[нем. Burckhardt] Якоб Кристофер (25.05.1818, Базель - 8.08.1897, там же), швейцар. историк христ. культуры и искусства, один из основателей искусствоведения и культурологии. Сын протестант. священника, принадлежавшего к одному из старинных родов Базеля. Учился в Базельском (1837-1839) и Берлинском (1839-1843) ун-тах; занимался историей античности и средневековья в семинарах И. Дройзена, Л. Ранке, Ф. Куглера, Я. Гримма. Интересовался художественными и архитектурными достижениями эпохи Ренессанса; с научными целями посетил Германию, Бельгию, Италию. В молодости увлекался христ. теологией, но затем, пережив мировоззренческий кризис, обратился к пантеизму. В 1843 г. получил степень д-ра философии Базельского ун-та, читал частные лекции по истории искусства. В 1855-1857 гг. был преподавателем в Швейцарском федеральном ин-те в Цюрихе. С 1858 г. проф. истории искусства в Базельском ун-те. Одним из его студентов был Ф. Ницше. В 1893 г. Б. вышел в отставку.
Монография «Время Константина Великого» (1853) - первая попытка Б. воссоздать историю Римской империи в период ее кризиса и становления христианства как новой офиц. религии. Ему принадлежит важная роль в осмыслении эпохи поздней империи и раннего христианства как переходного времени от античности к средневек. культуре, приобретшей классические формы в XII-XIII вв. В XIX в. большой известностью пользовалась кн. «Чичероне: Пособие для наслаждения произведениями искусства Италии» (1855), где в жанре путеводителя Б. описал историю итал. искусства начиная с античности. Он снабдил повествование подробными научными комментариями, в к-рых отразились и его собственные впечатления. В этой книге заметно изменение культурологической концепции Б., для к-рого классическое искусство является продуктом индивидуальной фантазии, регламентируемой нормативной культурной традицией, а не «органической» или «исконной» экспрессией народного духа. В кн. «История современного зодчества» (1867) Б. рассматривает историю искусства как «историю художественных задач», стоявших в определенное время перед зодчими, что в перспективе дало, по выражению ученика Б. и его преемника на кафедре Базельского ун-та Г. Вёльфлина, «историю искусства без имен». Б. выделил 2 устойчивые категории: органический и пространственный стили, определив понятие «стиля» как «способ выражения прекрасного в искусстве» через, напр., конкретную архитектурную типологию, связанную с общественной и религ. практикой.
Наиболее известны работы Б. по культуре итал. Возрождения. Он считал Ренессанс эпохой, к-рая повлияла на развитие европ. стран. Ренессанс резко выделил Италию XIV - нач. XVI в. из ряда стран христ. мира. Именно здесь характерные черты эпохи, указанные Б.- открытие мира и человека, стремление подражать античности и изучать ее и т. д.,- нашли свое концентрированное выражение. Он пытался понять культуру того времени, изучая религ. жизнь общества, всевозможные суеверия и предрассудки, феномен упадка веры. Исследователь подчеркивал контраст между Возрождением и средневековьем в Италии, но не отрицал значения средневек. мировоззрения. В работе «История Возрождения в Италии» он впервые ввел термин «проторенессанс» для обозначения тенденций формирования новой эстетики в рамках еще средневек. культуры. Исследуя итал. архитектуру XIV-XVI вв., Б. провел сравнительный стилистический анализ памятников, позволивший проследить их развитие и установить более точные датировки.
Идеи Б. были тесно связаны с нараставшей в кон. XIX в. тревогой европ. интеллектуальных кругов за будущее цивилизации и оказали большое влияние на развитие философии истории в Европе в кон. XIX - XX в. Они также нашли отражение в изданных после его смерти курсах лекций «История греческой культуры» и «Рассмотрение всеобщей истории искусства». Кризис и упадок, свидетелем к-рого считал себя Б., с его т. зр., начался еще в постренессансное время и во многом отразился в стиле барокко. Уже при подготовке 2-го изд. «Руководства по истории живописи» Куглера (1847) Б. отошел от романтического тезиса о равенстве греч. и «германского» (готического) искусства («органическое», «исконное» и есть истинно классическое искусство). Распространение секуляризованного взгляда на мир привело к появлению нового индивидуального художественного сознания и развитию автономизации искусства: напр., в Микеланджело Б. видел прототип совр. художника, к-рый с трудом удерживал баланс между собственным мировоззрением и всеобщими ценностями. В барокко процесс автономизации превратил искусство в средство для исследования личности художника и его проблем в искусстве, а не окружающего мира.