(† 1-я треть IX в.), прп., еп. Парийский, исп. (пам. 12 апр.). За свою добродетельную жизнь В. был избран епископом Пария, входившего в состав митрополии Кизика (Геллеспонт). Во время правления императоров-иконоборцев он отстаивал правосл. веру: избегал всякого общения с еретиками, не позволял им действовать в своей епархии, не подписывал письменные постановления имп. власти и иконоборческих патриархов об уничтожении икон. При содействии В. началась церковная карьера буд. Патриарха К-польского свт. Игнатия, к-рого он поставил в чтеца, затем во диакона и, наконец, во иерея. За свою верность иконопочитанию В. подвергся мн. гонениям и лишениям, но до конца своих дней сохранил чистоту учения Церкви. Краткое житие В. сохранилось в составе Минология Василия II (см. ст. Василия II Минология) (PG. 117. Col. 400) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 597). В них не уточняется, при каких императорах-иконоборцах протекало пастырское служение В., лишь его упоминание в житии Патриарха Игнатия позволяет уточнить годы жизни В. и отнести его деятельность ко 2-му периоду иконоборчества.
В студийских Типиконах память В. указывается редко. Служба В. кратко описана в Евергетидском Типиконе кон. XI в., без упоминания тропаря и кондака (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445). Его последование также встречается в списках студийских Миней (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 105).
По Иерусалимским Типиконам и Минеям вплоть до используемого ныне в РПЦ, на память В. совершается будничная служба без тропаря. Служба не отмечается праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова).
Корпус песнопений В. включает кондак 2-го гласа, под. «Вышних ища» « » (отсутствует в греч. Минее); канон 8-го гласа (согласно греч. Минее и Евергетидскому Типикону - творение Феофана), ирмос: «῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσεὶ ξηράν» ( ), нач:. «Τὸ ἄφραστος φῶς σοι καὶ τριλαμπές, ἐν τῇ ἀσαλεύτῳ, βασιλείᾳ τῶν οὐρανῶν, ἀνέτειλε Πάτερ» ( ) и 3 стихиры. Канон и стихиры зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. В совр. греч. Минее указан тропарь « », стихиры - иные.
Единоличный образ В., в святительском облачении (фелонь, омофор) в рост, представлен: в миниатюрах Минологиев (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 35v, 1327-1340 гг.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 109 об., XV в.); в настенных минологиях церквей Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334-1343 гг. (погрудно), Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в притворе нартекса ц. архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г. (погрудно); на минейных иконах на апрель (напр., XVI в., ВГИАХМЗ; на годовой Минее нач. XIX в., Устюженский краеведческий музей). Образ В. (?) как небесного покровителя вел. кн. Василия III Иоанновича представлен на правой створке трехстворчатого складня с изображением Деисуса (1490, ГТГ); на нижней кайме шитой пелены «Богоматерь Владимирская, с избранными святыми», вложенной П. С. Строгановым в сольвычегодский собор Благовещения Пресв. Богородицы (1626, СИХМ).
В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в., об облике В. сказано: «Сед изжелта, брада Евфимиева или аки Власиева, подвоилася, ризы кресты черны, белилы прописаны, кудряв, амфор (омофор) и Евангелие» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 88). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, добавлено: «типа схожаго с сирийским... в руках икона Спасителя и хартия с надписью» (С. 246).