ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ
Том XII , С. 179
опубликовано: 30 мая 2011г.

ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ

[религия], термин, используемый в законодательных актах нек-рых гос-в для характеристики правового статуса Церкви, занимающей привилегированное положение.

В наст. время он фигурирует в Конституции Греции и в др. актах этого гос-ва применительно к правосл. Церкви. 3-я ст. Конституции Греческой Республики гласит: «Господствующей в Греции религией является религия Восточно-Православной Церкви Христовой» (цит. по: Конституции государств Европейского Союза. М., 1997. С. 245-246). Термин «Г. Ц.» употреблялся по отношению к правосл. Церкви в законодательных актах Российской империи.

Типологически система церковно-гос. отношений, в к-рой за одной из конфессий признается статус господствующей, не имеет принципиальных отличий от системы гос. церковности (см. ст. Государственная Церковь), но употребление юридического термина «Г. Ц.» вместо «государственная Церковь» имеет свои основания. Прежде всего термином «Г. Ц.» подчеркивается то обстоятельство, что речь идет о Церкви значительного большинства населения страны, что имело место в Российской империи и еще в большей мере это относится к Греции, где количество иноверцев и инославных статистически ничтожно. Кроме того, термин «государственная Церковь» указывает на подчиненное положение Церкви по отношению к гос-ву, что вызывает вопросы канонического характера, в то время как обозначение Церкви господствующей не указывает на ее зависимое положение и само по себе (в отличие от возможного реального положения дел) не дает повода для критики с канонической т. зр. Хотя термин «Г. Ц.» может быть более уязвим, если ему давать оценку с позиций идеологии религ. свободы и равноправия. Так, название правосл. Церкви в греч. Конституции господствующей, а не гос.- как в законодательных актах нек-рых стран Зап. Европы обозначены вероисповедания большинства населения этих стран - является в совр. европ. обществе одним из поводов для применения двойных стандартов в характеристике правового статуса вероисповеданий: с одной стороны, острая критика и обвинения Греции в дискриминации религ. меньшинств, с другой - признание вполне нормальным и не вызывающим серьезной критики существование гос. Церквей в таких гос-вах, как Великобритания, Дания и др.

Одним из оснований для употребления термина «Г. Ц.» по отношению к правосл. Церкви в законодательных актах Российской империи было то обстоятельство, что и др. российские конфессии, находясь под гос. контролем, пользовались как защитой со стороны гос-ва, так и рядом привилегий. После правосл. Церкви самой привилегированной в Российской империи была лютеран. церковь, особенно там, где она являлась вероисповеданием большинства населения: в Великом княжестве Финляндском, в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях. Так что с определенными ограничениями гос. конфессиями могли считаться и др. привилегированные конфессии, но господствующей была действительно одна, правосл. Церковь, к к-рой принадлежало более 2/3 населения Российской империи и в силу Основных законов - российский император (см. в ст. «Акт о наследовании Всероссийского Императорского престола»).

Лит.: Рейснер М. А. Государство и верующая личность: Сб. ст. СПб., 1905. С. 156-277; Казанский П. Е. Власть Всероссийского Императора. Од., 1913; Дорская А. А. Государственное и церковное право Российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния. СПб., 2004. С. 155-206.
Прот. Владислав Цыпин
Рубрики
Ключевые слова
См.также