[Валаршапат; арм. Վաղարջապատ], г. в 20 км к западу от Еревана (марз Армавир, Армения). В древности - город в исторической обл. Арагацотн, пров. Айрарат Вел. Армении, древнейшее название Вардгесаван, позднее Нор-Калак (Новый город; греч. Καινούπολις), со времени строительства укреплений арм. царем Вагаршем I Аршакуни (117-140) назван В. и стал 2-й царской резиденцией Армении после Арташата. Здесь находится знаменитый мон-рь Эчмиадзин, к-рый сохраняет статус главного духовного центра арм. народа; в честь него в 1945-1995 гг. В. назывался Эчмиадзин.
Сведений по истории и археологии языческой эпохи немного. На месте кафедрального собора Эчмиадзин предположительно существовал храм, посвященный верховной арм. богине Анаит-Артемиде, в связи с чем в раннем средневековье В. имел также название Артимед. Рядом с храмом располагался комплекс царского дворца, о чем свидетельствуют сообщения Агафангела (1983. § 279, 384) и обнаруженные в кон. XVIII в. к западу или к юго-западу от кафедрального собора остатки здания с обработанными блоками мрамора и напольной мозаикой (Шаххатунянц. 1842. С. 80-81), а также частично раскопанная в вост. части цитадели античная баня (Тирацян. 1977. С. 83-84). Стела с клинописью и фрагменты античного сооружения были заложены под алтарь кафедрального собора (IV в.) и подкупольные пилоны ц. прмц. Рипсимии (Рипсиме) (618).
В. возвысился со времени принятия христианства в Армении (нач. IV в.), с ним связаны наиболее драматические события истории прмц. Рипсиме и ее сподвижниц святых дев Рипсимид, а также миссионерской деятельности свт. Григория Просветителя. В описаниях событий рубежа III-IV вв. фигурируют царский дворец и винодавильня близ него, где обосновались девы, и местность, где они приняли мученичество. С дворцом В. и его окрестностями связаны образы Видения свт. Григория Просветителя («Агафангел»), в к-ром ангел указал ему на огненную колонну с золотой базой и светящимся крестом - место, где в память о девах-мученицах следовало построить «дом молитвы» (с XIII в. толкование видения неск. изменилось: спустившийся с небес Единородный Сын Божий ударил золотым молотом о землю, определив место буд. церкви). Это место после строительства в В. мартириев святых Рипсимид свт. Григорий и царь Трдат III обнесли высокой стеной и установили «знамение спасительного креста». После посещения Кесарии Каппадокийской свт. Григорий выстроил на этом месте церковь, буд. кафедральный собор, получивший с XIII-XIV вв. название Эчмиадзин (арм. Էջ Միա(?)իճ - Сошел Единородный). В IV в. в В. рядом с собором была основана резиденция католикоса, открыты греч. и сир. школы.
В 60-х гг. IV в. иран. войска, вторгшиеся в Армению, разрушили В. до основания (Фавстос Бузанд). Город был восстановлен при католикосах Нерсесе Великом (353-373) и Сааке Партеве (387/88-439), в правление к-рого на рубеже IV-V вв. страна испытала кратковременный подъем: ок. 406 г. усилиями этого католикоса, Месропа Маштоца и царя Врамшапуха (389-414) создана арм. письменность, в 406 г. в В. открылась 1-я арм. школа.
Близость храма Эчмиадзин к царскому дворцу сыграла важнейшую роль в утверждении патриаршей кафедры именно в В., так же как после упразднения царства (428 г.) пребывание марзпанов (правителей Армении в составе Сасанидского Ирана) в Двине привело к переезду католикоса в новую столицу в 461 г. Важная роль В. сохранилась, в 484 г. кн. Ваан Мамиконян с основания восстановил здание кафедрального собора, здесь сформировался крупный монастырский центр, объединивший собор и прилегающие к городу общины, а настоятель Лазар Парпеци учредил 1-ю в Армении б-ку. К V-VI вв., вероятно, относятся руины 2 однонефных церквей, одна к востоку от совр. ц. прмц. Рипсиме, др. недалеко от ц. Шогакат. На протяжении VII в. строительство в В. велось попечением католикосов, по большей части халкидонитской ориентации. Католикос Комитас I Ахцеци в 618 г. возвел церковь-мартирий дев Рипсимид (см. ст. Рипсиме церковь) и вновь восстановил собор, католикос Езр I Паражнакертци (630-641) выстроил церковь-мартирий прмц. Гаяне (Гаиании), католикос Нерсес III Таеци (641-661/62) возвел круглый храм Звартноц и патриарший дворец вблизи В. на месте знаменательной встречи освобожденного из неволи свт. Григория и царя Трдата III.
