ВРОНТОХИОН
Том IX, С. 532-533
опубликовано: 20 июля 2010г.

ВРОНТОХИОН

Содержание

[Βροντόχιον, Βροντοχίου от греч. βροντή - гром], мон-рь в Мистре (Пелопоннес, Греция), расположенный рядом с кафедральным собором во имя вмч. Димитрия (т. н. Митрополией). Ансамбль мон-ря включает 2 храма: во имя св. Феодоров (великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона) и в честь Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико). Основателем В. считается архим. Пахомий, вел. протосинкелл Пелопоннеса. В рукописи, написанной для него нотариусом Василакисом в 1296 г., содержится акростих, восхваляющий Пахомия как основателя ц. св. Феодоров. Однако известен его предшественник, игум. Даниил, упомянутый между 1290 и 1295 гг. вместе с Пахомием как ктитор этой церкви в надписи на фрагменте иконостаса ц. св. Феодоров (в наст. время хранится в музее Мистры). Возможно, строительство ц. св. Феодоров было начато Даниилом, а завершено в 1296 г. Пахомием, построившим также храм Одигитрии (ок. 1310).

Единственное упоминание В. как мон-ря во имя св. Феодоров - по посвящению первого храма обители - содержится в сохранившемся фрагменте хрисовула визант. имп. Андроника II Палеолога, к-рый, как и последующие, скопирован на стене юго-зап. парекклисиона Афендико. В др. имп. хрисовулах (1313-1314, 1318, 1320 и 1322) говорится уже об «обители Пречистой Богоматери Одигитрии, называемой Вронтохион». Эти грамоты подтверждали права мон-ря на крупные земельные приобретения. Предполагают, что ц. Афендико являлась кафоликоном мон-ря, а ц. св. Феодоров служила усыпальницей.

Сохранилось Евангелие, написанное во 2-й пол. XI - нач. XII в. (ГИМ. Син. греч. 225), к-рое было подарено во В. в 1312 г. Никифором, митр. Критским и проедром Лакедемонским.

Церковь во имя св. Феодоров

Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг.Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. (1290-1295). В раннепалеологовский период в архитектуре Морейского и Эпирского деспотатов наблюдалось возвращение к традициям предшествующих эпох. Так, архитекторы и ктиторы ц. св. Феодоров стремились воспроизвести тип храма, встречавшийся последний раз в Дафни (ок. 1100),- церковь с большим куполом на тромпах, опирающуюся на 8 устоев, образующих в плане восьмигранник. В XIII в. усилилось стремление к живописности фасадов, что достигалось за счет сочетания кладки из камней и широких поясов кирпичного узора различных видов (поребрик, «елочка», П-образный орнамент и др.).

От первоначальных фресок кон. XIII в. сохранились незначительные фрагменты, позволяющие тем не менее представить систему росписи в целом. Внизу вдоль стен шел живописный фриз, имитирующий мраморную облицовку. Над ним располагались изображения святых в рост (сохр. фигуры воинов). Живопись имеет сходство с фресками из ц. вмч. Димитрия в Мистре (1312). Выше располагались сюжеты протоевангельского цикла, от к-рого дошли фрагменты сцен «Рождество Богородицы», «Введение во храм» и «Благовещение». В 3-м ярусе были представлены 12 праздников и евангельские сюжеты.

В алтаре юго-вост. парекклисиона находится изображение Богоматери «Живоносный Источник». На юж. стене - небесные покровители храма великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон, предстоящие перед Богоматерью с Младенцем на троне. На сев. стене между величественными фигурами ангела и св. Иоанна Предтечи изображена маленькая фигурка в царских одеждах. На своде расположены сцены из жития Богоматери; в тимпане зап. части - «Успение». Фрески датируются ок. 1400 г.

В сев.-вост. парекклисионе находится гробница. Высказывалось предположение, что это место захоронения имп. Мануила II Палеолога, к-рый представлен рядом коленопреклоненным перед образом Богоматери с Младенцем. Однако в надписи как дата смерти погребенного указан 1423 год, а император скончался в 1425 г. и был погребен не в Мистре.

