Анатолий Петрович (25.03. 1879, с. Рыбницы Даниловского у. Ярославской губ. (ныне Некрасовский р-н Ярославской обл.) - 21.12. 1937, г. Таруса), прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г.
Род. в семье свящ. Петра Гурьевича Орлова и его супруги Александры Алексеевны. Окончил Ярославское ДУ (1894), Ярославскую ДС (1900) и МДА (1904, со степенью канд. богословия за соч. «Учение св. Илария Пиктавийского о Святой Троице»). В 1904-1905 гг. профессорский стипендиат МДА. С 1905 г. исполнял обязанности доцента МДА на кафедре истории и обличения зап. исповеданий в связи с историей христианской Церкви от 1054 г. до наст. времени. С 1908 г. доцент, с дек. 1909 г. экстраординарный профессор академии по этой же кафедре. Магистр богословия (1908). С сент. по окт. 1909 г. исполнял обязанности редактора академического ж. «Богословский вестник». В 1909-1910 гг. слушал лекции в Берлинском и Мюнхенском ун-тах. С авг. 1916 г. преподавал также историю и обличение рус. сектантства. Ректор МДА (с 10 сент. 1917 до апр. 1922) в сане священника, затем протоиерея.
С 1919 г. настоятель Троицкой ц. на Арбате, с 1920 г. 2-й священник храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской пл. 8 апр. 1922 г. был арестован в связи с кампанией по делу об изъятии церковных ценностей. На открытом судебном процессе над представителями московского духовенства и мирян, проходившем в апр.- мае 1922 г., приговорен к смертной казни, впосл. заменена 5 годами лишения свободы. Был освобожден по амнистии (1923), однако 8 марта 1924 г. вновь арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Нарымский край. Ссылку отбывал в дер. Типенко на р. Кети. В апр. 1931 г. опять подвергся аресту, обвинен в антисоветской пропаганде и выслан на 3 года в Северный край. С 1934 по сент. 1937 г. служил священником в с. Кузьмищеве под Тарусой. Последний раз был арестован в Тарусе 22 сент. 1937 г.; 9 дек. 1937 г. решением тройки УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21 дек. того же года. 10 апр. 1989 г. был реабилитирован прокуратурой Калужской обл.
Основные церковно-научные труды О. посвящены богословию свт. Илария Пиктавийского - его триадологии и христологии. В магистерской дис. «Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского» (1908) О. дает подробный исторический обзор церковного учения II-IV вв. о Триедином Боге в тесной связи с его философскими предпосылками. В целях раскрытия триадологии свт. Илария О. анализирует его онтологические и гносеологические воззрения, учение о существе и свойствах Божиих, учение о богопознании, отношение свт. Илария к доктринам Савеллия и Маркелла Анкирского, к арианству и омиусианскому богословию. В очерке «К характеристике христологии Илария Пиктавийского» (1909) О. рассматривает наиболее спорные пункты христологической мысли свт. Илария (учение об истощании Логоса и др.). К этой работе примыкает очерк «К характеристике христологии Оригена» (1909), в к-ром О. также разбирает учение Оригена об истощании Логоса и критикует докетический характер его учения о плоти Христовой.