БОЛЬШОЙ МЕТЕОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том V , С. 677-679
опубликовано: 11 августа 2009г.

БОЛЬШОЙ МЕТЕОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Преображенский соборПреображенский собор[греч. Μεγάλον Μετέωρον] в честь Преображения Господня (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви), муж., действующий. Расположен на самой высокой (613 м) из Метеорских скал. Основан прп. Афанасием Метеорским (1302-1380), поселившимся ок. 1340 г. в пещере на скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (парящий в воздухе). К отшельнику стала стекаться братия, и прп. Афанасием была устроена киновия со строгим общежительным уставом. Первоначально мон-рь был посвящен Божией Матери, соборным храмом являлась построенная прп. Афанасием ц. Богоматери Метеорской Скалы [Παναγία τῆς Μετεωρίτισσας Πέτρας]. Когда собралось 14 иноков, была воздвигнута ц. Преображения Господня, впосл. ставшая главным храмом, давшим совр. название мон-рю.

Новая обитель превратилась в один из самых известных греч. мон-рей благодаря сподвижнику и преемнику прп. Афанасия прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1350-1423), последнему представителю серб. династии Неманичей. Он был сыном Симеона (Синиши), правителя Фессалии и Эпира, и племянником серб. царя Стефана Душана. По материнской линии он приходился внуком визант. имп. Михаилу IX Палеологу. В 1373 г. он отказался от унаследованной власти и принял постриг в этом мон-ре. Его сестра Мария († 1394), супруга янинского деспота Фомы Прелюбовича, покровительствовала мон-рю и сделала туда большие вклады. При Иоасафе был расширен и перестроен храм Преображения Господня (1388), расписанный в 1483 г. В 1520 г. на средства валашского воеводы Нягое IV Басараба была сооружена башня, откуда спускались веревочная лестница или сеть, в к-рой монахи поднимались в обитель (лестница была прорублена в скале только в 1922 г.).

Расцвет мон-ря приходится на XVI в. К-польский Патриарх Иеремия I, посетивший его в 1540 г., даровал обители ряд привилегий и в т. ч. полную независимость по образцу афонских мон-рей. В 1544/45 г. к древнему алтарю ц. Преображения были пристроены наос (основная часть храма) афонского типа и внутренний нартекс (притвор). При игум. Симеоне из Янины в 1552 г. собор был украшен фресками критской школы. По мнению исследователей, они выполнены учеником Феофана Критского Джорджи, расписавшим в 1557 г. собор мон-ря св. Виссариона (Дусик).

“Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в.“Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в.

В 1557 г. были построены трапезная, в к-рой сейчас размещается монастырский музей, и кухня, сохранившая свой средневек. облик, в 1572 г.- богадельня. В XVI-XVII вв. в мон-ре существовала книгописная мастерская. В нач. XVII в. к алтарной части с юж. стороны была пристроена часовня св. Иоанна Предтечи.

В кон. XVIII - нач. XIX в. игуменом мон-ря был известный певчий и мелург Парфений Орфидис. При нем воздвигли храм во имя равноапостольных Константина и Елены (1789), соорудили резной иконостас в соборном храме (1790), построили новые кельи (1806). В 1882 г. игум. Поликарп Раммидис написал историю обители.

В монастырский комплекс также входит ряд древних сооружений: пещера, где подвизался Афанасий Метеорский, костница, кладовая (сейчас этнографический музей), и совр. постройки: часовня св. Нектария, гостиница (1930), вост. корпус келий (1971).

Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв.Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв.

В б-ке хранятся 640 рукописей, старопечатные книги, актовые документы. Древнейшая рукопись - Беседы (толкования) свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Meteor. Metamorph. 591) создана в 861/862 г. в мон-ре св. Анны в Вифинии (Мал. Азия). Апостол 1385/86 г. написан по заказу прп. Иоасафа (Meteor. Metamorph. 555). Замечательными миниатюрами украшены кодексы № 540 и 552 (XI в.), № 106 (XIII в.) и № 298 (XV-XVI вв.). Рукописи, происходящие из мон-ря, оказались также в др. б-ках, напр. Четвероевангелие, принадлежавшее прп. Иоасафу, с его автографом (Athen. Bibl. Nat. 58). В мон-ре находятся хрисовулы визант. имп. Андроника III (1336), серб. царя Стефана Душана (1348), Симеона, правителя Фессалии (1359 и 1366), и др., послания деспины Марии (1386), митрополитов Ларисских Антония (до 1380) и Иоасафа (1392 и 1400) и др.

Честные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа МетеорскихЧестные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских

Среди большого собрания икон имеются две иконы XIV в., подаренные Марией, сестрой прп. Иоасафа. На одной из них изображены Богородица с Младенцем и припавшая к Ее ногам деспина Мария, на полях представлены 14 святых, рядом с каждым в доску была вставлена частица мощей. На иконе «Уверение Фомы» также запечатлены заказчики: Мария и ее супруг Фома Прелюбович. Кон. XIV в. датируется диптих, составляющий композицию «Не рыдай Мене, Мати»; к XIV-XV вв. относятся парные литийные иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца, а также икона арх. Михаила. В музее хранятся шитые золотом плащаницы и священнические облачения (XIV-XVI вв.), церковная утварь, резные кресты (1594, 1609 гг.) и др.

Святыни мон-ря: честные главы свт. Иоанна Милостивого, прп. Иоанна Лествичника и ктиторов, преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских, рука свт. Василия Великого, частица мощей свт. Андрея Критского и др.

В наст. время в обители 6 монахов и 2 послушника, игумен - архим. Афанасий (Анастасиу). Престольные праздники - Преображение Господне (6 авг.) и день памяти преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских (20 апр.).

Ист.: Βέης Ν. Α. Συμβολή εἰς τὴν ῾Ιστορίαν τῶν Μονῶν τῶν Μετεώρων // Βυζαντίς. 1909. Τ. 1. Σ. 237-260, 265-270; Βέης Ν. Α. Τά χειρόγραφα τῶν Μετεώρων. ̓Αθῆναι, 1986. T. 1; Meteora: Canonical Rull of Athanasios the Meteorite for the Monastery of the Transfiguration // Byzantine Monastic Foundation Documents / Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 1998. Vol. 4. P. 1455-1462.
Лит.: Nicol D. M. Meteora: The Rock Monasteries of Thessaly. L., 1975. P. 73-76, 88-105; Προβατάκης Θ. Μ. Μετέωρα: ῾Ιστορία τῶν Μονῶν καί τοῦ Μοναχισμοῦ. ̓Αθῆναι, 1988; Nicol D. M. A Layman's Ministry in the Byzantine Church: The Life of Athanasios of the Great Meteoron // Studies in Christian Church. 1989. T. 26. P. 141-154; Σοφιανός Δ. Ζ. Μετέωρα: ῾Οδοιπορικό / ῾Ιερὰ Μονὴ Μεταμορφώσεος (Μεγάλου Μετεώρου). Μετέωρα, 1990. Σ. 21-37; Σπανός Β. ῾Ιστορία - προσωπογραφία τῆς Βορειοδυτικῆς Θεσσαλίας τὸ β´ μισό τοῦ ῾῝ου αι. Λάρισα, 1995; Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 189-195; Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 105-106; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 37-38; Δίπτυχα, 2002. Σ. 950-952.
О. В. Лосева
Рубрики
Ключевые слова
См.также