[нем. Gerhard] Иоганн (17.10.1582, Кведлинбург - 17.08.1637, Йена), нем. протестант. богослов, представитель протестант. ортодоксии (см. Ортодоксия протестантская). В возрасте 15 лет Г. тяжело заболел и принес обет по выздоровлении посвятить жизнь служению Богу. И. Арндт, к-рый в то время проповедовал в Кведлинбурге, взял его под свое покровительство. В 1599 г. Г. поступил в Виттенбергский ун-т и начал изучать философию и богословие. Спустя нек-рое время родственники настояли на том, чтобы Г. оставил богословие и начал изучать медицину, однако через 2 года Г. переехал в Йену, закончил там ун-т и получил степень магистра богословия (1603). Затем он отправился в Марбург (1604) учиться у проф. Б. Менцера, к-рый оказал на него большое влияние. В 1605 г. вернулся в Йену для защиты диссертации, но герцог Кобургский, к-рый проникся к Г. большим доверием, назначил его суперинтендантом в Хельдбург (1606). В 1615 г. Г. становится генеральным суперинтендантом в Кобурге и составляет новый церковный регламент. С 1616 г. профессор теологии Йенского ун-та.
Автор ряда работ, в к-рых систематически излагает основные положения старопротестант. лютеран. догматики. Важнейшей среди них является «Loci theologici» (Jena, 1610-1622). Апологии лютеран. богословия против возражений и критики католич. богословия посвящено основное полемическое соч. «Confessio catholica». Г. расширил ставшее авторитетным издание гармонизации Евангелий (см. Гармонизация евангельская), начатое М. Хемницем и продолженное П. Лейером (т. н. Harmonia Chemnitio Lyseriana), добавив изъяснения истории Страстей и Воскресения. Г. принадлежат комментарии и примечания к различным библейским книгам (опубл. посмертно). Участвовал в подготовке издания Библии герц. Эрнста Благочестивого (книги Бытие, прор. Даниила и Откровение Иоанна Богослова). Посмертно издана «Патрология» (1653), в к-рую вошли работы, уже во многом известные по др. изданиям.
Г. является представителем учения о букв. (вербальной) богодухновенности Свящ. Писания, на к-ром должно строиться все систематическое богословие (лат. unicum et proprium theologiae principium - Loci Theol. I 1a; Hägglund. S. 136-184). Игнорируя католич. тезис об авторитете Предания и церковного вероучения, Г. отвергал положение католич. герменевтики того времени, согласно к-рому только папа обладает Духом, дарующим способность безошибочного толкования Писания, и утверждал, что оно основано на ошибочном отделении замысла Св. Духа от самого Слова Божия, что делает необходимым введение промежуточной инстанции, находящейся над Писанием и определяющей его толкование (Loci Theol. II 45 § 21). Г. считал, что толкователи должны интерпретировать Свящ. Писание в согласии со Св. Духом, действием Которого оно возникло (Ibid. I 1; II 43 § 7), и именно Св. Дух как автор Свящ. Писания одновременно является и «высшим и наиболее аутентичным толкователем» Свящ. Писания (Ibid. I 1; II 43 § 8). «слова Свящ. Писания суть слова Св. Духа» (Ibid. II 45 § 23), ибо пророки и апостолы были «секретарями» (amanuenses) Св. Духа (Ibid. II 46 § 25).
Толкованию Писания через Предание Г. противопоставляет личное «озарение» толкователя «Божественным светом» (divini luminis irradiatio). Только через это просвещение Св. Духом достигается «совершенно уверенное, прочное и спасительное познание» предлагаемых Свящ. Писанием «тайн веры» (mysteria fidei) (Ibid. II 52 § 54). Это достигается посредством молитвы (Ibid. I 1; II 51 § 50) и радения о «слышанном и читаемом со тщанием Слове» (Ibid. II 52 § 57; 54 § 71).
Что касается «темных мест» Свящ. Писания, наличие к-рых приводилось католич. оппонентами в качестве аргумента в пользу необходимости церковного Предания для толкования Писания, Г. подчеркивал, что в «догматическом» и «нравственном» отношении все необходимое для спасения уже сказано в Писании. «Темные места» ничего не говорят более того, что нужно знать о спасении (Ibid. I 1; II 53 § 62). Регулятивным принципом при истолковании «темных мест» становится (понятое в смысле лютеран. догматики) «Правило веры» (Regula fidei), а само истолкование нужно проводить «согласно аналогии веры» (Ibid. II 53 § 62).
Исследователи отмечают, что особенность эсхатологии Г. состоит в утверждении «уничтожения мира» (annihilation mundi) (Althaus P. Die letzten Dinge. Gütersloh, 19649. S. 353-365) - в конце истории нужно ожидать не обновления мира, но его полного уничтожения, за к-рым последует совершенно новое творение. П. Альтхаус видит в этом отрицании мира как творения «вторжение мистики в лютеранское богословие» (Ibid. S. 358). Понятие annihilatio mundi, однако, могло быть использовано Г. и как широкая метафора свободы действия Бога по отношению к сотворенному Им миру и всей системе бытия (Stock. S. 185).