ВИТЕБСКАЯ И ОРШАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том VIII , С. 567-572
опубликовано: 27 апреля 2010г.

ВИТЕБСКАЯ И ОРШАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери в Витебске. 1821 г., перестроен в 1862 г. и в нач. 90-х гг. XX в. Фотография. 2004 г.Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери в Витебске. 1821 г., перестроен в 1862 г. и в нач. 90-х гг. XX в. Фотография. 2004 г. Белорусского Экзархата, учреждена в 1942 г. как Витебская и Полоцкая, возобновлена как Витебская и Оршанская 10 мая 1992 г. решением Синода Белорусского Экзархата (утверждено Архиерейским Собором РПЦ 11 июня 1992, Свящ. Синодом РПЦ 17 июля 1992). В. и О. е. объединяет приходы и мон-ри на территории вост. районов Витебской обл. (Витебского, Оршанского, Бешенковичского, Городокского, Дубровенского, Лепельского, Лиозненского, Сенненского, Толочинского, Чашникского, Шумилинского). Епархия разделена на 14 благочиннических округов. Кафедральные соборы - Покрова Божией Матери в Витебске, во имя арх. Михаила в Орше. Правящий архиерей - архиеп. Димитрий (Дроздов; с 12 авг. 1992). К 2004 г. в епархии действовали 136 приходов, 57 храмов, 4 мон-ря. В клире епархии состояли 132 священнослужителя: 110 священников, 22 диакона.

Православие на витебских землях до учреждения Витебской епархии

2-я пол. X - 1-я треть XVII в.

Витебск был основан во 2-й пол. X в. среди поселений кривичей, появившихся здесь в кон. IX в. Первые каменные храмы в городе появились в сер. XII в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы).

В 1021 г., в результате войны между киевским кн. Ярославом (Георгием) Владимировичем Мудрым и полоцким кн. Брячиславом Изяславичем Ярослав придал Брячиславу к Полоцку также города Усвят и Витебск. Т. о., территория буд. Витебского княжества (известного с 40-х гг. XII в.) вошла в состав Полоцкой земли и в церковном отношении, как и г. Орша, стала подчиняться Полоцкой епархии. Витебск являлся 2-м по значению правосл. центром епархии. С кон. 90-х гг. XV в. Полоцкий архиерей титуловался «архиепископом Полоцким и Витебским», после 1514 г.- «архиепископом Полоцким, Витебским и Мстиславским» (последний округ в нач. XVI в. перешел к Полоцкой епархии от Смоленской епархии) (АЗР. Т. 1. № 209. С. 356-358; АЮЗР. Т. 1. № 94. С. 79 и др.). Полоцкий архиерей в кон. XIII - XVI в. часто выступал как глава православных на территории Литовского великого княжества (ВКЛ), правители к-рого гарантировали и неоднократно подтверждали в XIV - сер. XVI в. права и привилегии правосл. жителей Полоцка и Витебска, в т. ч. и то, что великокняжеским наместником в Витебске мог быть только православный.

Церковь в честь Благоещения Пресв. Богородицы в Витебске. Гравюра К.Вейермана. XIX в.Церковь в честь Благоещения Пресв. Богородицы в Витебске. Гравюра К.Вейермана. XIX в.Литов. правители в XIV-XV вв. «надали» на 5 древнейших витебских церквей (Благовещенскую, Успенскую, арх. Михаила, Св. Духа (см. Витебский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов жен. мон-рь), Св. Троицы) пожалования со своих владений и установили в их пользу ряд налогов с тягловых людей. Кроме того, эти храмы имели старинное право на часть рыбы, выловленной в озерах перед большими церковными праздниками (АЗР. Т. 2. № 65. С. 54-55). В посл. четв. XV в. брянский кн. С. И. Можайский пожаловал ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Орше бортные земли в своей гомельской вотчине (Там же. Т. 3. № 9. С. 21-22), на Никольскую ц. шло также пожалование кн. И. Ю. Мстиславского - кадь меда и полтина грошей (Там же. Т. 2. № 190. С. 344). Все пожалования впосл. подтверждались литов. вел. князьями и правителями Речи Посполитой.

