ВИЗАНТИЙСКИЕ АКТЫ
Том VIII , С. 376-379
опубликовано: 5 февраля 2010г.

ВИЗАНТИЙСКИЕ АКТЫ

Содержание

документы правового характера, один из важнейших видов документальных исторических источников Византийской империи. Совр. визант. дипломатика относит к В. а. не только собственно акты, т. е. письменные документы юридического характера, но и разного рода письма, уведомления, поручения, а также протоколы, служебные записи, формуляры и т. п. (в оригинале или копиях). Высокий уровень развития правовой культуры Византии обусловил юридическое оформление всех гос. решений, имущественных, поземельных и проч. отношений, церковных постановлений в виде актов, к-рые, облекаясь в сложную символическую форму, представляли собой особого рода знаковую систему (Медведев. С. 13).

По своему происхождению от того или иного адресанта различают акты публичноправовые и частноправовые. К публичноправовым (лат. instrumenta publica) относят документы, изданные от имени того или иного носителя (как индивидуального, так и коллективного) светской или церковной власти. Они могли иметь как общегос. значение, так и локальное, касаясь лишь отдельных конкретных лиц и территорий. Частные акты (instrumenta privata) - документы, составленные от имени частных лиц. Ими могли быть как физические лица (принадлежавшие к самым разным категориям), так и юридические лица (коллективы - семья, род, монастырская община, группа селян и др.). Эти акты, не обладая презумпцией подлинности, нуждались в подтверждении со стороны свидетелей или чиновников нотариата (или тех и других одновременно).

Императорские акты

Среди В. а. публичноправового содержания центральное место занимают имп. акты, имеющие непосредственное преемство с постановлениями, декретами (decreta) и эдиктами (edicta) рим. императоров. Различают неск. типов имп. актов. К первому относятся документы законодательного характера, прежде всего законы (leges; греч νόμοι) или конституции (constitutiones). В ранневизант. период конституции издавались от имени императора, но в текстах встречаются указания на конкретных юристов. В 438 г. по распоряжению имп. Феодосия II был составлен первый в истории Римской империи офиц. законодательный свод - Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus). При имп. Юстиниане I был составлен новый кодекс: Кодекс Юстиниана (Codex Iustiniani) (529, 534), вошедший как часть в «Свод гражданского права» (Corpus iuris civilis). Имп. конституции, выходившие после издания Кодекса, получили название новелл (novellae; греч. νεαραί - новые [законы]); они стали основным видом законов. Новеллы Юстиниана (изданные в отличие от др. частей «Свода» на греч. языке) публиковались в сборниках, сокращенных изложениях (т. н. «Эпитома Юлиана», состоявшая из 122 новелл) и лат. переводе («Аутентикум», содержащий 134 новеллы).

Хрисовул имп. Андроника III, данный мон-рю Хиландар. 1317 г.Хрисовул имп. Андроника III, данный мон-рю Хиландар. 1317 г.В отличие от этих актов, включавших постановления общего характера (constitutiones generales), с XI в. основным типом имп. актов становятся распоряжения в форме специальных законов (leges speciales). Они издавались в виде хрисовула или простагмы. Хрисовул (χρυσόβουλλος λόγος; хрисовульное слово) получил свое наименование от золотой печати, или буллы (χρυσὴ βούλλα), к-рой скрепляли имп. грамоты. Печати представляли собой круг из золота диаметром 2,5-4 см и были атрибутом только имп. персоны; на одной стороне специальным штемпелем наносилось изображение василевса (часто с соправителем или соправительницей), осеняемого образом Христа или Богородицы, на оборотной стороне указывались имена и офиц. титулы владельца печати. Печати подвешивались к акту на специальном шнуре (ленте). Хрисовул составлялся по определенной форме и подписывался собственноручно императором пурпурными чернилами. Этот вид актов выдавался по особо торжественным поводам. Торжественные акты, скрепленные серебряной (ἀργυρός) печатью, назывались аргировулами («серебропечатными»). Простагма (πρόσταγμα - распоряжение, приказ) представляет собой имп. акт, формуляр к-рого отличается меньшей торжественностью. Еще одним видом имп. грамот в Византии был сигиллий (σιγίλλιον от sigillum - знак, печать), под к-рым не ставилось имя василевса, а указывалась лишь дата (месяц и индикт) издания документа; он также скреплялся имп. печатью. Наконец, видами имп. распоряжений были питтакии (γράμματα πιττάκια) и орисмос (ὁρισμός), подобные по характеру сигиллию.

Указ имп. Алексея IV Великого Комнина. 1416 г. (мон-рь Дионисиат на Афоне)Указ имп. Алексея IV Великого Комнина. 1416 г. (мон-рь Дионисиат на Афоне)Др. тип визант. имп. актов представлен документами по конкретным правовым казусам, издаваемыми в связи с запросами представителей власти, юристов или отдельных частных лиц. Распоряжения василевса оформлялись в виде посланий (epistula; ἐπιστολή или σάκρα) или предписаний (subscriptio; λύσις или σημείωσις). В грамотах последнего вида изначально различались λύσις - ответ императора на запрос чиновника по вопросам администрации и фиска и σημείωμα (σημείωσις) - ответ императора по гражданским и церковноправовым вопросам; со временем эти нюансы стерлись.

3-й тип представлен внешнеполитическими актами: договорами, письмами к иноземным правителям, посольскими верительными грамотами. Межгос. договоры, оригиналы к-рых сохранились в Византии лишь начиная с XII в., оформлялись в соответствии с визант. политической доктриной как привилегия, акт милости василевса по отношению к иностранному правителю, облекаясь в форму жалованной грамоты - хрисовульного слова или иногда хрисовульного сигиллия. В поздневизант. дипломатике, исходя из политических реалий слабеющей империи, эта особенность утрачивается: Нимфейский договор между Византией и Генуей (1261) представлял собой трактат, или клятвенное заверение (privilegium sacramentum, tractata, treva; κεφαλαί, χρυσόβουλλον ὁρκωμοτικόν).

К 4-му типу относятся документы адм. характера, указы императора о пожаловании звания и назначении на должность. Они оформлялись как простагмы или орисмосы либо в виде сигиллия, сакры и др. актовых форм (ὑποτύπωσις, προβατωρία, codicilli).

5-й тип имп. актов составляют жалованные грамоты, с кон. IX - нач. X в. особенно торжественно выполненные как хрисовульное слово, хрисовульный сигиллий или хрисовульный орисмос. Их содержание составляли перечень и обоснование жалуемых льгот и привилегий в пользу того или иного института (напр., мон-ря или храма).

В визант. имп. акте вычленяются собственно текст и вводяще-заключающие формулы, т. е. протокол, к-рый в свою очередь делится на собственно протокол и эсхатокол (πρωτόκολλον и ἐσχατόκολλον - первый или последний приклеенный лист [свитка]). Начальная часть протокола с посвящением Св. Троице представляет собой инвокацию, к-рая могла выражаться просто символом (крестом, христограммой). Во внешнеполитических актах инвокация часто опускалась. Обозначение лица, издающего документ (в данном случае - императора), называется интитуляцией. Затем следовало обозначение адресата (inscriptio) и приветствие (salutatio). В «основной части» выделяются риторическое введение по всему тексту (προοίμιον), затем - публичное объявление (promulgatio, publicatio, praescriptio, notificatio) и изложение сути дела (narratio). Наконец, приводилось распоряжение императора, выражающее его волю и удовлетворяющее ходатайство получателя документа (dispositio). Эта часть часто повторяет основные пункты narratio и вводится определенной формулой (διὸ (ὅθεν) διορίζεται ἡ βασιλεία μου - «посему определяет моя царственность»), а заканчивается предостережением против нарушения постановления (sanctio). Это предостережение, иногда выделяемое в самостоятельную часть акта, сопровождалось угрозой кары - божественной (sanctio spiritualis) или гос. (sanctio temporalis). Заключительная часть, эсхатокол, содержала важные элементы визант. канцелярского делопроизводства: дату и подпись (datum и subscriptio). Император подписывал и датировал документы собственноручно всегда красным (пурпурным) цветом. Различие в датировке определяло тот или иной тип документа: хрисовулы имели полную датировку, с указанием месяца, индикта и года от сотворения мира. Эсхатокол мог содержать сведения об удостоверительных знаках документа (corroboratio).

