[лат. Gratianus], создатель первого общего свода канонического права католич. Церкви - т. н. Декрета Грациана. О жизни и деятельности Г. сохранилось мало сведений. Предание, бытовавшее с сер. XII в. в болонской школе права, приписывает создание Декрета «магистру Грациану». Точное имя его неизвестно (по нек-рым версиям - Иоанн или Франциск Г.). Согласно традиции, Г. был монахом ордена камальдулов из мон-ря святых Феликса и Набора в Болонье, где он преподавал церковное право и пользовался большой популярностью. Основополагающее значение Декрета для развития канонического права обусловило закрепление за Г. в кон. XII в. титула «pater scientiae iuris canonici» (отец науки канонического права). В историографии Нового и новейшего времени неоднократно предпринимались попытки идентифицировать Г. с тем или иным лицом, биография к-рого известна, однако ни одна из версий не получила достаточного подтверждения.
(Decretum Gratiani, Decretum) - важнейший средневек. памятник зап. канонического права. Время его создания определяется исследователями неоднозначно: вероятно, составлен в 1-й пол. XII в. с добавлениями во 2-й пол. XII-XIII в. Не прояснен вопрос о первоначальном названии: в списках встречаются заголовки «Concordia (или Concordantia) discordantium canonum», «Nova collectio», «Corpus iuris canonici», «Decreta», однако наибольшее распространение получило название «Decretum», данное канонистами по образцу Декрета Иво, еп. Шартрского, и ставшее общепринятым уже к кон. XII в. Декрет Грациана не был офиц. законодательным сводом католич. Церкви, действенную силу имели лишь входившие в его состав отдельные каноны и др. церковно-правовые акты, но не сборник в целом. Фактическое признание Папского престола он получил в 70-80-х гг. XII в., что выразилось в ссылках на Декрет Грациана в папских декреталиях. До XVI в. являлся основным сборником церковных законов, в 1582 г. был отредактирован и стал главной частью официально утвержденного Римским папой Григорием XIII собрания законов католич. Церкви «Cоrpus juris canonici», действовавшего до принятия в 1917 г. Кодекса канонического права (см. ст. «Cоdex juris canonici»).
Целью составления Декрета Грациана было согласование противоречивших друг другу канонов, для чего использовали заимствованный из библейской экзегетики т. н. схоластический метод, разрабатывавшийся в XII в. применительно к канонам П. Абеляром (в соч. «Sic et non»), Бернольдом Констанцским, Иво Шартрским (напр., предисловие к «Panormia» озаглавлено «De consonantia canonum» (О созвучии канонов)), Альгером Льежским. В основе этого метода толкования лежал принцип иерархии авторитетов (наибольшим авторитетом обладали тексты Свящ. Писания, после к-рых шли Деяния Вселенских Соборов, постановления Римских пап; меньшим авторитетом пользовались декреты Соборов католич. Церкви, высказывания отцов Церкви, постановления поместных Соборов и отдельных церковных иерархов, постановления светских государей и др.), учитывались также время, обстоятельства создания того или иного канона, выраженная в нем воля законодателя.
Подобно мн. др. крупным правовым сводам XI - нач. XII в., Декрет Грациана являлся собранием различных по происхождению канонов, затрагивавших весь круг правовых аспектов жизни Церкви. Каноны (capitula) были созданы в разное время (от античности до постановлений Соборов католич. Церкви 1-й трети XII в.), отличаются по форме, принадлежат разным «издавшим» их законодательным органам, не совпадают по степени авторитетности. Весь этот материал, за исключением юстиниановского рим. права, был заимствован составителем Декрета из предшествующих сводов церковного права. Каноны содержат описание конкретных судебных дел и правовых казусов; абстрактно сформулированные нормы права встречаются редко. Поскольку при толковании той или иной правовой проблемы составитель старался привести весь круг мнений церковных авторитетов по данному вопросу, часть канонов изначально содержала вышедшие из употребления правовые нормы.