В 1563-1579 гг. Полоцк был занят войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного, Полоцкий архиеп. Варсонофий (Влах), подчинявшийся Киевскому митрополиту, в эти годы находился в Витебске. В 80-х гг. XVI в. в ВКЛ при поддержке правителей Речи Посполитой агрессивно насаждался католицизм, после 1596 г.- уния (см. Брестская уния). В 1596 г. Полоцкий архиеп. Григорий (Загоровский) перешел в унию. Правосл. иерархов здесь не было до 1620 г., когда Иерусалимский Патриарх Феофан IV хиротонисал во архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского Мелетия (Смотрицкого), к-рого униаты не пустили в епархию. После перехода архиеп. Мелетия в унию (1627) новый правосл. епископ на кафедру не был назначен. В 1-й трети XVII в. в Витебске были закрыты все правосл. храмы. В 1618 г. привилей на Полоцкую кафедру получил униат Иосафат Кунцевич. В 1621 г. Витебск отказался признать Кунцевича своим епископом. 12 нояб. 1623 г. жители Витебска, возмущенные насилиями, к-рые чинили в городе униаты, убили Кунцевича. Король жестоко наказал город: более 100 жителей были приговорены к казни, Витебск лишился пожалованного ему в 1597 г. магдебургского права (возвращено королем в 1634), была разрушена городская ратуша. В 1-й трети XVII в. в Орше также были закрыты все правосл. храмы. В 1623 г. на земле правосл. шляхтичей Статкевичей был основан кутеинский оршанский в честь Богоявления муж. мон-рь, с 1630 г. в мон-ре действовала типография Спиридона Соболя. В 1627 и 1637 гг. обитель посещал прп. Афанасий (Филиппович), в 1635 г.- митр. св. Петр (Могила), к-рый освятил монастырский Богоявленский собор.

2-я треть XVII - 1-я треть XIX в

Попытка создать на территории Великого княжества Литовского епархию с центром в Витебске была предпринята православными в 30-х гг. XVII в. На заседании сейма 4 июля 1632 г. правосл. послы представили список требований, одно из к-рых заключалось в создании Витебской и Мстиславской кафедры. Требование не было принято. В подготовленном к 30 окт. тексте «пунктов успокоения народа русского греческой религии» отмечалось, что в Великом княжестве Литовском будет создана правосл. епископия Мстиславская, Оршанская и Могилёвская с резиденцией епископа в Могилёве. В этой связи в документе указывалось, что все владения Полоцкого архиеп-ства в полоцкой, витебской и в мстиславской части диоцеза должны принадлежать униатскому архиеп. Антонию (Селяве), правосл. Мстиславскому владыке должны быть переданы все храмы в Орше, Мстиславле и Могилёве, а также церкви Рождества Христова и Вознесения в Полоцке и пустая ц. Св. Духа «в поле» в Витебске. Однако при утверждении «пунктов успокоения» 1 нояб. 1632 г. данный перечень был существенно изменен. Согласно окончательной редакции текста, православным передавались лишь 2 церкви в Мстиславле, 4 в Могилёве, 1 в Орше, 1 в Полоцке. Витебск в этом тексте вообще не упоминается, что, как показали дальнейшие события, было не случайно.

