(в монашестве Варлаам; после 1565, Крыпецкий во имя св. Иоанна Богослова мон-рь?), псковский свящ., автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями).
Сведения о В. известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность В. приходится на 40-60-е гг. XVI в. и связана с митр. св. Макарием. Можно предположить, что рукоположение В. во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Вел. Новгорода и Пскова (1526-1542). Позднее, овдовев, В. принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житии прп. Саввы Крыпецкого, к-рые совершились в 1557-1564 гг., явствует, что в эти годы В. был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова муж. мон-ря, возможно, здесь он и скончался.
Наиболее ранним трудом В. является житие прп. Евфросина Псковского ( 1481), составленное в 1547 г. по просьбе иноков псковского Елеазарова мон-ря во главе с игум. Феодосием в связи с канонизацией прп. Евфросина на Соборе 1547 г. Основным источником для автора явилась первоначальная редакция жития святого кон. XV - нач. XVI в., в к-рой большое место уделено вопросу двоения аллилуия. В. систематизировал первоначальное житие в хронологическом порядке и сделал нарративные дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иером. Пахомия Логофета. В житие включены послание прп. Евфросина Новгородскому архиеп. св. Евфимию II (Вяжицкому) и ответ святителя, а также молитвы преподобного к Пресв. Богородице и перед кончиной. Завершает житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд В. был включен свт. Макарием в Успенский и Царский списки Великих Четьих Миней (ВМЧ).
Вскоре после Собора 1547 г. В. составил также 4-ю редакцию жития блгв. кн. Александра Ярославича Невского, прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской II летописи, кроме того, он использовал выписки из житий блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиеп. Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из жития ярославских князей Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданного иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Антонием. Молитва, к-рую кн. Александр Невский произносит перед боем, заимствована В. из Сказания о Мамаевом побоище. В конце жития В. обращается к святому с традиц. просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех правосл. христиан, в т. ч. за себя - «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божиа Василиа... написавшаго тебе малое сие гранословие». В. знал о чудесах, совершавшихся от мощей кн. Александра Невского, но в житии их не описал. Творение В. включено в Царский список ВМЧ.
Ок. 1549-1551 гг. В. составил проложную редакцию жития мч. Георгия Нового ( 1515). Основой для этого труда стала пространная редакция жития, написанная иеромонахом домового храма Новгородских архиереев Илией по рассказам афонских монахов, побывавших в Вел. Новгороде в 1539 г. Текст В. был отредактирован митр. Макарием, впосл. он был включен в Пролог (М., 1643).
В 1550-1552 гг. агиограф создал пространное житие блгв. кн. Всеволода-Гавриила Псковского ( 1138) (РГБ. Рум. № 397. Л. 390 об.- 417 об., XVI в.), главным источником для к-рого послужили летописные записи о князе, а также устные свидетельства «старца клирика Ивана... добре ведуща яже о святем повествования от неложных мужей псковских старейших» (в частности, в описании чудес, совершавшихся от мощей св. Всеволода-Гавриила в кон. XV - 1-й пол. XVI в.). Характеристика князя написана под влиянием житий св. князей Александра Ярославича Невского и Феодора Ростиславича Ярославского. Повествование об обретении мощей заканчивается сообщением об установлении празднования князю и похвалой ему. В описании чудес встречаются интересные особенности, говорится, напр., об обычае ставить заветную свечу в рост больного перед ракой князя. Это житие также было включено свт. Макарием в состав ВМЧ.
Как считает В. И. Охотникова, В. начал работать над составлением жития и похвалы прп. Савве Крыпецкому (РНБ. Собр. ОЛДП. № 258. Л. 137-210) по благословению крыпецкого игум. Иосифа (1551-1554), к апр. 1554 г., когда были обретены мощи святого, была составлена 1-я редакция, в 1555, 1559-1560, 1562-1564 гг. В. дополнил ее описанием чудес, совершавшихся от мощей святого. Главным источником для жития стали рассказы насельников мон-ря, автор также использовал житие прп. Варлаама Хутынского, написанное Пахомием Логофетом. В предисловии к житию В. высказывает обычную для его времени мысль о Руси как единственной хранительнице благочестия: в К-поле «вера православная испроказися Махметовою прелестию от безбожных турок, зде же в Рустей земли паче просия святых отец наших учением».