Лишь небольшая часть визант. имп. грамот дошла в аутентичных оригиналах. Древнейший международный договор датируется 922 г., к XI в. относятся самые ранние сохранившиеся имп. пожалования мон-рям. Сведения нарративных памятников об актах, не дошедших до наст. времени, а также данные об иноязычных переводах собраны в 5-томном сборнике регест имп. актов (изд. Ф. Дёльгер и П. Вирт). К числу сохранившихся только в переводах международных договоров Византии относятся и договоры Руси с греками (911, 944, 971), дошедшие в рус. переводе в составе «Повести временных лет». Для истории русско-визант. отношений важное значение имеют 2 послания визант. имп. Михаила VII Дуки, адресованные «иноземному правителю», с предложением о браке дочери адресата с багрянородным братом василевса - Константином. Считается, что эти послания были направлены ок. 1073-1074 гг. кн. Всеволоду Ярославичу. Греч. тексты этих актов сохранились среди сочинений Михаила Пселла. О рус. наемниках, находившихся на военной службе в Византии по крайней мере с кон. IX в., свидетельствуют хрисовулы, сохранившиеся в оригиналах в архиве Великой Лавры св. Афанасия на Афоне. Это хрисовулы Константина X Дуки (июнь 1060), Никифора III Вотаниата (июль 1079; сохр. в аутентичной копии, совр. оформлению акта) и 2 хрисовула Алексея I Комнина (март 1082 и май 1086). В них в числе иноземных воинских подразделений, от постоя к-рых освобождаются лаврские владения на материке, указаны русские и варяги. Аналогичные материалы имеются в хрисовулах Михаила VII Дуки (1073, 1074) и Алексея I Комнина (1088). Эти акты позволяют проследить историю пребывания русских дружин в Византии на протяжении почти 30 лет во 2-й пол. XI в., хотя ранее считалось, что после битвы при Гастингсе (1066) русские уступили свое место в имп. гвардии выходцам из Англии. «Росия» упоминается также в международных договорах визант. василевсов с генуэзцами (1169, 1192), в к-рых предусматривалось ограничение распространения визант. опеки на земли Руси и Сев. Причерноморья (Тмутаракани) в торговых операциях генуэзцев.

Патриаршие акты

К ним относятся документы К-польского Патриархата, сохранившиеся в оригинале или копиях, а также сведения о недошедших актах К-польских Патриархов и данные об иноязычных (в т. ч. русских) их версиях, собранные византинистами и составившие неск. томов регест К-польского Патриархата (изд. В. Грюмелем, В. Лораном и Ж. Даррузесом).

Большая часть актов К-польского Патриархата, имеющих отношение к Руси, известны лишь по рус. источникам, что создает проблему их научной верификации. Таковы послание Патриарха Николая IV Музалона Новгородскому еп. Нифонту (1149) и послания Патриарха Луки Хрисоверга, в частности, вел. кн. Андрею Боголюбскому (между 1160 и 1168). Из летописных и документальных указаний известно об актах утверждения в качестве Киевского митр. Константина (нач. 1157), благословения Патриарха Луки Хрисоверга праздника в связи с победой вел. кн. Андрея Боголюбского над камскими болгарами (ок. 1163-1164) и др. Подлинность подобных актов часто оспаривается исследователями.

Среди сохранившихся греч. текстов патриарших актов важное значение для отечественной истории имеют определение Собора (26 янв. 1156), созванного по инициативе митр. Константина перед его отъездом на Русь, а также свидетельство о посланиях Патриарха Мануила I Саратина из Никеи Иоанну Апокавку (февр. 1222) и Патриарха Германа II кардиналам (1232), в к-ром среди правосл. народов упоминаются северийцы, авасги, аланы, «аласты» (лазы?), готы, хазары и «бесчисленная», «из тысяч народностей» Русь. На греч. языке сохранились и тексты посланий рус. митрополитов, греков по происхождению: «Послание» митр. Киевского Иоанна II к антипапе Клименту III, направленное в период между 1085 и 1088 гг., и послание Переяславского митр. Леона к римлянам, или латинянам об опресноках (60-70-е гг. XI в.).

Место Русской Церкви в епархиальной структуре К-польской Церкви, юрисдикция к-рой распространялась на Русь с момента учреждения там митрополии, определялось специальными актовыми «Перечнями епископских престолов» (Notitia episcopatuum; Τάξις θρόνων). Впервые рус. митрополия упоминается в подобном документе, относящемся к кон. X в., как «митрополия Киева Росии» (Κυέβου ῾Ρωσίας - Darrouzès. Notitiae. N 10). В списках XI-XIII вв. Русь занимает в ряду митрополий К-польского Патриархата, как правило, 60-е место (Ibid. N 11-12, 15-16). С кон. XII в. в «Перечнях епископий» упоминается также митрополит «Руси Переяславля» (῾Ρωσία Πρεσθλάβα) - титулярной Переяславской митрополии, образование к-рой датируется 2-й пол. XI в. В перечнях епископий «Великой России» (Μεγάλη ῾Ρωσία) указывались местные кафедры, образование первых из них относится к 90-м гг. X в.: Новгородская, Белгородская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая, Владимиро-Волынская, Перемышльская, Туровская, Юрьевская («Св. Георгия»), Ростовская, Смоленская, Галичская, Рязанская, Владимиро-Суздальская и др.

Монастырские акты

Важнейшим типом визант. монастырских актов являются Типиконы (Типики), т. е. уставы, документирующие условия основания обители и регламентирующие правила монашеского общежития. В текстах монастырских уставов содержатся и важные свидетельства, напр., по аграрноправовым отношениям, как в Типике Бачковского мон-ря, основанного в Болгарии визант. вельможей кавказского происхождения Григорием Пакурианом и его братом Апасием в 1083 г., или в Типике сер. XII в. мон-ря Богородицы Спасительницы мира (Космосотиры) близ Эноса Фракийского. Устав к-польского мон-ря Пантократора содержит уникальные сведения об организациимонастырской больницы в XII в.

Нек-рые уставные акты не сохранились в греч. подлиннике и восстанавливаются по дошедшим переводам. Важнейший Типик к-польского Студийского мон-ря известен в списках XI-XII вв. в славяно-рус. переводе (см. Студийско-Алексиевский Типикон).

Среди др. типов монастырских актов - жалованных, дарственных грамот, купчих, исковых заявлений - существенное значение имеют описи имущества мон-рей. История внутреннего устройства Русского мон-ря на Афоне известна благодаря сохранившейся в оригинале описи (ἀπογραφή) мон-ря Ксилургу (Ξυλουργοῦ букв.- древоделя, первоначальное наименование обители), перешедшего в ведение Русского мон-ря (14 дек. 1142). По др. акту из Протата (авг. 1169) рус. монашеской общине Ксилургу по просьбе ее игумена Лаврентия был передан мон-рь Солунянина на правах дочерней обители. С этого времени Русский мон-рь на Св. Горе стал именоваться мон-рем Солунянина (др. название - св. Пантелеимона). Вместе с Пантелеимоновым мон-рем к Русскому мон-рю перешли и его земельные владения. Упомянутая же опись 1142 г. содержит подробный перечень имущества мон-ря - от хозяйственных предметов до священных сосудов и книг, среди к-рых специально выделены «русские книги».

Документы Соборов

составляют специальную группу актов (см. статьи Вселенские Соборы, Поместные Соборы).

