против него часть духовенства и прихожан из числа бывш. униатов. Особенно резко обрядовые перемены производились в епархии в 1894 г., что вызвало не только ропот среди части паствы, но даже открытые беспорядки (в частности, 8 сент. 1894 в посаде Кодень). Значительное число жителей Холмщины, числясь православными, продолжали придерживаться униатства: в 1895 г. таковых насчитывалось до 73175 чел., в 1897 г. только в 35 приходах из 276 воссоединившихся из унии все прихожане твердо держались Православия.

Церковь во имя архистрига Михаила в Варшаве. 1894 г. (сооружение для лейб-гвардии Литовского полка). Фотография. Нач. XX в.Церковь во имя архистрига Михаила в Варшаве. 1894 г. (сооружение для лейб-гвардии Литовского полка). Фотография. Нач. XX в.

27 февр. 1898 г. архиеп. Флавиана на Холмско-Варшавской кафедре сменил архиеп. Иероним (Экземплярский), к-рый сумел наладить более конструктивные отношения с гражданскими властями Привислинского края, дал большую инициативу духовенству на местах. Были изданы новые правила о вероисповедной принадлежности, в соответствии с к-рыми лицам, ошибочно записанным в число православных, разрешалось переходить в католичество, но при условии рассмотрения каждого конкретного случая епархиальным архиереем. Все эти меры позволили уменьшить напряженность в церковной жизни тех районов, где существовала проблема «упорствующих» униатов, их число стало медленно снижаться. При архиеп. Иерониме возводились новые храмы в соответствии с утвержденной в 1899 г. «Инструкцией временным комитетам по постройке и починке православных церквей Холмско-Варшавской епархии». Кроме того, после издания в 1901 г. Высочайшего повеления об обязательном строительстве при военных казармах отдельных зданий для полковых храмов в епархии было возведено много военных церквей, напр. в Варшаве, Мариамполе, Холме, Седлеце, Скерневицах, Новоминске, Конске, Сташове и Остроленке, Лапах, ряд сельских церквей. Новые храмы были построены также в городах Бела, Прасныш, Остров, Радом, Люблин, Кольно и др. В 1898 г. в епархии существовал 21 благочиннический округ.

Серьезные последствия для В. е. имело издание в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости». В крае усилилась католич. пропаганда. Мн. прежде воссоединившиеся с РПЦ униаты вновь отпали от Православия, причем иногда возвращались в унию целые приходы. С 17 апр. 1905 по дек. 1907 г. от правосл. Церкви в В. е. отпало 6590 чел.

16 июня 1905 г. Холмско-Варшавская епархия была разделена на Холмско-Люблинскую, в состав к-рой вошли Люблинская и Седлецкая губернии, и Варшавско-Привислинскую, занимавшую остальную часть Привислинского края.

Вскоре после начала первой мировой войны территории, на к-рых располагалась В. е., были оккупированы герм. и австро-венг. войсками. Варшавский архиеп. Николай (Зиоров; возглавлял епархию с 5 апр. 1908), епархиальная канцелярия, мон-ри, большинство правосл. клириков в 1915 г. были эвакуированы вместе с российской администрацией во внутренние губернии Российской империи, в военное время на территории В. е. совершали служение ок. 10 правосл. священников. После вступления немцев в Варшаву 5 авг. 1915 г. правосл. собор св. Александра Невского был обращен в гарнизонный костел св. Генриха, в к-ром совершали богослужения римо-католики и лютеране; в 1916 г. был переоборудован под костел и кафедральный Троицкий собор в Варшаве. После кончины архиеп. Николая (Зиорова), последовавшей 20 дек. 1915 г., Святейший Синод не поставлял архиереев на Варшавскую кафедру, в апр. 1917 г. временно управляющим В. е. был назначен Дмитровский еп. Иоасаф (Каллистов), к-рый не смог приступить к исполнению своих обязанностей из-за сложностей военного времени; в 1918 г. окормление правосл. паствы в Польше поручили Белостокскому еп. Владимиру (Тихоницкому).

Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника в варшавском р-не Воля. 1905 г. Фотография. 2003 г.Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника в варшавском р-не Воля. 1905 г. Фотография. 2003 г.

В 1919 г. было образовано Польское гос-во, в состав к-рого в 1921 г. (по советско-польск. Рижскому договору) вошли обширные области Зап. Украины и Зап. Белоруссии с многомиллионным правосл. населением. Власти Польского гос-ва начали проводить крайне враждебную по отношению к правосл. Церкви политику. В нач. 1919 г. варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе почти всех правосл. церквей (в 1913 в Варшаве действовало 3 правосл. собора, 3 приходские церкви, ок. 40 домовых и военных храмов и неск. часовен). Избежали закрытия лишь 2 храма, существующие и поныне: кладбищенский во имя прп. Иоанна Лествичника в р-не Воля и Мариинский в р-не Прага (ныне кафедральный собор). Др. правосл. храмы были переделаны под костелы или разрушены (среди них - Александро-Невский собор в Варшаве, уничтоженный в 1920-1926). Успенская и Троицкая греч. церкви в Варшаве были отданы униатам.

В 1921 г. определением Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода на Варшавскую кафедру был назначен митр. сщмч. Серафим (Чичагов), не допущенный польск. властями в страну. В сент. 1921 г. Патриаршим экзархом в Польше стал Минский архиеп. Георгий (Ярошевский), в янв. следующего года в сане митрополита возведенный на Варшавскую кафедру. Вскоре под нажимом польск. властей митр. Георгий и ряд др. правосл. архиереев избрали курс на достижение правосл. Церковью Польши полной автокефалии. 23 мая 1924 г. свт. Тихон направил письмо митр. Дионисию (Валединскому), занявшему Варшавскую кафедру после гибели митр. Георгия († 8 февр. 1923), с резким осуждением самочинного отделения Польской Церкви от Всероссийского Патриарха. В авг. 1924 г. польск. Синод обратился к Патриарху Тихону с просьбой о даровании автокефалии Польской Церкви, ответа от Святейшего Патриарха на это послание не последовало. Тогда митр. Дионисий послал письмо с такой же просьбой к К-польскому Патриарху Григорию VII, к-рый 13 нояб. 1924 г. подписал томос о даровании Польской Церкви автокефалии. 17 сент. следующего года томос был зачитан представителями К-польского Патриархата в храме св. Марии Магдалины в Варшаве, с того времени Варшавская митрополия продолжила свое существование в качестве первенствующей кафедры ПАПЦ (см. Варшавско-Бельская епархия ПАПЦ).

Церковно-общественные организации

С янв. 1856 г. в В. е. действовало попечительство о бедных духовного звания, в 1889 г. был создан Попечительский фонд для обеспечения заштатного духовенства, вдов и сирот из духовного сословия, в 1895 г. фонд получил новый устав, согласно к-рому в его состав вошли все священнослужители епархии. В 1890 г. Холмско-Варшавский архиеп. Леонтий учредил стипендию, к-рая выплачивалась вдовам и сиротам клириков. В 1903 г. в Варшаве открылось Об-во распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. К нач. XX в. при приходах епархии действовали 243 б-ки.

Церковь во имя свт. Николая Марликийского в Замостье. 1604 г. Литография. 1896 г. (РГБ)Церковь во имя свт. Николая Марликийского в Замостье. 1604 г. Литография. 1896 г. (РГБ)

После издания в 1864 г. положения о создании приходских попечительств при правосл. храмах в В. е. было открыто попечительство при Новогеоргиевском соборе (1865), затем при церкви в Ивангородской крепости; в 1891 г. в епархии насчитывалось 289 попечительств, в 1897 - 348, в 1904 - 318. Попечительства занимались ремонтом и украшением храмов, устроением приходских школ, делами милосердия и благотворительности и др. Аналогичные цели ставило перед собой и учрежденное в 1866 г. в Варшаве Русское благотворительное об-во под покровительством наместника Царства Польского и попечительством архиепископа Варшавского, в к-рое входило почти все духовенство епархии. Оно снабжало наиболее нуждающиеся храмы В. е. богослужебными книгами, помогало деньгами, имело 4 отд-ния: 2 в Кельцах, Петрокове и Люблине, в 1868 г. открыло в Варшаве приют (Мариинский) для 60 правосл. детей, принятых под покровительство имп. Марии Феодоровны; в 1886 г. в приюте воспитывались 236 детей.