В Декрет Грациана входят отрывки из Свящ. Писания, цитаты из посланий и творений отцов Церкви (в первую очередь блж. Августина и св. Исидора Севильского), отрывки из Апостольских правил, постановлений Вселенских и поместных Соборов (Вост. и Зап.), постановления и декреталии Римских пап, фрагменты пенитенциалиев (см. Пенитенциалий), литургических книг Зап. Церкви, «Liber Diurnus», а также установления светских властей - тексты рим. права (отрывки из Кодексов Феодосия и Юстиниана, Дигест, Институций, Новелл), отрывки из Вестготской правды и др. варварских правд, меровингские и каролингские капитулярии, церковные постановления герм. императоров Генриха I Птицелова (919-936) и Оттона I (936-973). Исследования, проведенные в 80-90-х гг. ХХ в. нем. историком права П. Ландау, показали, что круг использованных при создании Декрета Грациана источников был относительно невелик: «Этимологии» Исидора Севильского, «Collectio tripartita» и «Panormia» Иво Шартрского, трактат «Polycarpus», приписываемый кард. Григорию, «Книга о милосердии и правосудии» (Liber de misericordia et iustitia) Альгера Льежского, а также анонимный «Свод из трех книг» (Collectio trium librorum), «Высказывания магистра А.» (Sententii magistri A.), свод Ансельма Луккского, созданные в XI в. в Италии под влиянием григорианской реформы. Отрывки из сочинений блж. Августина, Бурхарда, еп. Вормсского, и др., каноны из Псевдоисидоровых сводов (см. Лжеисидоровы декреталии) были заимствованы не напрямую из этих памятников, а из вышеперечисленных сводов.
В офиц. рим. редакции (т. н. editio Romana, 1582) Декрет Грациана был разделен на 3 части. 1-я ч. Декрета подразделяется на 101 дистинкцию (distinctio - раздел), состоящую из различного числа глав (capitula), каждая из к-рых представляет собой отдельное постановление церковных или светских властей или высказывание отцов Церкви. Основное содержание 1-й ч.- изложение учения об источниках права и норм, регулирующих рукоположение и назначение на церковные должности.
Во 2-й ч. главы распределяются по 36 правовым казусам (causae), к-рые делятся на различное число вопросов (quaestiones). Распределение глав по вопросам также неравномерное. Вопрос 3 казуса 33 оформлен в виде отдельного «Трактата о покаянии» (Tractatus de poenitentia), разделенного на 7 дистинкций. 2-я ч. носит менее систематизированный характер, чем 1-я, и посвящена различным вопросам церковного, гражданского, уголовного и процессуального права: церковному судопроизводству, вопросам судебной процедуры, церковного имущества, бенефициям, регламентации десятины и др. церковных доходов, положению монашествующего духовенства, брачно-семейному праву, покаянной дисциплине и др.
Последняя, 3-я ч. Декрета Грациана представляет собой «Трактат об освящении» (Tractatus de consecratione), регламентирующий совершение таинств, богослужений, соблюдение постов и др., и подразделяется на 5 дистинкций.
Всего в Декрете Грациана содержится 3848 глав-канонов (в 1-й ч.- 966, во 2-й - 2486, в 3-й - 396), сгруппированных в разделы по тематическому принципу; в каждом разделе разбирается определенный правовой вопрос или казус. В зависимости от тематики отдельные разделы и главы внутри частей имеют собственные названия (напр., causa haereticorum, causa monachorum, tractatus coniugii и др.). Каждый раздел начинается с введения, обозначающего правовой вопрос или проблему, затем приводятся главы-каноны «за» и «против» с комментариями, и завершается раздел авторским аргументированным решением (rubricae, paragraphi). Комментарии в начале и/или в конце текста отдельных глав получили название «Dicta Gratiani ante capitulum / post capitulum».
Нек-рые комментарии названы «paleae»; уже в Новое время исследователи установили, что они были добавлены в текст учеником Г., первым декретистом Паукапалеей. В ХIХ в. считалось, что текст Декрета Грациана в том виде, в каком он вошел в «Corpus iuris canonici», представляет собой более или менее однородное целое и вставками являются лишь «paleae» (Паукапалее приписывалось также разделение 1-й и 3-й частей на дистинкции). В 1-й пол. ХХ в. историками было установлено, что «составителю» принадлежит лишь разделение 2-й ч. на «causae» и, возможно, на «quaestiones», тогда как деление текста на части и дистинкции, а также более мелкое членение «distinctiones» и «quaestiones» на части было введено канонистами во 2-й пол. XII-XIII в. Всего Паукапалее приписываются 166 глав и глосс, а также дистинкция 73.
В рукописях и изданиях до нач. XVI в. встречается различное деление текста - на 2, 3, 4 части, имеется большое количество разночтений. По тематическому принципу в них, как правило, выделяется введение, называемое «Tractatus decretalium» (Distinctiones 1-20); оно повествует об источниках церковного и светского права. За введением следует часть, называемая в рукописях Декрета Грациана и в сочинениях канонистов «Tractatus Ordinandorum», охватывающая дистинкции 21-101 и содержащая нормы, регламентирующие рукоположение и назначение на церковные должности. Часть, состоящая из казусов, подразделялась на разд. «De negotiis seu iudiciis» (О тяжбах или судебных процессах - causae 1-36) и «Трактат о покаянии». Часть, содержащая «Tractatus de consecratione», называлась также «De sacramentis et sacramentalibus» (О таинствах и освященных предметах или Causa 37).
