расположена рядом с Эгнатиевой дорогой (Via Egnatia). Здание было построено рим. имп. Галерием ок. 300-306 гг.; по одной версии, первоначально являлось мавзолеем Галерия, по другой - храмом Зевса-Юпитера (или местных божеств-кабиров), что более вероятно, поскольку офиц. культом тетрархии было поклонение Зевсу-Юпитеру, ассоциировавшемуся с династией имп. Диоклетиана. В XVIII в. зап. путешественники назвали здание Ротондой, и это название утвердилось в среде археологов, историков и искусствоведов.
Предположительно в правление имп. Феодосия I Великого (379-395) Ротонда стала христ. храмом и была освящена в честь Небесных Сил Бесплотных (греч. τῶν ᾿Ασωμάτων). Это название закрепилось за расположенными рядом городскими воротами. Нек-рое время Ротонда являлась митрополичьим собором. Исследователи расходятся во мнениях, какой из храмов Фессалоники Евстафий Солунский (XII в.) называл кафедральным (τῇ καθολικῇ τοῦ μεγάλου Θεοῦ ἐν ἡμῖν ἐκκλησίᾳ - PG. 136. Col. 536) - Ротонду или собор Св. Софии (Janin. Grande centres. P. 360). Наиболее вероятно, что статус митрополичьего собора Фессалоники Ротонда получила уже после превращения в 1523 г. в мечеть собора Св. Софии. В 1590 г. Синан-паша и шейх близлежащего теке дервишей Хортаджи-Сулейман-эфенди устроили в Ротонде мечеть, к-рая получила название Хортаджи-Сулейман-эфенди-джами (упом. также как Старая Митрополия). В период тур. господства были построены минарет, портики над зап. и юж. входами и фонтан.
Христ. святыни в том же году были перенесены в небольшую соседнюю ц. во имя вмч. Георгия. По ее освящению и получила название Ротонда (Ροτόντα τοῦ ῾Αγίου Γεωργίου), возвращенная христианам в 1912 г. В 1914 г. были начаты археологические раскопки. В 1917 г. по распоряжению премьер-министра Греции Э. Венизелоса в стенах храма был открыт Македонский музей. Храм серьезно пострадал во время землетрясения 1978 г.; реставрационные работы окончательно завершены в 2004 г. Богослужение совершается неск. раз в год.
Г. ц.- монументальное центрическое купольное здание - ротонда, типология к-рого восходит к позднеантичным культовым и мемориальным сооружениям; аналоги - рим. Пантеон и мавзолей имп. Диоклетиана в Сплите (ок. 310). Здание целиком выстроено из кирпича; первоначально оно соединялось портиком с аркой Галерия, дворцом и ипподромом, составляя с ними единый архитектурный ансамбль. Реставрационные работы 80-90-х гг. ХХ в. выявили 2 строительных этапа. Древнейшая часть (ок. 300-306) - мощный цилиндрический 2-ярусный объем, стены к-рого изнутри прорезаны 8 глубокими прямоугольными в плане нишами-камерами. Вход в здание был на юго-зап. стороне, обращенной к арке Галерия; в этом месте в толще кладки устроены 2 винтовые лестницы, выводящие на 2-й ярус наружных стен. Подкупольное пространство имеет 24,5 м в диаметре и высоту 29,8 м. Свет проникал внутрь через полукруглые окна в основании купола (ныне заложены) и 8 крупных оконных проемов, расположенных в 1-м ярусе над нишами-камерами, благодаря чему интерьер получил четкое разделение на 3 регистра. Почти не выявленный снаружи полусферический купол имеет высоту ок. 13 м и первоначальный, впосл. заложенный окулус (световой проем).
В раннехрист. период (379-395?) к основному объему были пристроены апсида с вимой и дополнительный кольцевой обход с 2-башенным портиком перед входом (эти части здания, за исключением апсиды, не сохр.); был заложен окулус купола.
От первоначального литургического убранства храма уцелели фрагменты резного мраморного амвона со сценой «Поклонение волхвов», в 1900 г. перевезенные турками в К-поль. У юж. входа в храм можно видеть лишь мраморное основание амвона.
Сохранившиеся мозаики представляют собой один из наиболее полных ансамблей раннехрист. монументальной живописи (расчищены в 1952). Прежде мозаики датировали ок. 400 г., предполагая, что они были выполнены одновременно с созданием христ. церкви; совр. датировка - 3-я четв. V в. Мозаики охватывают купол 3 поясами-регистрами, к-рые объединены в неск. тематических композиций, создающих грандиозный образ «Второго пришествия Иисуса Христа». Фигура Спасителя во славе, несущего золотой крест, помещалась в центральном медальоне (сохр. правая, поднятая в жесте триумфатора рука Христа, край золотого нимба и часть креста). О пришествии Владыки мира возвещают 4 ангела во 2-м регистре, их воздетые руки касаются края медальона (сохр. головы, руки и верхние части крыльев). В этом ряду уцелела также верхняя часть изображения феникса, символа воскресения и бессмертия, с расходящимися от головы цветными световыми лучами. Во 2-м регистре, утраченном почти полностью, находились изображения ангелов (апостолов или 24 апокалиптических старцев, согласно разным гипотезам) в белых одеждах, созерцателей, адорантов и вестников теофании. Нижний регистр росписей заполняют 7 символических композиций (8-я утрачена), содержание к-рых остается дискуссионным. Это наиболее сохранившаяся часть мозаичного ансамбля: среди архитектурных кулис представлены 15 фигур орантов (еще 2 сохр. фрагментарно). Они изображены попарно или по трое на фоне величественных экседр, фланкированных 2-этажными башнеобразными сооружениями. Фантастическая архитектура обнаруживает сходство с фасадами позднеантичных скальных гробниц Петры, воплотивших идею «священного дворца» как образа инобытия. Алтарные престолы с кивориями в экседрах, лежащие на престолах Евангелия и кресты создают образы живописных храмовых пространств, окружающих и продолжающих вовне реальное пространство храма. Введенные в эту символическую среду фигуры орантов характеризуют ее как место молитвы, ассоциирующейся с богослужением в Небесном Иерусалиме - средоточием храмов и престолов (Grabar. 1967). Вопрос об отождествлении орантов решается двояко: в них видят образы мучеников либо донаторов, заслуживших право моления в Небесном храме (Kleinbauer. 1982); все они имеют подписи с именами и обозначением рода деятельности (епископы, пресвитеры, врачи, воины). Указанные рядом названия месяцев позволяют сторонникам 1-й гипотезы интерпретировать их состав как иллюстрацию к церковному календарю. Однако подбор имен по месяцам неполон и выглядит случайным. Согласно др. версии, он был обусловлен реликвиями святых, находившихся в криптах под экседрами (открыты раскопками). Символика Небесного Иерусалима оспаривается нек-рыми исследователями, видящими здесь обобщенный образ храмового богослужения.
В интерьере сохранились декоративные мозаики того же времени, покрывающие изнутри арки оконных проемов и своды камер-ниш нижнего регистра. В них использованы мотивы коврового заполнения условных геометрических полей изображениями животных, растений, плодов, звезд и т. п. Стиль исполнения мозаик отличается верностью эллинистическим живописным традициям, идеализацией и одухотворением образов.
В конхе апсиды сохранилась фреска «Вознесение Христа», датируемая кон. IX в. и обнаруживающая сходство с аналогичной мозаикой собора Св. Софии в Фессалонике.