Церковь в честь Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико)

Церковь во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) мон-ря Вронтохион. 1310–1322 гг.Церковь во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) мон-ря Вронтохион. 1310–1322 гг. (от ἀφέντης - господин, властитель) начала строится ок. 1310 г. и завершена до кончины архим. Пахомия в 1322 г. Ее можно отнести к т. н. типу Мистры, к-рый соединяет в себе базилику и храм, имеющий вписанный в основание крест. Церковь 2-этажная, пространство нижнего этажа, как в базилике, делится 3 парами колонн на 3 нефа. 2-й ярус воспроизводит крестово-купольную композицию с куполом над средокрестием. Рукава креста перекрыты полуцилиндрическими сводами. 4 угловых компартимента галереи завершаются куполом. Храм имеет нартекс с куполом и хоры. Вдоль сев. фасада идет открытая галерея с высоким цокольным этажом. С запада к объему храма примыкает колокольня.

В 1863 г., когда из храма были взяты колонны для др. постройки, купол и своды здания обрушились. Храм восстановлен в 1934 г.

Живописный декор внутри сочетался с мраморной облицовкой, ныне почти полностью утраченной. В центральной апсиде внизу изображены святители, выше - «Евхаристия», в конхе апсиды - Богоматерь с Младенцем на троне. На своде располагается «Вознесение». Вдоль стен в арках представлены святые. На галерее находятся изображения евангельских сцен. Цикл начинается на юж. стене алтаря, где расположено «Рождество Христово». «Крещение» и «Преображение» помещены на юж. своде, на зап. и сев.- «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», сюжеты Страстного цикла и «Воскресение Христово». На стенах галереи изображены апостолы от 70-ти. В 4 боковых куполах помещены образы ветхозаветных патриархов и пророков в окружении херувимов и серафимов. Во фресках в соответствии с характерными для палеологовского искусства тенденциями действие разворачивается на фоне сложных архитектурных кулис, пространство наполнено многочисленными фигурами небольших размеров, представленными в сложных разворотах. Этой живописи присущи изысканность и богатство цветовой гаммы.

Мученики. Роспись ц. во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико)Мученики. Роспись ц. во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико)В нартексе сохранились композиции на евангельские сюжеты, в т. ч. исцеление слепого, исцеление тещи Петра, беседа с самарянкой, чудо в Кане Галилейской и др. В тимпане над входом в церковь - поясное изображение Богоматери «Знамение», с Иоакимом и Анной по сторонам. По мнению М. Хадзидакиса, сцены чудес в нартексе, а также святые на зап. галерее и роспись сев. парекклисиона нартекса были выполнены др. мастером, для к-рого характерна сдержанность движений, фигуры святых написаны так, словно образуют ритмичный фриз.

В сев. парекклисионе нартекса находятся 2 захоронения: архим. Пахомия (в аркосолии фрагментарно сохр. его коленопреклоненная фигура перед Богоматерью) и деспота Федора I Палеолога (мон. Феодорит, † 1407). Он дважды изображен в парекклисионе: как деспот и как монах. На стенах парекклисиона в неск. регистрах - образы патриархов, пророков, апостолов и др. святых.

В юго-зап. парекклисионе на стенах воспроизведены тексты имп. хрисовулов. На своде изображены 4 ангела, поддерживающие мандорлу со Христом. Из мандорлы исходят 4 световых луча, в каждом - рука, держащая развернутый хрисовул. Под крыльями ангелов начертаны стихи, в к-рых прославляется деятельность архим. Пахомия на благо мон-ря.

В небольшом по размеру юго-вост. парекклисионе изображены «Тайная вечеря» и Иоанн Мавропод, митр. Евхаитский, перед 3 святителями: Иоанном Златоустом, Василием Великим и Григорием Богословом. Дата этой росписи - 1366 год, что следует из монограммы игум. Киприана, расположенной над входом.

Лит.: Millet G. Monuments byzantins de Mistra. P., 1910. Pl. 88-105; Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mistra. P., 1970; Медведев И. П. Мистра. Л., 1973. С. 53, 66-76; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1. С. 158, 171-172, 257; Chatzidakis M. Mistra: La cite médievale et la Forteresse. Athènes, 1987. P. 47-67; Якобсон А. Л. Визант. зодчество эпохи Палеологов // Культура Византии: XIII - 1-я пол. XV в. М., 1991. С. 500-502; ᾿Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. ῾Ελληνικὴ Τέχνη: Βυζαντινὲς τοιχογραφίες. ᾿Αθήνα, 1995. Σ. 245-247. Πιν. 134-138; Krautheimer R. Παλαιοχριστιανική και Βυζαντινή αρχιτεκτονική. Αθήνα, 19982. Σ. 514, 519-520, 526; Emmanuel M. Funerary Iconographic Programmes in the Chapels of Mystras // Древнерусское искусство. СПб., 2002. С. 219-229.
Е. М. Саенкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также