Архиеп. Иоанникий (Горский). Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА)Архиеп. Иоанникий (Горский). Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА)

Важную роль в церковно-общественной жизни Привислинского края играли правосл. церковноприходские братства, ставшие преемниками древних западнорус. объединений правосл. мирян. Наиболее многочисленным и активным было холмское Свято-Богородицкое братство, возобновленное при кафедральном соборе в 1879 г. и в 1882 г. принятое под покровительство имп. Александра III. В год возобновления братства в нем состояли 554 чел., в 1902-1903 гг.- 1858 чел. Братство учредило неск. стипендий для учащихся Холмских ДС и ДУ, в 1882 г. открыло церковно-археологический музей с обширным собранием памятников церковной старины Холмской Руси, издавало душеполезную лит-ру. Большое значение в жизни В. е. имело Свято-Николаевское братство, открытое в 1877 г. при Николаевской ц. в Замостье, с 1888 г. состоявшее под покровительством вел. кн. Владимира Александровича. Братство противодействовало католич. пропаганде и помогало воссоединению униатов с Православием. Оно создало приют для мальчиков, содействовало устроению церковных хоров и сельских школ, помогало нуждающимся. К кон. 1877 г. в Замостском братстве состояли 392 чел., в 1902-1903 гг.- 314 чел. В 1887 г. было открыто братство при кафедральном Троицком соборе в Варшаве, занимавшееся попечением о правосл. воспитании детей от смешанных браков, преимущественно сирот. Братство в 1888-1889 гг. насчитывало 870, в 1904 г.- 980 членов. После издания в 1881 г. общего братского устава были возобновлены или учреждены и др. братства, к 1895 г. их в В. е. насчитывалось 319.

Духовные учебные заведения

После преобразования Варшавского вик-ства в самостоятельную епархию продолжили свою деятельность ранее созданные ДУ в Варшаве и начальное уч-ще в Яблочинском прп. Онуфрия Великого муж. мон-ре. В 1868 г. Варшавское ДУ было изъято из подчинения Волынской ДС и передано в ведение епархиального архиерея, в 1878 г. уч-ще получило новое 2-этажное здание, число учащихся возросло с 40 до 124 чел. В нач. 1875 г. униатские семинария и уч-ще в Холме были обращены в правосл. и переданы в ведение Синода, Холмская ДС была поставлена под надзор Люблинского епископа. В 1882-1887 гг. семинарию и школу причетников при кафедральном соборе в Холме преобразовали по образцу др. семинарий и уч-щ Российской империи. В 1897 г. при Яблочинском мон-ре открылась годичная школа псаломщиков, там же существовало уч-ще рисования для подготовки иконописцев. Во время первой мировой войны часть духовных учебных заведений была эвакуирована, большинство прекратили существование.

Церковноприходские школы

При архиеп. Иоанникии (Горском) в епархии были открыты многочисленные начальные уч-ща и церковноприходские школы. В 1886 г. начала работу школа при Леснинском жен. мон-ре с обучением по программе 2-классных церковноприходских школ. В 1877 г. в В. е. насчитывалось 33 школы и уч-ща, существовавшие при храмах, из них лишь 2 содержались за счет епархии (в Яблочинском мон-ре и при ц. св. Марии Магдалины в Варшаве), 29 находились в ведении Мин-ва народного просвещения и 2 - в ведении таможенного ведомства. В 1899-1900 гг. в В. е. действовала 81 церковноприходская школа (3 второклассных, 3 двуклассных, 75 одноклассных) и церковно-учительская школа.