В 1558 г. уже принявший монашество агиограф написал житие Новгородского архиеп. Нифонта ( 1156), основываясь на сказании о святителе из Киево-Печерского Патерика Кассиановской редакции. Варлаам дополнил сказание предисловием, неск. известиями о святителе и похвалой святому. В конце жития сообщается, что канонизация архиеп. Нифонта состоялась при митр. Макарии (по-видимому, на Соборе в 1549). В эти же годы иером. Варлаам по поручению митр. Макария создал 4-ю редакцию жития Новгородского еп. Никиты ( 1108) (ГИМ. Увар. № 429. Л. 52-78). Для этого он воспользовался произведением инока Зиновия Отенского, написанным в связи с обретением мощей свт. Никиты в новгородском Софийском соборе в 1558 г.
Также по благословению свт. Макария агиограф между 1558 и 1563 гг. создал пространную редакцию жития юрьевского сщмч. Исидора ( 1472) на основе краткой редакции. Помимо лит. обработки текста Варлаам усилил его антикатолич. направленность. Написанное в разгар ливонской войны, житие мч. Исидора было очень актуально, его «призывы, опирающиеся на живой пример русских, героически страдавших на тех землях, где теперь шли бои, не могли не звучать чрезвычайно действенно» (А. И. Рогов).
Псковской тематике посвящено также созданное Варлаамом в 1565 г. «Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской». В «Сказании» описывается «чудо слезного знамения» - заступничество Пресв. Богородицы за Псков и псковичей ввиду угрозы со стороны Литвы.
По предположению Е. В. Неберекутиной, В. является автором неск. статей в «Книге Степенной царского родословия» - «Похвалы Василию», «Сказания о Данииле Переяславском» и «Чудес», а также одним из редакторов жития равноап. кнг. Ольги.
В рукописях встречаются проложные жития прп. Евфросина (РГБ. Рум. № 397), прп. Саввы Крыпецкого (Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 532-533), св. Александра Невского, созданное по редакции В. (РГБ. Рум. № 397, Л. 348 об.-353),- святых, над чьими жизнеописаниями в свое время трудился В. Однако вопрос о принадлежности проложных редакций псковскому священнику нуждается в дальнейшем изучении.
Гимнографическое наследие В. не исследовано. Его перу принадлежат службы прп. Евфросину Псковскому, кн. Всеволоду-Гавриилу (кон. 40-х гг.), прп. Савве Крыпецкому, еп. Нифонту, мч. Георгию Новому. В основу последней службы положено творение митр. Григория Цамблака на память Иоанна Нового. Служба мч. Георгию, по мнению И. И. Калиганова, написана в кон. 40-х гг., вошла в богослужебную Минею (М., 1626).
В. П. Адрианова-Перетц атрибутирует В. Похвальное слово прп. Алексию человеку Божию, известное по рукописи нач. XVII в. (Орлов А. С. Б-ка Моск. Синодальной типографии. М., 1896. Вып. 1 (Сборники). С. 46. № 7 (199)). Оно было написано после 1559 г., основными источниками послужили житие прп. Алексия в составе древней редакции Златоструя, а также жития прп. Евфросина Псковского и др. труды псковского агиографа. А. И. Плигузов высказал предположение о принадлежности В. одной из редакций жития прп. Иосифа Волоцкого. П. М. Строев и архиеп. Филарет (Гумилевский) приписывают В. житие прп. Арсения Коневского, созданное коневским игум. Варлаамом, однако оснований для отождествления псковского писателя с коневским игуменом нет.
Лит. образцом для В. служили труды выдающихся писателей, использовавших стиль «плетения словес», в первую очередь сочинения Пахомия Логофета, из к-рых псковский автор делал многочисленные, не всегда оправданные историческим содержанием заимствования в свои сочинения. В. зачастую механически переносил тексты, в частности характеристики святых, из одного жития в другое, что обедняло фактическое содержание его произведений и даже приводило к искажению исторической реальности. Нек-рые жития, написанные В., не изданы.