во время богослужения один из основных жестов литургических, означающий смирение перед Богом, послушание Ему. Поднятие головы в ветхозаветную эпоху выражало уверенность в себе, радость (Иов 10. 15; Пс 109. 7; Лк 21. 28), совершалось при победе над врагами (Быт 40. 13; Суд 8. 28; Пс 26. 6). Г. также служило знаком принятия благословения теми, кто его получали (ср. ст. Аароново благословение; в Сир 50. 23 упомянуто προσκύνησις, т. е. поклонение до земли, во время принятия благословения). Преклонение главы Распятым Христом (Ин 19. 30) указывает на добровольность Его Крестной смерти (Cothenet E. Gestes et actes symboliques du Christ dans le IVe Évangile // Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. R., 1978. P. 95-116. (BEL.S; 14)).
В различных литургических традициях древней Церкви Г. использовалось в первую очередь как знак принятия благословения, будучи тесно связанным с обрядом отпуста. Из памятников 2-й пол. IV в.- 19-го прав. Лаодик., «Паломничества» Эгерии, кн. VIII Апостольских постановлений и др.- известно, что обычным окончанием церковных служб в то время было епископское благословение, сопровождавшееся возложением руки епископа на склоненные головы людей, собирающихся покинуть храм (см., напр.: Taft. Precommunion. P. 155-197). Главопреклонные молитвы прочно вошли в визант. богослужебную традицию и сохраняются в богослужении правосл. Церкви до наст. времени.
Совр. правосл. богослужебные книги предписывают читать главопреклонные молитвы и совершать Г. в заключительных частях вечерни и утрени; характерной для правосл. богослужения является последовательность из молитвы и дополнительной главопреклонной молитвы, лежащая в основе мн. чинов Требника; во время Божественной литургии Г. совершается трижды - после молитвы об оглашенных (это Г. совершают только оглашаемые, к-рые затем должны покинуть собрание верных), перед возгласом (здесь Г. установлено, вероятнее всего, как отпуст непричащающихся верных - см.: Taft. Precommunion), во время заамвонной молитвы (и по содержанию, и по месту в службе имеющей значение главопреклонной молитвы отпуста верных).
Г. хорошо известно и в зап. традиции. Напр., в галликанском обряде оно совершалось при епископском благословении перед Причащением, после слов: Humiliate vos ad benedictionem (Склонитесь для благословения) (PL. 78. Col. 244, 993; ср.: Caes. Arel. Serm. 76. 2). В рим. обряде Г. происходит в конце мессы при чтении молитвы «над народом» (super populum), после слов: Humiliate capita vestra Deo (Склоните головы ваши Богу).
Кроме общего Г. на Западе ритуальным значением было наделено и частное. Так, 25-й канон II Лионского Собора 1274 г. предписал совершать Г. при каждом упоминании имени Христа как замену коленопреклонению («коленопреклонение сердца») (Mansi. T. 24. Col. 98). В средние века возник обычай, чтобы католич. священник совершал Г. при чтении разд. Supplices канона мессы, как бы умирая со Христом на Кресте. По аналогии с этим в XVI в. было введено общее Г. при чтении раздела канона Memento за усопших (Brou L. L'inclination de la tête au «per eumdem Christum» du Memento des morts // Miscellanea liturgica in honorem L. C. Mohlberg. R., 1948. Vol. 1. P. 1-31. (BEL; 22)).