Монастыри

В В. е. (до выделения из нее Холмской епархии) существовали мон-ри Яблочинский Онуфриевский (муж., основан в Седлецкой губ. ок. 1497-1498), Леснинский Богородицкий (жен., основан в Седлецкой губ. в 1884 как община, в 1889 преобразован в мон-рь), Вировский во имя Всемилостивого Спаса (жен., основан в Седлецкой губ. в 1894 как отд-ние Леснинского мон-ря, в дек. 1898 преобразован в самостоятельный мон-рь), Воронцово-Благовещенский (жен., основан в Люблинской губ. в 1903), Радочницкий прп. Антония Печерского (жен., основан в Люблинской губ. в XVII в. как католич. бернардинский мон-рь, с 1869 униатский приходской храм, в 1875 присоединился к РПЦ, с 1885 муж. мон-рь, с 1899 приписная к Леснинскому мон-рю жен. община, в 1901 преобразован в самостоятельный мон-рь), Теолинский в честь Преображения Господня (жен., основан в Сувалкской губ. в 1894). В 1903 г. при церкви в с. Турковицы Грубешовского у. Люблинской губ. была образована жен. община во имя Покрова Пресв. Богородицы, приписанная к Радочницкому мон-рю. После образования в 1905 г. Холмской епархии в В. е. остался Теолинский мон-рь.

Архиереи

архиеп. Антоний (Рафальский; 5 окт. 1840 - 17 янв. 1843); архиеп. Никанор (Клементьевский; 17 янв. 1843 - 4 нояб. 1848); архиеп. Арсений (Москвин; 6 нояб. 1848 - 1 июля 1860); архиеп. Иоанникий (Горский; 17 июля 1860 - 16 нояб. 1875, с 1 мая 1875 Холмский и Варшавский); архиеп. Леонтий (Лебединский; 16 нояб. 1875 - 17 нояб. 1891); еп. Флавиан (Городецкий; 14 дек. 1891 - 21 февр. 1898, с 15 мая 1892 архиеп.); архиеп. Иероним (Экземплярский; 27 февр. 1898 - 2 нояб. 1905, с 16 июня 1905 Варшавский и Привислинский); архиеп. Никанор (Каменский; 9 дек. 1905 - 5 апр. 1908); архиеп. Николай (Зиоров; 5 апр. 1908 - 20 дек. 1915); в 1916 г. временно управляющим епархией назначен Дмитровский еп. Иоасаф (Каллистов), в управление не вступил; в 1918-1921 гг. епархией временно управлял Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий); митр. сщмч. Серафим (Чичагов; назначен 17 сент. 1918, не смог выехать в епархию); митр. Георгий (Ярошевский; 30 янв. 1922 - 8 февр. 1923); митр. Дионисий (Валединский; с 27 февр. 1923, 17 сент. 1925 возглавил Варшавскую кафедру неканонически провозглашенной ПАПЦ).

Лит.: Корженевский И., прот. Состояние Варшавской епархии под управлением преосв. Арсения // Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1879. № 3; Лотоцкий А., прот. Церк.-ист. и стат. описание Варшавской правосл. епархии. Почаев, 1863; Список церквей, часовен, приходов и священнослужителей Холмско-Варшавской епархии с показанием местностей, составляющих приходы, числа прихожан и количества церк.-приходских земель. Варшава, 1882. Прил. к № 17/18 Холмско-Варшавского епарх. вестн.; Сидоров А. А. Русские и рус. жизнь в Варшаве, 1815-1895: Ист. очерк. Варшава, 1901; Козловский Р. Варшавская епархия РПЦ со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875): Курс. соч. / МДА. Загорск, 1959. Ркп.; Лысынкевич И. История Холмско-Варшавской епархии (1875-1905): Курс. соч. / МДА. Загорск, 1960. Ркп.; Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше // ЖМП. 1971. № 1. С. 45-48; Свитич А. Правосл. Церковь в Польше и ее автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в XX ст. М., 1997; Сокол К. Г. Русская Варшава. М., 2002.
В . И . Петрушко
Рубрики
Ключевые слова
См.также