В поствизантийский период

Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.)Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.) с 1453 г., традиция издания греч. актов не прерывалась. Это прежде всего относится к документам церковным: патриаршие послания из К-поля или Иерусалима, акты из обителей Афона и Синая продолжали традиции визант. дипломатики. Особую ценность для истории РПЦ имеют документы XVI-XIX вв. по истории отношений России с правосл. Востоком. В отечественных архивах насчитывается ок. 30 грамот XVI в., более 700 - XVII в. Уникальными являются такие акты, как 7 грамот из К-поля в Москву 1557-1560 гг. в связи с переговорами об утверждении царского титула Иоанна Грозного (4 из них сохр. в подлиннике). Ценнейшими документами являются Соборные грамоты 1590 и 1593 гг. об учреждении Патриаршества в России. Сохранилось 56 актов, в т. ч. грамот, адресованных царю и Патриарху в Москву, К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса (1620-1638, с перерывами), а также собственноручные грамоты к Патриарху Филарету и царям Михаилу Феодоровичу и Алексею Михайловичу К-польского Патриарха Афанасия III Пателлария (1634-1652, с перерывом). Подготовлен к печати каталог греч. грамот из московских собраний. См. также ст. Акты в России.

Изд.: Miklosich, Müller; Mansir; Schwartz E. Acta conciliorum oecumenicorum. B., 1922-1940. 5 t.; Дмитриевский. Описание; Actes de l'Athos. 1-6 / Ed. L. Petit, W. Regel, E. Kurts, B. Korablev // ВВ. 1903. Т. 10; 1906. T. 12; 1907. T. 13; 1910. T. 17; 1912. T. 19; 1913. T. 20. Прил.; Успенский Ф. И., Бенешевич Б. Н. Вазелонские акты. Л., 1927; Dölger F. Facsimiles byzantinischer Kaiserurkunden. Münch., 1931; Archive de l'Athos. P., 1937-; RegPatr. Vol. 1-5.
Лит.: Яковенко П. А. Исследования в области визант. грамот: Грамоты Нового мон-ря на о. Хиос. Юрьев, 1917. (УЗ Юрьевского ун-та); Seeck O. Regesten d. Kaiser und Päpste f. d. Jahre 311. bis 476. n. Chr. Stuttg., 1919; Dölger F. Regesten der Kaiserurkunden d. oströmischen Reiches: vom 565-1453. Münch.; B., 1924-1965. Tl. 1-5. Hildesheim, 19772; idem. Byzant. Diplomatik. Ettal, 1956; Hunger H. Prooimion: Elemente d. byzant. Kaiseridee in den Arengen der Urkunden. W., 1964; Dölger F., Karayannopulos J. Byzant. Urkundenlehre. Münch., 1968. Bd. 1: Die Kaiserurkunde; Καραγιαννόπουλος Ι. Βυζαντινὴ διπλοματική. T. 1. Θεσσαλονίκη, 1969; Фонкич Б. Л. Греч.-рус. культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977; он же. Греч. рукописи европ. собраний. М., 1999; Медведев И. П. Очерки визант. дипломатики: (Частноправовой акт). Л., 1988.
М. В. Бибиков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • «ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ» древнейший слав. памятник права, созданный в кон. IX в.
  • ВДОВСТВО безбрачное состояние одного из супругов по смерти другого
  • АНАКАТАРСИС наименов. деят-сти визант. императоров Македонской династии Василия I и Льва VI в области церковного права
  • АПОКРИСИАРИЙ дипломатическая должность в поздней Римской и Византийской империи
  • КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО система правовых норм, составляющая основу действующего церковного законодательства
  • АКТЫ в России, документы правового характера
  • АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте
  • АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.)
  • АПЕЛЛЯЦИЯ обжалование решения суда в высшей инстанции
  • БИЛЛЬ О ПРАВАХ акт англ. парламента
  • БОГОХУЛЬСТВО тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям
  • БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи
  • ВДОВИЦЫ ЦЕРКОВНЫЕ особый вид церковного служения, исполняемого вдовами
  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I
  • ВИКАРИЙ церковная должность
  • ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА церковный строй, при к-ром ключевое положение в церковном законодательстве, управлении и суде занимают епископы и соборы епископов
  • ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов
  • «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии
  • КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов, составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви
  • АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Константинопольской Православной Церкви
  • АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря
  • АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.
  • АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель
  • АВТОКЕФАЛИЯ церковная, автокеф. Церкви - самостоятельные, не зависящие ни от какой иной поместной Церкви, но являющиеся частями Церкви Вселенской