Марков мон-рь во имя Св. Троицы. Гравюра. XIX в.Марков мон-рь во имя Св. Троицы. Гравюра. XIX в.14 марта 1633 г. кор. Владислав IV Ваза передал правосл. еп. Иосифу (Бобриковичу) «епископию Мстиславскую, Оршанскую и Могилёвскую». В этой грамоте Мстиславскому епископу читается: «Мает теж мети в послушенстве весь народ русский, не в унии с костелом святым Римским будучим... належачий до диецезий архиепископии Полоцкой и епископии Витебской и Мстиславской», поэтому еп. Иосифу разрешалось посещать Полоцк, Витебск и Мстиславль. Аналогичные права в отношении униатов во всех 3 частях диоцеза получил униатский Полоцкий архиеп. Антоний (Селява) (АЗР. Т. 5. № 5. С. 9). Однако в грамоте, данной королем униатам в 1635 г., указывалось, что в Витебске, Полоцке и в Новогрудке не должно быть ни одной неуниатской церкви (АСЗР. Т. 1. № 138. С. 356-357). Поэтому преемнику Иосифа (Бобриковича) архиеп. Сильвестру (Коссову) не разрешалось посещать Полоцк и Витебск. Правосл. жители последнего, чтобы участвовать в богослужении, должны были посещать находившийся за городом Марков витебский во имя Св. Троицы муж. мон-рь - единственную правосл. обитель на Витебской земле в 1-й четв. XVII в.

Новая попытка создать правосл. Витебскую епархию была предпринята на рубеже 1649-1650 гг. В записи переговоров между приехавшими в Варшаву 2 янв. 1650 г. иерархами Западнорусской митрополии и польск. кор. Яном II Казимиром отмечено, что среди архиереев был и «нареченный епископ Витепский» (Грушевський М. С. Iсторiя Украïни-Русi. К., 1931. Т. 9. Ч. 2. С. 1509). Результаты переговоров нашли отражение в королевском привилее от 12 янв. 1650 г., в к-ром говорилось, что православным отдаются нек-рые епархии (władctwa), в т. ч. Витебско-Мстиславская, ее архиерею должны были быть переданы 3 храма - Рождества Христова в Полоцке, Благовещенский и Св. Духа в Витебске, а также половина имений униат. Полоцкой кафедры. Текст привилея в варшавские градские книги внес Иосиф (Кононович-Горбацкий), «епископ Витепский, Оршанский, Могилёвский». Несмотря на то что в документах лета 1650 г. Иосиф (Кононович-Горбацкий) также фигурирует как «епископ Витебский», неизвестно, были ли ему переданы правосл. храмы в Витебске или нет. В февр. 1652 г. кор. Ян Казимир подтвердил привилей Владислава IV униатам 1635 г., согласно к-рому православные не могли иметь храмов в Полоцке и Витебске.

В 1654-1667 гг. Вост. Белоруссия, в т. ч. Витебск, была занята рус. войсками. Царь Алексей Михайлович объявил о подчинении Могилёвских епископов Московскому Патриарху. В нач. 1656 г. в Могилёв был прислан для управления церковными делами Мефодий Биба - наместник Патриарха Никона «в епископии Мстиславской, Оршанской, Могилёвской, Витебской и Полоцкой», т. е. по существу его власть распространялась на всю территорию Полоцкой епархии. На всю эту территорию распространялась позднее компетенция Патриаршего наместника Каллиста (Дорофеевича-Риторайского), в июне 1657 г. хиротонисанного в Москве во епископа Полоцкого (ранее он был игуменом витебского Маркова мон-ря). В Москве от Патриарха Никона он получил список с Казанской иконы Божией Матери (см. Витебская Маркова мон-ря икона Божией Матери). В 1661 г. территория Полоцкой епархии была подчинена Могилёвской кафедре, остававшейся единственной правосл. кафедрой на землях Речи Посполитой.

После возвращения восточнобелорус. земель в состав Речи Посполитой в церковном отношении эти земли составляли в 1675-1772 гг. Могилёвскую и Белорусскую епархию. После вхождения Вост. Белоруссии в состав России архиереи, окормлявшие эти земли, имели титул Могилёвские, Оршанские и Мстиславские (1772-1795), Могилёвские и Полоцкие (1795-1797), Белорусские и Могилёвские (1797-1803), Могилёвские и Витебские (1803-1833), в 1833 г. Белорусская епархия была разделена на Полоцко-Витебскую и Могилёвско-Мстиславскую.

