ВАЛЬДЕББА
Том VI , С. 540
опубликовано: 21 ноября 2009г.

ВАЛЬДЕББА

[эфиоп.  ,     - пуст. Вали], древний эфиоп. мон-рь, расположенный в обл. Сымен на границе с обл. Тигре в долине русла р. Тэкэзе. Монастырское предание (в подражание преданиям о древних егип. обителях) утверждает, что Богородица во время Ее бегства в Египет заночевала в пещере в В. и предрекла, что на этом месте будет стоять мон-рь, Младенец же Христос указал на растение «вали» и сказал, что именно его корнями будут питаться здешние монахи, а хлеба вкушать не будут. От этого растения и происходит название монастыря. По преданию, его основал в 493 г. Сам Христос, но затем «сокрыл» первых монахов под землей, отчего постоянным эпитетом вальдеббских монахов стало слово «сокровенные». Реально же В. появилась, видимо, в XIII в. и к XIV в. уже представляла собой небольшую общину, известную аскетическим образом жизни. Отшельники старались никому не показываться и даже в монастырскую церковь приходили ночью, когда не было возможности видеть друг друга. Строгость такой жизни вызывала всеобщее уважение.

Самуил Вальдеббский († 21 дек. 1397), став настоятелем мон-ря, начал создавать подобие конгрегации, и отчасти ему это удалось: в житии Самуила сообщается, что на 40-й день со дня его кончины на его поминовение собрались «все сокровенные, которые были во плоти из всех стран» (Тураев. Исследования. С. 192). Преемник Самуила Бакимос (Пахом) († 1402), а затем Габра Крестос (букв. «раб Христов») († 1511), пользуясь благоволением царя Давида I (1380-1409), создали стройную организацию из 44 обителей; во главе каждой из них стоял свой настоятель, Габра Крестос именовался «начальником настоятелей» (     ), т. е. архимандритом. Подобную реорганизацию нужно было оформить, и тогда же появился писаный устав монастыря, именуемый «Книгой отцов», или «Историей отцов». В нач. XVII в. в В. от преследований эфиоп. царя Сиссиния, принявшего католичество, скрывалась поборница национальной веры Валатта Петрос.

В наст. время настоятеля мон-ря выбирает и освобождает от должности братия, а не правительство или Патриаршее управление. В мон-ре существуют помимо настоятеля следующие должности: эконом, помощник эконома, староста, ризничий, старший распорядитель работ, распорядители работ. 2 последние должности появились позже др. С увеличением количества монахов возникли проблемы с питанием: согласно строгому уставу, пищей иноков были лишь коренья «вали», сваренные с кунжутным семенем, но кореньев в округе стало недоставать, и настоятель За-Праклет († 1644) велел насадить бананы и питаться ими вместо кореньев. До наст. времени в В. действуют следующие правила: 1) вкушение хлеба на территории монастыря не разрешается; 2) пищу (вареные коренья, бананы с приправой из толченых семян льна и кунжута) монахи вкушают раз в день в 3 часа пополудни, а в посты - после захода солнца; 3) все монахи носят одинаковую одежду, выкрашенную самодельной краской в желтый цвет; 4) мн. монахи живут отшельниками в лесных чащах близ мон-ря.

Общежительный характер мон-ря не мог не вступить в противоречие с аскетическими идеалами его монахов: мон-ри вальдеббской конгрегации росли, а это противоречило стремлению монахов к одиночеству и аскезе. Братия пыталась разрешить это противоречие между общежитием и отшельничеством сугубой строгостью своей жизни, ограничивавшей приток желающих вступить в их мон-рь, а также тем, что старые монахи часто удалялись в затвор, но все это лишь увеличивало славу обители. В наст. время вальдеббская конгрегация состоит из 4 отдельных мон-рей: «дом Мины» в Абрентанте, «дом Таэма Крестоса» в Абрентанте, мон-рь Дальших и мон-рь Секвар.

Лит.:                    ±   ; Bruce J. Travels to Discover the Source of the Nile in the Years 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 and 1773. Edinb., 1790. Vol. 3. P. 177, 261; Pearce N. The Life and Adventures of Nathaniel Pearce. L., 1831. Vol. 1. P. 222; Rohlfs G. Meine Mission nach Abessinien: Auf Befehl des Deutschen Kaisers im Winter 1880/81. Lpz., 1883; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902; Чернецов С. Б. Церковь и государство в этнической истории Эфиопии XIII-XIV вв. // Этническая история Африки: Доколониальный период: Сб. ст. М., 1977. С. 186-193.
С. Б. Чернецов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДЭБРЭ-АББАЙ эфиопский монастырь, принадлежащий к древней монашеской конгрегации Вальдебба
  • ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец] (XIV в.), основатель и игумен монастыря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии
  • ДЭБРЭ-АСЭБОТ эфиопский монастырь
  • ДЭБРЭ-БАХРЭЙ эфиопский монастырь, расположенный на северо-востоке Эфиопии