[Валаршапатские] (IV-V вв.) Армянской Апостольской Церкви. Созывались в столице Армении, Вагаршапате, для обсуждения вопросов вероучения и церковного устройства.
1-й (325), согласно Мовсесу Хоренаци, был созван свт. Григорием Просветителем после возвращения с I Вселенского (Никейского) Собора (325) его сына Аристакеса. На Соборе приняли Никейский Cимвол веры и каноны с дополнениями св. Григория Просветителя. 2-й Собор (366), о к-ром сообщает Ованнес Драсханакертци (Х в.), состоялся по инициативе арм. царя Аршака II под председательством католикоса Нерсеса I Великого. Он провозгласил независимость арм. Католикосата от кафедры Кесарии Каппадокийской, после чего арм. католикосы стали рукополагаться в Армении. 3-й Собор (402 или 403) был созван по инициативе Месропа Маштоца и католикоса Саака I. Собор постановил заменить использовавшиеся в Армении греч., сир. и персид. книги на арм. С этой целью царский посол Вахрич Хадуни был отправлен в Эдессу за т. н. Данииловыми письменами - древнейшим вариантом арм. письменности. 4-й Собор (426), также созванный Месропом Маштоцем и Сааком I, рассмотрел и утвердил каноны, принятые на 1-м Соборе, к-рые были записаны арм. письменами. Утвердил также Вселенское послание католикоса Саака I, регламентирующее обязанности епископов, священников и монахов.
По мнению ряда историков, 5-й Собор (491) был созван католикосом Бабгеном I для обсуждения и принятия «Энотикона» имп. Зинона. Согласно Ованнесу Драсханакертци, в заседаниях участвовали католикосы и епископы груз. и албан. Церквей. Мн. исследователи, однако, считают, что постановления, осуждавшие несторианство и халкидонский орос, были приняты не в 491 г. в Вагаршапате, а на Двинском Соборе 506 г., также созванном Бабгеном I.