Б. Н. Флоря

Сер. XIX - сер. XX в.

Витебск. Вид Николаевского кафедрального собора, архиерйского дома, на заднем плане - Свято-Духовская ц. и женское уцч-ще. Фотография. 1876 г.Витебск. Вид Николаевского кафедрального собора, архиерйского дома, на заднем плане - Свято-Духовская ц. и женское уцч-ще. Фотография. 1876 г. После Полоцкого собора униатского духовенства России (1839), принявшего решение о воссоединении с Православием, паства правосл. Полоцкой епархии существенно увеличилась. В связи с тем что в Витебске православных было намного больше, чем в Полоцке, Полоцкие архиереи с 1839 г. большую часть времени пребывали в Витебске. Полоцкий еп. Исидор (Никольский; 1837-1840) поселился в витебском Марковом мон-ре. С 1843 г. кафедральным собором Полоцкой и Витебской епархии считался витебский собор свт. Николая (взорван в 1957), в Витебске находилась духовная консистория. С 1810 г. в городе действовало уездное муж. ДУ. В 1856 г. в Витебск была переведена Полоцкая ДС, размещена в зданиях, прилегающих к Успенскому собору, в 1872 г. семинария стала называться Витебской. В 1864 г. в городе открылось уч-ще для девиц духовного звания. С 1872 г. под рук. ректоров Витебской ДС в Витебске издавались «Полоцкие ЕВ». В 1887 г. в Витебске образовалось епархиальное братство во имя равноап. кн. Владимира, почетным членом братства был прав. Иоанн Кронштадтский. В 1893 г. начал работу Витебский церковно-археологический музей, созданный благодаря усилиям витебского этнографа Е. Романова, в музее хранился архив Полоцкой епархии. В 1904 г. в Витебске насчитывалось 35 храмов, в т. ч. Никольский кафедральный и Успенский городской соборы. К 1917 г. в Витебском округе действовало 155 храмов.

Витебск. Общий вид города. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)Витебск. Общий вид города. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)

В 1918-1920 гг. в Витебске были закрыты ДС, духовные уч-ща и Марков Свято-Троицкий мон-рь. В храмах активно шло изъятие церковных ценностей: с марта по май 1922 г. Витебская губ. комиссия помощи голодающим отправила в Гохран в Москву ок. 100 пудов серебра, изделия из драгоценных камней и золота. В апр. 1922 г. был арестован Полоцкий и Витебский архиеп. Иннокентий (Ястребов). Отсутствие архиерея на кафедре, а также арест Патриарха св. Тихона (в мае 1922) активизировали деятельность обновленцев (см. Обновленчество), и 24 авг. 1922 г. в Витебске состоялся 1-й обновленческий съезд. В сент. того же года обновленческими архиереями в Москве во «епископа Полоцко-Витебского» был «хиротонисан» прот. Константин Запрудский. С этого времени в Витебске жили как архиереи, верные священноначалию РПЦ, так и обновленческие епископы (подробнее см. в ст. Полоцкая епархия).

В 1923 г. под предлогом неуплаты налогов в городе были закрыты Успенский собор и Свято-Духовская ц. К нач. 1930 г. в Витебском округе осталось 14 храмов, здания 71 закрытой церкви власти никак не использовали, остальные храмы были приспособлены под клубы, под хранение зерна, для др. нужд колхозов. Крестьяне, чьи приходы были уничтожены, приглашали к себе в праздники священников из Витебска, во мн. районах Витебщины проходил сбор подписей за открытие церквей. В 1934 г. были разрушены Успенский собор в Витебске и Богоявленский собор мон-ря в Орше. В 1931-1932 гг. было арестовано почти все правосл. духовенство Витебска во главе с Полоцким и Витебским архиеп. Николаем (Покровским; апр. 1929 - 24 марта 1931). К 1938 г. в Витебске не осталось ни одного действующего храма.

А. В. Кузьмин

1942-1992 гг.

