БРИХНИЧЁВ
Том VI , С. 258
опубликовано: 7 октября 2009г.

БРИХНИЧЁВ

Свящ. И. П. Брихничев. Фотография. 1906 г.Свящ. И. П. Брихничев. Фотография. 1906 г. Иона Пантелеймонович (15.06.1879, Тифлис -28.03.1968, Москва), поэт, публицист, издатель, лидер движения «голгофских христиан». Род. в семье кузнеца. Окончил кутаисское церковноприходское уч-ще. В 1893 г. поступил в Тифлисскую ДС, учился в одном классе с И. В. Джугашвили (Сталиным). После окончания семинарии был рукоположен во священника и назначен на приход в с. Пасанаури, вскоре переведен настоятелем храма в Тифлис. В 1906 г. активно включился в политическую жизнь, стал членом «Христианского братства борьбы», возглавляемого В. Ф. Эрном и В. П. Свенцицким. В тифлисской газ. «Возрождение» опубликовал 2 «Открытых письма» с осуждением гос. церковной политики и «черносотенного» духовенства. С кон. апр. 1906 г. издавал радикальную газ. «Встань, спящий!», вскоре запрещенную и выходившую до кон. июня под др. названиями («Наша мысль», «Ходите в свете», «Маяк», «Встань и ходи»). 21 июня 1906 г. арестован, приговорен к году тюремного заключения, решением Святейшего Синода лишен священнического сана. С июня 1907 г. находился в ссылке в г. Егорьев-ске Рязанской губ. В 1908 г. жил в Ростове-на-Дону, в 1909 г.- в Саратове и Царицыне, издавал ряд журналов («Пойдем за ним», «К свету», «Слушай, земля») и 2 газеты («Царицынская мысль» и «Город и деревня»).

В сент. 1909 г. Б. переехал в Москву. Находясь под сильным влиянием старообрядческого еп. Михаила (Семёнова), вместе с С. И. Гусевым-Оренбургским и Свенцицким создал религиозно-политическое движение «голгофских христиан», провозгласившее самопожертвование («Голгофу») единственным путем к спасению и призывавшее к радикальной реформе Церкви и разрушению существующего гос. строя. В 1910-1912 гг. для пропаганды своих идей Б. издавал ж. «Новая земля». После разрыва с еп. Михаилом и запрещения журнала в поисках новой идеологии обратился к учению Н. Ф. Фёдорова. В 1912 г. Б. выпустил 1 номер ж. «К новой земле» и 3 номера ж. «Новое вино». В 1913 г. был выслан из Москвы, жил на юге России, являлся одним из редакторов и авторов сб. «Вселенское дело» (1914), посвященного памяти Фёдорова. В 1912-1917 гг. Б. опубликовал 4 сборника своих стихотворений, написанных под влиянием символизма; им составлены антологии «Молитвы Вселенской Церкви» (М., 1912) и «Христос в мировой поэзии» (М., 1912).

Октябрьскую революцию 1917 г. Б. встретил восторженно, вступил в РКП(б), воспел в стихах В. И. Ленина (Пролетарский сборник. М., 1918. Кн. 1. С. 18-20). Работал в Наркомпросе, Всероссийском комитете по ликвидации неграмотности; участвовал в обороне Гомеля и Могилёва от польск. армии; заведовал Гомельским отделом народного образования. С 1921 г. работал в Грузии, занимался пропагандой революционной культуры. В 1922-1923 гг. являлся секретарем ЦК Помгола. В брошюре «Патриарх Тихон и его церковь» (1923) обвинил РПЦ и лично Патриарха в «контрреволюционности» и «черносотенстве»; оправдывал кампанию по изъятию церковных ценностей и вызванные ею судебные процессы. В 1924- 1925 гг. был секретарем Центрального совета Союза воинствующих безбожников. Делегат VII и VIII съездов Советов РСФСР. После конфликта с председателем Антирелигиозной комиссии при Главполитпросвете ЦК РКП(б) Е. М. Ярославским в 1925 г. был исключен из РКП(б). В 1928-1929 гг. работал в Наркомпросе Казахстана, затем вышел на пенсию и вернулся в Москву. С 1932 г. являлся членом Белорусской АН, по заданию к-рой собирал материалы для многотомной «Истории науки». Умер в доме для престарелых.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 516; РГАЛИ. Ф. 341. Оп. 1. Д. 356; МФ. 4 письма к свящ. Павлу Флоренскому (1907 г.).
Соч.: Капля крови: Стихотворения. М., 1912; Что такое голгофское христианство. М., 1912; Горькая правда. СПб., 1913; Огненный сеятель. М., 1913; Какого он хотел рождественского подарка. М., 1913; Огонь я принес на землю. М., 1913; Последние слова великих людей. М., 1913; Современные реформаторы. М., 1913; Дело Иисуса // Вселенское дело. Од., 1914; Осанна: 2-я кн. стихов. Од., 1914; Пути живые: (Цветопесни - кн. 3-я). М., 1916; Литургия целому: 4-я кн. стихов. М., 1917; Методы и формы агитации в области ликвидации безграмотности. М., 1920; Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923; Книга в жизни великих людей. М., 1931.
Лит.: Эрн В. Ф. Пастырь нового типа. М., 1907; Михаил (Семёнов), еп. Иона Брихничёв: (Открытое письмо «голгофским христианам») // Совр. слово. 1909. № 601, 16 авг.; Брихничёва В. М. Пламенное сердце: (Пророчество о новой земле). М., 1912; Базанов В. Г. Трудная биография // Звезда. 1979. № 12; Семёнова С. Г. Тайны Царствия Небесного. М., 1994. С. 334-336, 384; Взыскующие Града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках. М., 1997. С. 95-96.
О. Т. Е.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель
  • ВАСИЛЬЕВ Афанасий Васильевич (1851 - 1929), церковный и общественный деятель, публицист, поэт
  • ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895 - 1979), историк христ. искусства, лит. критик, поэт, публицист
  • НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-1877), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, издатель
  • АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт
  • АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер