Тимофей Иванович (21.02.1854, с. Рогозянка Харьковского у. Харьковской губ.- 31.12. 1925, Харьков), прот., богослов, историк Церкви. Род. в семье священника. В 1863-1869 гг. учился в Харьковском ДУ, в 1869-1875 гг.- в Харьковской ДС, в 1875-1879 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 19 нояб. 1878 г. рукоположен во священника к Троицкой ц. слободы Беловодск Старобельского у. В 1880 г. зачислен в клир Покровского собора в Старобельске, преподавал Закон Божий в городском детском приюте. С 1882 г. священник кладбищенской ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Харькове, в 1884 г. переведен в харьковский кафедральный Успенский собор, в 1891-1894 гг. ключарь собора. Одновременно являлся председателем совета Харьковского епархиального жен. уч-ща, преподавал Закон Божий в Мариинской жен. гимназии. С 1893 г. протоиерей. В сент. 1894-1906 гг. профессор богословия имп. Харьковского ун-та, преподавал (с 1901) Закон Божий, затем педагогику в харьковской жен. гимназии Д. Д. Оболенской. В 1903 г. удостоен степени д-ра богословия за соч. «Религия, ее сущность и происхождение» (ч. 1). В 1904 г. принят в Палестинское православное об-во. В 1906 г. участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия, с 1908 г. член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам, с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам при Синоде, до апр. 1917 г. входил в Учебный комитет Синода. В 1906-1909 и в 1909-1917 гг. являлся членом Гос. совета от духовенства. После 1917 г. вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе.
Б. отличался многосторонними научными интересами, его исследовательский талант раскрылся как в больших аналитических работах, так и в публицистических статьях на актуальные темы богословия, церковной истории. В магист. дис. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1883), направленной в первую очередь против рационалистического толкования НЗ (Ж. Э. Ренан, Д. Ф. Штраус, Г. Э. Г. Паулус, К. Б. Хазе и др.), Б. попытался дать обоснование святоотеческой т. зр. на происхождение Евангелий и события земной жизни Спасителя. Одним из главных научных трудов Б. является трактат «Религия, ее сущность и происхождение» (2 кн.). Алексей Иванович Введенский считал, что в работе Б. «собрано все значительное по вопросу о сущности и происхождении религии и критическое обозрение неправильных мнений доведено до самых последних веяний - до Ницше включительно» (Журналы собраний Совета МДА за 1903 г.// БВ. 1904. № 3 (2-я паг.). С. 24). По мнению Б., монотеизм является основой религ. сознания, все др. формы религиозности есть искажение или отступление от него в силу исторических и национальных особенностей.
В церковных периодических изданиях Б. опубликовал многочисленные статьи по философии (в частности, критиковал религиозные идеи С. Н. Трубецкого, Н. М. Минского, Л. Н. Толстого), апологетике, совр. состоянию католичества и протестантизма, о рус. сектах, являлся активным сотрудником ж. «Вера и разум». Среди публикаций Б.- биографические очерки, посвященные архиепископам Иннокентию (Борисову) и Амвросию (Ключарёву), лекционные курсы.