После оккупации Белоруссии нем. войсками началось стихийное восстановление церковной жизни. 3 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор белорус. епископов, постановивший среди прочего учредить Витебскую и Полоцкую епархию и назначить ее правящим архиереем Афанасия (Мартоса), к-рому было также поручено управление Новогрудской епархией. Обстоятельства военного времени не позволили организовать деятельность епархиальных учреждений (за исключением открытых в 1941 и просуществовавших предположительно до 1943 курсов для подготовки священно- и церковнослужителей). В годы войны на территории В. е. действовали 30 храмов. Еп. Афанасий, живший в Новогрудке, в В. е. ни разу не был. В июне 1944 г., опасаясь репрессий со стороны советских властей, белорус. епископы, в т. ч. еп. Афанасий, покинули пределы Белоруссии. После 1945 г. территория В. е. являлась частью Минско-Белорусской епархии и управлялась Минскими архиереями, в 1989 г. Витебск вошел в состав возрожденной Полоцкой и Витебской епархии.

Возрождение В. е.

Успенский собор в Витебске. Гравюра. 90-е гг. XIX в.Успенский собор в Витебске. Гравюра. 90-е гг. XIX в. Епархия была воссоздана 10 мая 1992 г. решением Синода Белорусского Экзархата (утверждено Архиерейским Собором РПЦ 11 июня 1992, Свящ. Синодом РПЦ 17 июля 1992). Ко времени открытия епархии в ней существовали 18 приходов, 1 мон-рь, располагавшие 9 храмами, в клире епархии состояли 12 священнослужителей. В Витебске действовала единственная церковь - во имя Казанской иконы Божией Матери на территории закрытого Маркова мон-ря. С нач. 90-х гг. в В. е. идет активное возрождение церковной жизни, воссоздаются и строятся храмы, открываются приходы: в 1992 г. была завершена реставрация Покровского кафедрального собора в Витебске, в 1993 г. построен деревянный храм во имя блгв. кн. Александра Невского. В 1998 г. возрожден Благовещенский храм XII в., его освятил 26 сент. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 г. началось воссоздание древнего Успенского собора, к-рый должен стать кафедральным храмом епархии; 14 окт. 2002 г., во время празднования 10-летия возрождения В. е., митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) освятил памятный камень у основания нижнего Преображенского храма на Успенской горе. В 1995 г. закончилась реставрация Свято-Троицкого храма в Орше, в 1996 г.- Ильинской ц. в оршанском в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре (возобновлен в 1997). К нач. 2004 г. в В. е. строился 21 новый храм, реставрировались 24.

При епархиальном управлении действуют отделы: образования и катехизации, по работе с молодежью, социального служения, миссионерский, по работе с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, издательский, краеведения и музейной работы.

В сент. 1996 г. в Витебске открылись регентские курсы, в окт. 1998 г. на их базе было создано Витебское ДУ, к-рое располагается в здании епархиального управления (бывш. корпус Витебской ДС). С 1998 г. при уч-ще действует домовая ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, клирики к-рой читают при храме лекции по духовно-нравственному образованию. В окт. 2001 г. открыт филиал Витебского ДУ в Орше. В кон. 2003 г. при ДУ начала работу школа звонарей. В 2003 г. при витебском Покровском соборе открылась детская иконописная школа. В кон. 2003 г. в епархии насчитывалось 42 воскресные школы. Силами клириков и правосл. мирян епархии ведется духовно-просветительская деятельность в Ветеринарной академии, медучилище, техникумах, гимназиях, средних школах, доме-интернате Орши, доме для инвалидов Витебска. С 2002/03 уч. г. на историческом фак-те в Витебском гос. ун-те им. П. М. Машерова осуществляется подготовка по специальности «теология».

