(Алексий; 2-я пол. XVI в.- 1-я пол. XVII в.), инок, ученик прп. Иринарха Ростовского († 1616), автор его жития, сохранившегося в большом числе списков XVII-XIX вв.,- единственного источника сведений о жизни самого А. Р. Научного издания жития и его текстологического исследования нет. Житие прп. Иринарха было написано А. Р., как предполагал В. О. Ключевский, вскоре после кончины преподобного - в 1616 г.
О себе А. Р. сообщает очень кратко, но тем не менее образ его как усердного ученика, день и ночь проводившего в молитве, послушании и посте, возникает на страницах жития довольно часто. Узнав о подвижнической жизни прп. Иринарха, подвизавшегося в затворе в ростовском Борисоглебском мон-ре, А. Р. пришел к нему с просьбой о постриге и ученичестве. Это произошло ок. 1586/87 г., когда настоятелем обители был строитель Варлам (в миру Владимир), бывш. ключарь московского Архангельского собора. А. Р. жил рядом с прп. Иринархом 30 лет, долгое время оставаясь его единственным учеником. Лишь в описании событий 1610 г. на страницах жития появляется имя еще одного ученика - Корнилия. 3 раза по поручению прп. Иринарха А. Р. побывал в Москве. В 1608 г. А. Р. сопровождал своего учителя, шедшего сообщить царю Василию (Шуйскому) о видении, предвещавшем разорение Московского царства от поляков. 2-й раз А. Р. приходил в Москву к кн. М. В. Скопину-Шуйскому, чтобы вернуть крест прп. Иринарха, к-рым последний благословил князя на борьбу с литовцами в 1610 г. Также А. Р. приходил и к кн. Д. М. Пожарскому за благословенным крестом прп. Иринарха и просьбой об освобождении Борисоглебского мон-ря от сборов в ополчение по случаю разорения обители и ее слобод литовцами. По мнению А. Р., благословение прп. Иринархом князей Скопина-Шуйского и Димитрия Пожарского сыграло большую роль в победе этих князей над интервентами. А. Р. делил со своим учителем не только труды и молитвы, вместе с ним он смиренно переносил гонения от игумена и братии. По словам Ключевского, житие прп. Иринарха «ярко рисует падение монастырской дисциплины и нравственную распущенность в русском монашестве, обнаружившуюся с половины XVI в.».
Житие прп. Иринарха, написанное А. Р., послужило источником для единственной житийной иконы преподобного, происходящей из Борисоглебской обители и хранящейся в Ростовском музее. Икона датируется 2-й пол. XVII в.- временем, когда еще живы были монахи, помнившие прп. Иринарха и А. Р. В последнем клейме иконы («Преставление преподобного Иринарха») изображено окончание заупокойной службы, когда возлагают крышку на гроб. Иером. Петр с книгой в руке совершает службу, рядом стоит группа монахов, впереди к-рых особо выделяется один, с умилением взирающий на прп. Иринарха и протянувший к нему руки. Это монах средних лет, у него широкое лицо с небольшой русой бородой. Вероятно, здесь изображен А. Р., первый ученик и автор жития преподобного. Год, место смерти и погребения А. Р. неизвестны. Лишь в «Списке угодников Божиих Ярославской епархии» (1887) А. Р. выделен как местночтимый святой, но память его не указана. В Минее 1987 г. имя А. Р. в Соборе Ростовских святых не указано.