[евр. , ; греч. Βηρσαβεέ], дочь Елиама (2 Цар 11. 3 или Аммиила -1 Пар 3. 5), жена Урии Хеттеянина, одного из 30 дружинников Давида (2 Цар 23. 39), впосл. его любимая жена и мать царя Соломона (2 Цар 11. 27; 12. 24). Значение ее имени до конца не ясно. В 1 Пар 3. 5 оно передано как , , что, вероятно, является наиболее ранним вариантом этого имени. Возможно, оно содержало в себе языческие (хеттские) элементы и впосл. было изменено в соответствии с евр. традицией на (наиболее вероятные значения «дочь изобилия» или «дочь клятвы»).
Отрывки, содержащие в себе историю В. (2 Цар 11. 2-12. 24 и 3 Цар 1. 11-19, 28-31), являются частями самого древнего слоя книг Царств, в основе к-рых лежит цикл повествования о Давиде. В более поздних местах из кн. Паралипоменон подробный рассказ о грехе Давида с В. опущен. Прельстившись красотой купающейся В., Давид велел привести ее к себе. После того как В. сообщила царю о своей беременности, Давид стремился скрыть свой грех, пытаясь возвратить Урию с поля боя домой к жене, посылая ему дорогие подарки. Однако Урия, повинуясь израильским законам, не захотел вернуться домой и бросить своих соотечественников в битве. Тогда Давид приказал выставить Урию на передовую и в ближайшем сражении он погиб. Прор. Нафан изобличил Давида во грехе, рассказав притчу о богаче, похитившем единственную овечку у бедняка. 1-й ребенок В. умер, согласно пророчеству Нафана (2 Цар 12. 14), а после раскаяния Давида В. родила ему 4 сыновей: Соломона, Шиму, Шовава и Нафана. В повествовании специально рассказывается о переживаниях В. (2 Цар 11. 26). В. пользовалась высоким авторитетом у своего сына царя Соломона, к-рый советовался с ней: ей принадлежит существенная роль в истории разоблачения заговора Адонии (3 Цар 2. 13-23). Возможно, что слова из Книги Притчей Соломоновых «наставление [царя], которое преподала ему мать его» (31. 1) могут служить указанием на В. (если предположить, что имя царя Лемуила, к-рым надписана последняя глава этой книги, является псевдонимом царя Соломона). В НЗ, в родословии Спасителя, В. косвенно упоминается, когда говорится, что «Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею» (Мф 1.6).
В раввинистической лит-ре говорится, что В. от создания мира была предназначена Давиду в законные жены, однако вмешательство искусителя в ход событий привело к несвоевременному греху (Санхедрин 107a). В мидраше на кн. Екклезиаста библейский стих: «Двоим лучше, нежели одному» (Еккл 4. 9) - применяется к Давиду и В., а «нитка, втрое скрученная» (4. 12) - к действиям прор. Нафана (Екклезиаст Рабба IV 9).
В Коране (XXXVIII 20-25) история с В. представлена достаточно фрагментарно, отдельные сюжеты наделены рядом легендарных подробностей: напр., встреча царя с В. является следствием испытания Давида Богом, к-рый решил смирить его гордость. Также в этом отсутствуют эпизоды с умершим ребенком, опущена история отношений Давида с В. до смерти Урии, вместо прор. Нафана Давида обличают ангелы. Образ В. в этой легенде в отличие от библейского повествования лишен ярких черт.
Отцы Вост. Церкви, такие как свт. Кирилл Иерусалимский (Catech. II 11) и свт. Иоанн Златоуст (In Matth. 26. 6-8), в своих толкованиях в истории с В. особенно выделяют мысль о покаянии и уверенность в Божием милосердии по отношению к слабому человеку на примере Давида. Это толкование цитирует и свт. Иоанн Дамаскин (Sacra parall. // PG. 96. Сol. 333-337).
Согласно типологическому толкованию у зап. авторов, В. является прообразом Церкви, Давид - прототипом Христа (Aug. Con. Faust. 88 // PL. 42. Col. 458; Bruno Astensis. Expositio in Pentateuchum. 26 // PL. 164. Col. 205), а Урия - диавола и иудеев (Isid. Hisp. Appendix ad libros regum. 51-58 // PL. 83. Col. 430-431).