Благовещенская и Александро-Невская (деревянная) церкви в Витебске. Фотография. 2001 г.Благовещенская и Александро-Невская (деревянная) церкви в Витебске. Фотография. 2001 г.В. е. издает газеты «Наше Православие» (с 1994), Витебские ЕВ (с 2000), «Православная юность» (с 2001). На областном телевидении о жизни епархии рассказывают телепередачи «К духовным истокам» и «Истоки», на областном и городском радио еженедельно выходят религ. передачи (с 1999). В епархии работают 26 правосл. б-к (публичная епархиальная и приходские). Издательский отдел епархии выпускает брошюры и листовки, противодействующие сектантам. Молодежное братство проводит показ антисектантских и просветительских документальных фильмов.

Начиная с 1992 г. в епархии действуют правосл. братства: во имя св. Димитрия Солунского (1993), занимающееся просветительской и издательской работой, тюремное во имя равноап. кн. Владимира (1998), во имя свт. Алексия, митр. Московского (2000), членами данного братства являются медицинские работники, молодежное братство во имя прав. Иоанна Кронштадтского (2001), братство во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (2003), его задачей является оказание социальной и медицинской помощи. С мая 2000 г. диаконический центр В. е. помогает больным, неимущим и многодетным семьям, проводит миссионерскую работу в больницах, детских домах, школах-интернатах, домах престарелых. В епархии действуют 24 сестричества, к-рые окормляют страждущих в больницах и домах престарелых Витебска и Витебской обл. В 2001 г. начал работу летний правосл. оздоровительный лагерь «Дружба» в честь иконы Божией Матери «Воспитание».

Оршанский мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Акварель. XIX в.Оршанский мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Акварель. XIX в.Священнослужители В. е. поддерживают активные связи с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. На территории военной части в Витебске располагается домовый храм во имя прор. Илии. Стало традицией служить молебны и благословлять воинов на ратный подвиг во время присяги. В 2004 г. один из священников епархии вместе с воинами участвовал в республиканских воинских учениях «Чистое небо»: в лесу была развернута походная церковь, где служились молебны. Священнослужители В. е. ведут работу в следственных изоляторах и тюрьмах Витебска и Орши.

В 90-х гг. в епархии возродилась традиция крестных ходов. Ежегодно совершается крестный ход по Витебску на праздник Успения Пресв. Богородицы. В авг. 2001 г. состоялся крестный ход с Оршанской иконой Божией Матери из Витебска в Оршу. В ознаменование 1000-летия построения в Белоруссии одного из первых правосл. храмов - Рождества Пресв. Богородицы в с. Друцк 1 сент. 2001 г. состоялся крестный ход с Оршанской иконой из Орши в Друцк. С 31 мая по 5 июня 2002 г. шел крестный ход из Витебска в Полоцк, посвященный 900-летию прп. Евфросинии Полоцкой.

25-26 сент. 1998 г. в В. е. находился Патриарх Алексий II. Он посетил ряд храмов Витебска, встретился с подростками из детской трудовой колонии, где освятил храм во имя св. прав. Иоанна Русского, построенный силами воспитанников колонии за 40 дней. 26 сент. Патриарх принял участие в торжественной закладке камня и капсулы с грамотой в основание фундамента Успенского собора и благословил его восстановление.

Святыни

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II закладывает камень и капсулу с грамотой в основание Успенского собора. 26 сентября 1998 г.Патриарх Московский и всея Руси Алексий II закладывает камень и капсулу с грамотой в основание Успенского собора. 26 сентября 1998 г. В 1996 г. В. е. были переданы частицы мощей прав. Иоанна Русского, вмц. Варвары, свт. Феофана Затворника, мч. Маманта, сщмч. Владимира (Богоявленского) и еще 30 святых, в наст. время мощевик хранится в витебской Успенской ц. В 2001 г. епархии была возвращена чудотворная Оршанская икона Божией Матери, ныне находящаяся в оршанском в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре. В Свято-Троицком Марковом мон-ре хранятся мощевики с частицами мощей мн. древних и новопрославленных святых.