Важным отличием Декрета Грациана от др. сводов XI - 1-й пол. XII в. стал отказ от рассмотрения теологических вопросов и сосредоточение только на правовых аспектах церковной жизни. Каноны, касавшиеся богослужения и совершения таинств, рассматривались только как регуляторы жизни церковных общин и не имели богословского содержания. Этот новый подход был вскоре воспринят канонистами - комментаторами Декрета Грациана и имел важное значение для последующего развития канонического права, т. к. способствовал разделению во 2-й пол. XII в. преподавания теологии и канонического права и формированию их в качестве самостоятельных дисциплин. Декрет Грациана внес большой вклад в рецепцию рим. права в средневек. церковном и светском праве, задав направление развития канонической юриспруденции и обусловив ее легалистский характер. Ее широкое распространение способствовало формированию «ius commune» (общего права).
Одной из сфер использования Декрета Грациана было преподавание и изучение канонического права. Благодаря дидактической подаче материала он был удобен для преподавания и с методической т. зр. представлял собой хороший учебник. Использование его в Болонском ун-те в качестве учебного пособия в сер. XII в. повлияло на формирование болонской школы канонического права, общеевроп. авторитет к-рой способствовал распространению и известности Декрета Грациана в Европе уже в посл. трети XII в. В 70-х гг. такая форма преподавания церковного права утверждается в парижских школах, в 90-х гг.- в Оксфорде, на рубеже XII и XIII вв.- в рейнской Германии. Лекции сопровождались комментариями магистра, что способствовало появлению во 2-й пол. XII-XIII в. обширной канонической лит-ры и привело к созданию в 1-й четв. XIII в. ординарной, т. е. общепринятой, глоссы к Декрету Грациана (см. ст. Glossa ordinaria), к-рая изучалась вместе с основным текстом в ун-тах. В учебных планах богословских и юридических фак-тов европ. ун-тов изучению Декрета Грациана отводилось важное место: лекции проводились, как правило, в 1-й половине дня, во 2-й половине дня изучались своды декретального права. Студенты заучивали большую часть материала Декрета Грациана при помощи различных мнемотехнических упражнений.
Декрет Грациана стал первым общеизвестным и общепринятым сборником церковных законов (в XII в. он даже был переведен на старофранц. язык). Во 2-й пол. XII в. он постепенно вытеснил из употребления более ранние своды канонов. Последующие своды церковного права - сборники папских декреталий (см. ст. Декреталия), складывавшиеся во 2-й пол. XII - нач. XIII в.,- создавались как добавления к Декрету Грациана. В посл. трети XII в. из среды изучавших и комментировавших Декрет Грациана церковных юристов (декретистов) выделились первые составители и комментаторы сводов папских декреталий - декреталисты.
началось в XVI в.: юристы А. де Муши, Ш. Дюмулен, А. Контий, А. Огюстен и др., подготавливая документ к изданиям, проделали работу по устранению ошибок и разночтений в тексте и заложили основы источниковедческой критики Декрета Грациана. Созданная в 1566 г. папой Римским Пием V для издания «Corpus iuris canonici» комиссия рим. корректоров (Correctores Romani) также провела разыскание и сличение древних рукописей Декрета Грациана.
Значительная часть входящих в документ канонов признавалась и нек-рыми протестант. церквами, поэтому до нач. ХХ в. он являлся предметом активного изучения как католич., так и протестант. канонистов и теологов. Именно протестант. исследователями Ю. Х. Бёмером (1747), Э. Рихтером (1839) и Э. Фридбергом (1879) были осуществлены лучшие в критическом источниковедении XIII-XIX вв. издания Декрета Грациана. Во 2-й пол. XIX-XX в. началось изучение и издание комментариев и сумм на Декрет Грациана (Die Summa magistri Rolandi / Hrsg. F. Thaner. Innsbruck, 1874; Die Summa des Paucapalea über das decretum Gratiani / Hrsg. J. F. von Schulte. Giessen, 1890; Die Summa des Stephanus Tornacensis über das Decretum Gratiani / Hrsg. J. F. von Schulte. Giessen, 1891; Die Summa decretorum des magister Rufinus / Hrsg. H. Singer. Paderborn, 1902; Summa Parisiensis. Toronto, 1952; Summa Coloniensis. N. Y., 1969-1990. 4 vol. и др.).
