Александр Иванович (10.08.1867, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 1.06.1933, Тамбов), богослов, историк Церкви. Из семьи священника, брат И. И. и В. И. Бриллиантовых. В 1881 г. окончил Кирилловское ДУ, в 1887 г.- Новгородскую ДС. В 1887-1891 гг. учился в СПбДА, после ее окончания получил степень канд. богословия. В 1891/92 г. оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1892-1893 гг. преподавал Закон Божий в 2 городских уч-щах в С.-Петербурге. В 1893-1900 гг. в Тульской ДС преподавал историю и обличение рус. раскола, обличительное богословие, с 1895 г. одновременно исполнял обязанности епархиального миссионера Тульской епархии. В июле 1898 г. защитил в СПбДА магист. дис. «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». С мая 1900 г. являлся доцентом на кафедре общей церковной истории СПбДА, с дек. 1903 г. экстраординарным профессором, курс лекций Б. по общей церковной истории сохранился в рукописях и литографических изданиях. Участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901-1903 гг. В июле 1914 г. удостоен степени д-ра церковной истории по совокупности трудов. С сент. 1914 г. ординарный профессор СПбДА. С 1900 г. служил делопроизводителем Комиссии Святейшего Синода по старокатолич. и англикан. вопросам. В течение ряда лет состоял председателем Библиотечной комиссии СПбДА.
Б. являлся членом Предсоборного Присутствия (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., на к-ром исполнял обязанности секретаря. Весной 1917 г. был одним из кандидатов на митрополичью кафедру Петрограда. В окт. 1918 - июле 1922 г. служил преподавателем, затем профессором церковной истории в 1-м Петроградском педагогическом ин-те, в 1920-1923 гг. преподавал в Петроградском богословском ин-те. Предпринимал усилия к сохранению б-ки СПбДА, из фондов к-рой 18 дек. 1918 г. был образован филиал ГПБ (до 1932 располагался в здании академической б-ки). В нач. 1919 г. подготовил «Справку о библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии». В дек. 1919 г. Б. был избран чл.-кор. Российской АН (с 1924 АН СССР), являлся членом комиссии АН по истории знаний и Русско-византийской комиссии. С 22 мая 1921 г. действительный член Палестинского Православного об-ва. В 1919-1921 гг. работал во 2-м отд-нии 4-й секции Единого гос. архивного фонда (ЕГАФ, бывш. архив Святейшего Синода) в качестве архивариуса, затем старшего архивариуса, помощника управляющего и зав. фондом, уволен по сокращению штатов. С 15 нояб. 1921 г. библиотекарь 1-го филиального отд-ния ГПБ, с 1925 г. главный библиотекарь. 1 марта 1930 г. вышел на пенсию. 10 июня 1930 г. в числе мн. др. академических работников арестован и привлечен по «Академическому делу», в февр. 1931 г. приговорен к расстрелу, 10 мая смертный приговор заменен на 5 лет лагерей с конфискацией имущества. 26 мая 1932 г. Б. освобожден и сослан в Тамбов, где через год скончался.
Научную известность Б. принесла магист. дис. «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». Б. установил влияние на Иоанна Скота Эриугену его предшественников в богословии и философии, обстоятельно охарактеризовав «Ареопагитики» и богословские взгляды блж. Августина, свт. Григория Нисского и прп. Максима Исповедника. Б. пришел к выводу о принципиальном различии зап. богословия, основные идеи к-рого изложены блж. Августином, от вост., наиболее отчетливо выраженного в «Ареопагитиках» и творениях прп. Максима Исповедника. Б. указал, что в зап. богословии основное внимание обращено на внутреннюю, психологическую жизнь человека, а в вост.- на онтологические темы. В психологизме блж. Августина и онтологизме «Ареопагитик» и трудов прп. Максима, по мнению Б., проявилась сущность зап. и вост. богословия, что впосл. привело к различию католич. и правосл. миросозерцания. Б., исследуя философские и богословские идеи Эриугены, обратил особое внимание на учение о человеке, согласно к-рому перед человеком стоит задача возвратить весь мир к Богу.
Ряд исследований Б. посвящен церковной истории, преимущественно истории догматических споров и ересей. Темой ст. «К истории арианского спора до Первого Вселенского Собора» стала датировка Антиохийского Собора (324). В работе «Происхождение монофизитства» автор, проанализировав монофизитство в крайнем, евтихианском (см. Евтихий), варианте, показал его зависимость от арианства. В соч. «Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.» Б. пришел к выводу, что установившийся на Востоке союз Церкви с гос-вом имел источником не законодательство равноап. имп. Константина, а предшествовавшие ему греч. и рим. национальные и политические традиции. В связи с решением Святейшего Синода о проведении исследований с целью установления «надлежащего чествования св. Максима на месте его погребения в Закавказье» (1908) Б. написал очерк «О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника» (переработанный вариант записки, представленной в Синод 16 дек. 1913). В 1908-1918 гг. Б. занимался сбором материалов для докт. диссертации, посвященной истории монофелитского спора (сохр. рукописные отрывки). Неопубликованным осталось и одно из последних сочинений Б. «История развития папской власти в Западной Европе (II-IX вв.)» (написано ок. 1922), в к-ром ученый выступил против авторитаризма в Церкви, критикуя не только папство, но и «вселенские» притязания К-польского Патриарха. Перу Б. принадлежат также очерки о профессорах СПбДА В. В. Болотове и И. В. Чельцове, Пензенском еп. Иннокентии (Смирнове). Особой заслугой ученого является обработка и подготовка к печати наследия Болотова, публикация его «Лекций по истории древней Церкви» (1907, 1910) и др. сочинений в ж. «Христианское чтение».
В нач. ХХ в. Б. принимал активное участие в спорах о реформе церковного устройства. В записках, приложенных к отзыву С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) по вопросу о церковной реформе, Б. высказался за созыв Поместного Собора РПЦ, на к-ром должны быть широко представлены белое духовенство, а также миряне. В максимальном вовлечении в жизнь Церкви всех ее членов Б. видел путь приближения к идеалу апостольских времен. Он полагал, что высшей властью в Поместной Церкви обладает Собор, исполнительная власть должна принадлежать постоянно действующему Синоду, к-рый избирается Собором. Б. выступал против восстановления в Русской Церкви Патриаршества «в том виде, как оно существовало прежде в Греции и в России» (Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 3. С. 121).