Монастыри

кутеинский оршанский в честь Богоявления муж. мон-рь (в Орше Витебской обл., основан в 1623, закрыт после 1917, открыт в 1992), оршанский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (в Орше Витебской обл., основан в 1630, закрыт после 1917, возрожден в 1997), Марков витебский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (в Витебске, муж., основан в XIII-XV вв., закрыт в 1920, возрожден в нояб. 2000), витебский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов жен. мон-рь (в Витебске, основан в XIV в., существовал до 1885, возрожден в мае 2001).

На территории В. е. находится Тадулинский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (на берегу оз. Вымно, осн. ок. 1743, во 2-й пол. XIX в. преобразован в муж., в 1888 преобразован в жен., закрыт ок. 1920).

Архиереи

еп. Афанасий (Мартос; 8 марта 1942 - июнь 1944), архиеп. Димитрий (Дроздов; с 12 авг. 1992).

Ист.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 4, 7; Vitoldiana: Codex privilegiorum magni ducis Lithuaniae, 1386-1430. Warsz.; Poznań, 1986. № 1, 2. S. 4-7; АЗР. Т. 1. № 204. С. 351-353; Т. 2. № 49. С. 59, 60, № 65. С. 54, 55, № 67, 68. С. 84, 85, № 190. С. 344, № 208. С. 373, № 212. С. 375, 377; Т. 3. № 9. С. 21, 22, № 75. С. 200-202, № 141, 142. С. 283, 284; Т. 5. № 5. С. 9; АЮЗР. Т. 1. № 94. С. 79; АрхЮЗР. Т. 1. Ч. 1. № 20; АСЗР. Вильно, 1867. Т. 1. № 138. С. 356, 357; Уния в документах. Минск, 1997. № 115. С. 341; ПСРЛ. Т. 32. М., 1975; Т. 35. М., 1980 (по указ.).
Лит.: Тихомиров М. Н. Древние русские города. М., 19562. С. 366-367; Архiтэктура Беларусi: Энцыкл. давед. Минск, 1993; История РЦ. Кн. 6. С. 427-430, 490, 496, 531-536; Кн. 7. С. 30, 31. Пiшчулёнак М. Пра час, калi здымалi званы // Беларуская мiнуўшчына. 1997. № 6. С. 17; «А золотые купола кому-то черный глаз слепили»: Интервью с зав. отделом по архивам и делопроизводству Витоблисполкома М. Пищулёнком // Витебский курьер. 1998. 24 дек. С. 3; Заборовский Л. В. Католики, православные униаты. М., 1998. Ч. 1. С. 68, 219-220, 249; Вiцебская епархiя // Беларускi праваслаўны каляндар. Минск, 1999. С. 119-123; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической гос. и церк. жизни. Минск, 2000; Яковлева Г. Н. Из истории правосл. Церкви Витебщины кон. XIX в. // Веснiк Вiцебскага ДУ. 2000. № 1. С. 27; Кривонос Ф., свящ. Очерк истории Витебска 20-х - 30-х гг. XX ст. // Витебские ЕВ. 2001. № 1 (2); Шэйкiн Г. М. Вiцебская правослаўная епархiя // Рэлiгiя i царква на Беларусi. Мiнск, 2001; Хмяльнiцкая Л. У. Развiццё асветы i народнай адукацыi ў Вiцебску // Памяць: Гiст.-дакум. хронiка Вiцебска. Мiнск, 2002. Кн. 1. С. 169; Кадзянава Г. Н., Трусава А. Р. Канфесiйная палiтыка Савецкай улады ў Вiцебску // Там же; Матвеев А. Ф. Витебская правосл. епархия // Витебские ЕВ. 2002. № 2. С. 10; он же. Крестный ход «Витебск-Полоцк» // Там же. 2002. № 2. С. 9; он же. Юбилейные торжества // Там же. 2003. № 1. С. 9; Храмы и приходы Витебской епархии. Витебск, 2003.
А. Ф. Матвеев
Рубрики
Ключевые слова
См.также