Оккупация Араратской долины арабами, турками-сельджуками, монголо-татарами и др. кочевниками привела к разрухе и упадку В. Возрождение древних обителей началось в 1441 г., когда решением Эчмиадзинского Собора резиденция католикоса из Сиса (Киликия) была перенесена в В. Покупка В. католикосом Григором Х Джалалбекянцем (1443-1465/66) и превращение его в монастырское владение повысили значение церкви и способствовали развитию сельского хозяйства, во 2-й пол. XV в. производилось восстановление обветшалого кафедрального собора.
В нач. XVII в. иран. шах Аббас I велел разобрать собор Эчмиадзина и перевезти его в Исфахан, чтобы прервать нити, связывавшие с родиной тысячи армян-переселенцев, вывезенных в Иран. Мероприятие оказалось непосильным, что спасло храм от гибели. Католикос Мовсес III Татеваци (1629-1632) начал восстановление разоренных святынь В., монастырских и гражданских сооружений. С запада от собора была возведена монументальная арка, «Трдатовы ворота», под к-рыми ныне проходит процессия от католикосата в храм и обратно. Крупные работы по обустройству Эчмиадзинского мон-ря и реставрации храмов святых Рипсимии и Гаиании были произведены при католикосе Пилипосе I Албакеци (1633-1655), с 1640 г. воссоздана Эчмиадзинская школа, получившая название Вардапетаран, в 1653-1658 гг. построена колокольня кафедрального собора. В кон. XVII в. собор Эчмиадзинского мон-ря был расписан изнутри.
В 1694 г. на средства кн. Агамала Шоротеци был возведен мон-рь Шогакат (арм. շռղակաթ - лучезарное сияние) в память о явлении, описанном в Видении свт. Григория Просветителя и первоначально ассоциировавшимся с кафедральным собором. Церковь мон-ря имела вид купольного зала.
При католикосе Абрааме III Кретаци, в 1735 г., город получил нек-рые привилегии от Надир-шаха Афшара, посетившего В., в течение XVIII в. активизировались культурная жизнь и монументальное строительство, изменилась планировка центра города, территория мон-ря Эчмиадзин была окружена по периметру стенами (275´ 235 м) с 4 арочными воротами на каждой стороне. Приглашенный в В. Овнатан Овнатанян в 1769 г. вновь расписал собор. В 1776 г. в В. основано первое бумажное производство.
В. пострадал во время русско-персид. войны 1804-1813 гг. При отступлении в 1804 г. армии ген. П. Д. Цицианова Эчмиадзин и В. были разграблены, посетивший В. неск. дней спустя шах Фатали привел в порядок мон-рь и освободил В. от податей. После присоединения Вост. Армении к России, в 1828 г., В. по-прежнему считался монастырским владением, Церковь способствовала развитию городского хозяйства. В 1833 г. в мон-ре был установлен памятник рус. воинам, павшим в Ошаканском сражении 1827 г. Католикос Геворг IV в 1869 г. пристроил с востока к зданию собора обширную ризницу, превратившуюся затем в музей, в 1871-1874 гг. возвел здание духовной семинарии Геворгян (за пределами монастырской ограды, к востоку от собора). В отличие от памятников XVII в., в архитектуре к-рых присутствуют элементы древневост., иран. зодчества, этим сооружениям свойственно соединение национальных особенностей зодчества с европ., в т. ч. рус., элементами.
Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. В. являлся одним из главных арм. культурных центров. В 1868 г. здесь было основано первое в Армении периодическое издание - офиц. орган Католикосата ж. «Арарат». В 70-х гг. XIX в. открылись новый читальный зал б-ки, насчитывавшей 45 тыс. книг, Рипсимийская девичья школа, Эчмиадзинский музей. В советское время преподаватели семинарии Геворгян составили костяк кадров Ереванского гос. ун-та, фонды б-ки легли в основу создания Национальной б-ки и Ин-та рукописей Матенадаран. В. оказался местом, где работали выдающиеся деятели культуры и исторической науки: Комитас, Р. Ачарян, Е. Татевосян, М. Екмалян, Г. Тер-Мкртчян (Миабан), Е. Тер-Минасян, Гарегин Овсепян (католикос Гарегин I) и др. Возрождение арм. классики, отчасти в рамках национального модерна, отразилось в монументальном строительстве В. нач. XX в.: новые здания католикосата (Вехаран), начатые в 1910 г. на средства А. Манташяна (архит. П. Зурабян), и б-ки (Матенадаран) (архит. П. Зурабян), школы-интерната (10-е гг. XX в., архит. В. Мирзоян). Мон-рю Эчмиадзин в В. принадлежали больница (1902), лаборатория (1911), обсерватория (1911-1914) и др. постройки. Единство материала большинства построек (туф теплых тонов) и традиц. техники кладки обеспечило органичную связь между архит. сооружениями всех эпох на территории Эчмиадзина и В.
В годы первой мировой войны арм. добровольческие отряды получали в В. благословение католикоса перед уходом на фронт. Город стал центром национально-освободительного движения, в годы геноцида армян (1915 и след.) - местом приюта беженцев и организации помощи, в В. были основаны больницы, сиротские приюты, благотворительные об-ва. Жители В. и монахи Эчмиадзина приняли участие в судьбоносной для Армении Сардарапатской битве с турками в мае 1918 г.
Кратковременный подъем духовной и культурной жизни В. в период первой республики (1918-1920) сменился резким упадком и репрессиями в первые десятилетия после установления советской власти. В годы Великой Отечественной войны ощутимой была роль Эчмиадзина в деле репатриации армян и организации военной помощи. С 1944 г. начал издаваться офиц. ж. Католикосата «Эчмиадзин», наследник «Арарата»; в 1945 г. при католикосе Геворге VI открылась Эчмиадзинская ДС (семинария Геворгян не действовала с 1917).
В 50-60-х гг. XX в. в В. (тогда - Эчмиадзине) была проведена основательная реставрация храмов св. Рипсиме, св. Гаяне, Шогакат. Особенно активная строительная деятельность развернулась при католикосе Вазгене I (1955-1994): было укреплено и отремонтировано здание собора, обновлены и дополнены его росписи (под рук. Л. Дурново), в 1962 г. завершено строительство нового дворца католикоса, отремонтированный старый дворец превращен в музей; возведена трапезная, др. постройки, в т. ч. памятные родники и хачкары. В 1982 г. была создана сокровищница (гандзатун) Алека и Мари Манукянов, благоустроена территория мон-ря и центральной части города, а также др. архитектурных памятников. Здесь работали такие зодчие, как С. Сафарян, Р. Исраелян, С. Гурзадян, Л. Садоян, А. Галикян, К. Кафадарян, М. Мазманян. Новое строительство в 4-й четв. XX в. было предпринято с учетом сложившейся историко-архитектурной ситуации, напр. жилая застройка главной улицы (архитекторы Я. Исаакян, Г. Рашидян). Город, включая Звартноц, стал рассматриваться не только как религ., но и как единый культурно-туристический центр.
Недолгое правление католикоса Гарегина I (1995-1999) ознаменовалось активизацией духовной жизни. В., вновь получивший историческое название, стал местом издания церковно-богословской и научной литературы. Под юрисдикцию Армянской Апостольской Церкви было возвращено здание семинарии Геворгян. Начало правления католикоса Гарегина II (с 1999) совпало с подготовкой и празднованием юбилея 1700-летия принятия христианства (2001), в связи с чем было завершено восстановление ряда древних храмов и строительство новых. С запада к двору Эчмиадзинского мон-ря примкнула новая площадь с выходящим на нее Открытым алтарем Трдат Великий, вновь были отреставрированы росписи собора.