1357 г. (ГИМ. Син. № 68), Евангелие апракос полный, древнейший памятник книгописания и книжной миниатюры Галича Мерского. Кодекс состоит из 178 л. пергамена размером 28,2-28,5×22-22,2 см, написан 4 писцами уставом в 2 столбца. 4-й писец, указавший свое имя («Фофан» - Феофан), оставил на обороте л. 178 запись о создании книги «в лето 6865... в граде в Галиче при княженьи великого князя Ивана Ивановича». Рукопись украшена примитивной по исполнению миниатюрой с изображением 4 пишущих евангелистов (Л. 27 об.), заставкой тератологического стиля на малахитово-зеленом фоне (Л. 1 об.) и киноварными (с подкраской зеленым и киноварью) инициалами старовизант. и тератологического стилей. Миниатюра и орнаментика рукописи выполнены, по всей вероятности, писцом Феофаном.
История рукописи до XVIII в. не прослеживается. Возможно, Г. Е. находилось в Галиче еще во 2-й пол. XVI в., когда Г. М. Рылеев («Рылиев») дал вкладом храму или мон-рю Николая Чудотворца в 1563 г. сенные угодья («стоженце Новенские») в «Боярском лугу», о чем оставил запись на обороте л. 27, однако топонимы надежно не отождествляются. Время и обстоятельства поступления Г. Е. на Московский Печатный двор неизвестны, здесь оно впервые упоминается в составленной И. Максимовичем и А. Ивановым описи 1727 г. (не изд.). В 1786 г. кодекс в числе др. древних книг был по имп. указу передан в Московскую Синодальную б-ку.
Месяцеслов кодекса содержит праздник Покрова Пресв. Богородицы, память перенесения мощей св. князей Бориса и Глеба, памяти равноап. Кирилла (Константина), прп. Феодосия Печерского, святых Бориса и Глеба. Запись писца является важным историческим источником, объясняющим механизм территориальных приобретений («купель») вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и позднейший статус удельного Галицкого княжества в системе Великого княжения Владимирского и Московского княжеского дома. Миниатюра Г. Е., несмотря на примитивность исполнения, является памятником провинциального иконописания сер. XIV в.