В 30-х гг. Ш. Куттнер, исследовав неск. сот рукописей документа, описал как особый жанр юридической лит-ры «transformationes» (переработки) Декрета Грациана, в к-рых декретисты не только комментировали, но и перегруппировывали текст, вставляли в него новые каноны (Kuttner. Repertorium. S. 267-271). В сер. XX в. польск. исследователь А. Ветулани, основываясь на анализе анонимного итал. сочинения XII в., называемого в историографии по первым словам «Gratiani opus eggregium» (сокр. вариант Декрета Грациана - Аbbreviatio), выдвинул гипотезу о том, что сочинение магистра Г. было значительно меньше по объему, чем текст в редакции XVI в.; оно датируется не сер., а 1-й четв. XII в. и создавалось для защиты позиций Римского папы в борьбе за инвеституру, по всей вероятности, еще до Вормсского конкордата (1122). Практически все цитаты из рим. права, трактаты «De poenitentia» и «De consecratione», постановления Латеранских Соборов (I - 1123, II - 1139), а также комментарии составителя к отдельным канонам были включены в Декрет Грациана ок. 1140 г., уже после смерти Г. Ветулани предположил, что такую переработку Декрета Грациана осуществил автор сокращенного варианта. В 90-х гг. ХХ в. появилось исследование Р. Вайганда о глоссах к Декрету Грациана, а также текстологические исследования А. Уинрота, к-рые подтвердили мн. положения гипотезы Ветулани. Уинрот изучил новые рукописи Декрета Грациана, отражающие ранние этапы работы над текстом, и установил, что документ создавался в 2 этапа: 1-й вариант - в 10-20-х гг. XII в. для преподавания, состоявший из «causae» и трактата «De poenitentia»; в 20-40-х гг. XII в. этот текст был увеличен почти в 2 раза за счет добавления 101 «distinctiones», трактата «De consecratione» и большинства цитат из сводов рим. права. Вопрос об авторстве Декрета Грациана Уинрот оставил открытым, поскольку переработка, к-рой подвергся текст, могла быть произведена как Г., так и др. лицом или лицами (составителей 2 редакций Уинрот условно назвал Грациан I и Грациан II).
Количество сохранившихся списков Декрета Грациана точно не определено, на 2006 г. их известно ок. 600. Существует также более 200 раннепечатных изданий Декрета Грациана. Первое издание осуществил Г. Эггештейн в 1471 г. в Страсбурге; только в XV в. было выпущено ок. 40 изданий, значительная часть к-рых вошла в «Corpus iuris canonici».
Большую роль в издании текста сыграл парижский канонист Ж. Шаппюи. По поручению издателей У. Геринга и Б. Рембольта он подготовил к печати сначала тексты сводов декретального права, а затем текст Декрета Грациана (изд. в 1499-1505 в Париже). Это издание использовалось комиссией Correctores Romani и легло в основу офиц. рим. «Corpus iuris canonici» 1582 г. Осуществленное Фридбергом последнее издание «Corpus iuris canonici» (1881; переизд.: Грац, 1955-1959) остается лучшей публикацией текста Декрета Грациана и сборников декретального права, сделанной на основе рим. издания 1582 г., дополненной и скорректированной с учетом изданий Бёмера и Рихтера, декретов церковных Соборов, дограциановских сводов церковного права, осуществленных историками XVII-XIX вв., и 8 списков Декрета Грациана XII-XIV вв. Целью публикации Фридберга была реконструкция первоначального текста, курсивом выделен текст, к-рый, по мнению издателя, принадлежит Г. В большинстве случаев таковыми считались комментарии - dicta, inscriptiones, rubricae. В 60-х гг. ХХ в. в Париже под рук. Жаклин Рамбо была создана группа по подготовке нового критического издания Декрета Грациана, однако проект не был завершен. В 2000 г. в рамках совместного проекта научного об-ва «Monumenta Germaniae Historica» и Баварской гос. б-ки был подготовлен электронный вариант издания Фридберга (http://mdz.bib-bvb.de/digbib/gratian).
В специальной лит-ре имеются следующие сокращенные обозначения частей Декрета Грациана: c.- для capitulum, D.- для Distinctio в 1-й ч.; dict. ante / post, d. ante / post, d. a. / p.- для dicta Gratiani перед / после capitulum; С.- Causa, q.- для quaestio во 2-й ч. Определение «de poen.» употребляется после обозначения номера дистинкции в «Tractatus de poenitentia» в Causa 33 quaestio 3 2-й ч. Определение «de cons.» прибавляется после номера дистинкции в «Tractatus de consecratione» в 3-й ч. До XVI в. главы обозначались по первым словам их текста, их нумерация стала употребляться лишь с XVI в.