ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА
Том XI , С. 533-534
опубликовано: 13 марта 2011г.

ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА

[греч. εὐχὴ τῆς κεφαλοκλισίας], молитва, во время чтения к-рой священником народ совершает главопреклонение. В богослужении древней Церкви склонение головы как знак принятия заключительного благословения предстоятеля перед отпустом было очень распространено; со временем во мн. традициях установились соответствующие молитвы для таких главопреклонений в конце различных служб. В правосл. богослужении Г. м. обычно предваряются возгласом диакона: Τὰς κεφαλὰς ἡμῶν τῷ Κυρίῳ κλίνωμεν (     ).

В к-польских формулярах Божественной литургии, используемых правосл. Церковью до наст. времени, Г. м. на отпуст той или иной категории молящихся встречаются в 4 местах литургии: 1) на отпуст оглашаемых (нач. в литургии свт. Василия Великого: Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐν οὐρανοῖς κατοικῶν, καὶ ἐπιβλέπων ἐπὶ πάντα τὰ ἔργα σου (             ); свт. Иоанна Златоуста: Κύριε, ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ ἐν ὑψηλοῖς κατοικῶν καὶ τὰ ταπεινὰ ἐφορῶν (           ); Преждеосвященных Даров: ῾Ο Θεὸς, ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ κτίσης καὶ δημιουργός τῶν ἁπάντων (       )) (см.: Mateos. Célébration. P. 156-159); 2) на отпуст просвещаемых, т. е. оглашаемых, к-рые готовятся вскоре принять Св. Крещение (нач.: ᾿Επίφανον, δέσποτα, τὸ προσωπόν σου ἐπὶ τοὺς πρὸς τὸ ἅγιον φώτισμα εὐτρεπιζομένους (          ); в наст. время эта молитва читается лишь в чине литургии Преждеосвященных Даров, начиная со среды 4-й седмицы Великого поста и до Страстной седмицы включительно, но некогда в этот же период года она читалась и на полных литургиях); 3) после пения «Отче наш» и перед возгласом    (нач. в литургии свт. Василия Великого: Δέσποτα Κύριε, ὁ Πατὴρ οἰκτιρμῶν, καὶ Θεὸς πάσης παρακλήσεως, τοὺς ὑποκεκλικότας σοι τὰς αυτῶν κεφαλὰς εὐλόγησον (             ); свт. Иоанна Златоуста: Εὐχαριστοῦμὲν σοι, Βασιλεῦ ἀόρατε, ὁ τῇ ἀμετρήτῳ σου δυνάμει τὰ πάντα δημιουργήσας (           ); Преждеосвященных Даров: ῾Ο Θεὸς, ὁ μόνος ἀγαθὸς καὶ εὔσπλαγχνος, ὁ ἐν ὑψηλοῖς κατοικῶν (         ); как показал Р. Тафт, эта Г. м. возникла как молитва на отпуст непричащающихся верных, чем следует объяснять и необычную форму диаконского возгласа перед ней -       (вместо   и  ), см.: Taft. Precommunion. P. 155-197); 4) место Г. м. на отпуст всех остальных молящихся занимает заамвонная молитва, не предваряемая обычным диаконским возгласом, но сопровождаемая главопреклонением диакона, призывающего этим склонить головы и верных.

Г. м. совр. правосл. чинов вечерни и утрени (нач.: Κύριε, ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ κλίνας οὐρανούς, καὶ καταβὰς ἐπὶ σωτηρὶᾳ τοῦ γένους τῶν ἀνθρώπων (           ) и Κύριε ἅγιε, ὁ ἐν ὑψηλοῖς κατοικῶν καὶ τὰ ταπεινὰ ἐφορῶν (         ) соответственно) также происходят из древней к-польской традиции, где некогда использовались как заключающие службу молитвы (см.: Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Л., 1979. С. 43-44, 85-86), но в совр. чинах праздничной и вседневной вечерни и вседневной утрени они читаются не в самом конце службы, а в составе ее заключительной части - после просительной ектении (о связи просительной ектении с отпустом см.: Mateos. Célébration. P. 158-159; Taft. Great Entrance. P. 318-322) и перед стихирами на стиховне. Такое положение Г. м., когда за ней служба имеет нек-рое продолжение, связано с тем, что священнические молитвы (в т. ч. Г. м.) в совр. чинах вечерни и утрени заимствованы из древнего к-польского Евхология, но сами эти чины следуют палестинскому Часослову, последования служб суточного круга в к-ром не соответствуют последованиям служб согласно кафедральной к-польской традиции и не позволяют расставить молитвы по последованиям служб так же, как это было сделано в древнем Евхологии К-поля. Кроме указанных Г. м. чин вечерни в составе всенощного бдения по Иерусалимскому уставу имеет еще одну в конце литии (по сути лития представляет самостоятельную небольшую службу, включаемую в состав вечерни).

Кроме уже указанных правосл. богослужебная традиция знает множество др. Г. м. в составе различных чинов визант. Евхология (слав. Требника), часто содержащих характерную последовательность из основной молитвы и Г. м. Такая последовательность встречается как в чинах таинств Крещения и Миропомазания, Священства, Брака, так и во мн. малых чинах Требника. Но если Г. м. чинов Божественной литургии, вечерни и утрени связаны с отпустом как по месту в службе, так и по содержанию (это моление к Богу обратить Свой Лик на молящихся (ср. ст. Аароново благословение) и благословить их, прежде чем они покинут храм, а также прошение о различных нуждах народа (поскольку, покинув богослужение, молящиеся вновь столкнутся со своими повседневными заботами)), то Г. м. в различных чинах Требника, как правило, не связаны с отпустом, но дополняют и развивают прошения, содержащиеся в основной молитве соответствующего чина.

диак. Михаил Желтов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ троекратное священническое благословение из библейской книги Чисел
  • ГЛАВОПРЕКЛОНЕНИЕ литургический жест
  • ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ части богослужения, построенные в форме диалога между предстоятелем (епископом или священником), сослужащими, диаконом, народом
  • ЕФРЕМА СИРИНА МОЛИТВА молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, к-рое читается за седмичными богослужениями Великого поста
  • «ОТЧЕ НАШ» христ. молитва, к-рую, согласно Евангелиям, Иисус Христос дал Своим ученикам
  • AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода