Вáльда Тенсáэ [эфиоп. - сын Воскресения], эфиоп. богослов кон. XVII - нач. XVIII в. Был учеником эфиоп. богослова аввы Евстафия (XVII в.) из мон-ря Азэзо, построенного еще иезуитами в 1621 г. и названного Ганата Иясус, т. е. «сад Иисусов». В это время внутри Эфиопской Церкви разгорелся ожесточенный христологический спор о «соединении» и «помазании». На Соборе в 1681 г. одни утверждали, что соединение Божества и человечества во Христе есть объективное условие для помазания человечества Христова Св. Духом, вслед. этого человечество восстанавливается в прославленном состоянии. Др. полагали, что через помазание Св. Духа, предшествующее соединению, Христос становится единым существом, Сыном Божиим по природе. Расколов эфиоп. духовенство, этот спор стал угрожать и расколом общества. Понимая опасность такого развития и для Эфиопской Церкви, и для христ. царства, эфиоп. царь Иясу I созвал в апр. 1697 г. Собор для преодоления раскола, где В. Т. вместе со своим братом Тээмэрте попытались примирить враждующих, выдвинув тезис о соединении через помазание.
Выдающийся рус. историк Церкви В. В. Болотов оценил богословскую позицию В. Т. достаточно высоко. По его мнению, формула В. Т. устраняет предмет спора, поскольку «соединение» и «помазание» - это одно и то же. По его словам, «помазание» означает только способ, которым соединились 2 естества во Христе, и «из двух естеств Христос стал единым «бахрый», тем единым естеством-лицом, какое монофизитская церковь исповедует в Нем по соединении» (Болотов. С. 787-788). Однако царь Иясу I не воспользовался формулой В. Т. для разрешения спора. Идя навстречу большинству на Соборе, царь арестовал В. Т. и его брата и отослал их к митр. Марку для последующих отлучения и ссылки; братья покаялись и отлучению не подверглись, но были оставлены под надзором при митрополичьей резиденции. Однако, созывая Собор за Собором, царь не мог прекратить этой распри и, раздраженный неудачами, прибег к репрессиям против непримиримого духовенства, что кончились для него трагически: в 1706 г. он был низложен своим сыном Такла Хайманотом и вскоре убит. Новый царь в 1707 г. созвал специальный Собор по поводу тезиса В. Т. и его единомышленников. В. Т. был осужден Собором, отлучен и отдан мусульм. работорговцу для продажи на невольничьем рынке в Массауа.