КАМАЛЬДУЛЫ
Том XXIX , С. 715-718
опубликовано: 29 апреля 2017г.

КАМАЛЬДУЛЫ

[лат. camaldules], название неск. конгрегаций монахов и отшельников, восходящих к монастырю Камальдоли (к северу от Ареццо), к-рый был основан в нач. XI в. св. Ромуальдом, аббатом мон-ря св. Аполлинария в Равенне. В наст. время К. объединены в 2 конгрегации - Камальдульскую конгрегацию ордена бенедиктинцев (Congregatio Camaldulensis Ordinis S. Benedicti; O. S. B. Cam.) и независимую Конгрегацию камальдульских еремитов Монте-Короны (Congregatio Eremitarum Camaldulensium Montis Coronae; E. C. M. C.), к-рой принадлежат монастыри К. за пределами Италии - в Испании, Польше, США, Колумбии, Венесуэле. Жен. монастыри К. действуют в Польше, во Франции, в Индии, Бразилии, США и Танзании. В 2011 г. насчитывалось 28 монастырей К. (в Италии - 8 мужских и 7 женских, в др. странах - 3 мужских и 10 женских).

Мон-рь Камальдоли был основан в рамках задуманной св. Ромуальдом монашеской реформы с целью объединить идеи клюнийской реформы с Уставом прп. Венедикта Нурсийского и идеалами и практикой монахов-анахоретов. Исследователи рассматривают деятельность св. Ромуальда в Камальдоли в контексте широкого движения за обновление монашества в XI в., тогда же были основаны влиятельные впосл. обители на о-ве Перео близ Равенны и Валломброза. По преданию, обитель получила название по имени гр. Мальдола. Увидев во сне монахов в белых одеяниях, восходивших на небеса, граф подарил св. Ромуальду одно из своих полей (Campus Maldoli, впосл. Camaldoli), где были построены келлии отшельников. Практически ничего не известно о ранней истории обители, о ней лишь единожды бегло упоминается в Житии св. Ромуальда, составленном Петром Дамиани (BHL, N 7324). Как предполагают исследователи, сначала обитель представляла собой неск. отшельнических келлий, выстроенных вокруг общей молитвенной часовни. О простоте организации поселения свидетельствует и отсутствие до кон. XI в. особого монастырского устава. При поддержке имп. Генриха III (1046-1056) и местного духовенства влияние Камальдоли было распространено на ряд итал. мон-рей. В 1072 г. папа Римский Александр II буллой «Nulli fidelium» признал создание ордена К.; орден подчинялся непосредственно папе. В 1080 или 1085 г. приор мон-ря Камальдоли Рудольф составил «Книгу правил отшельнической жизни» (Liber eremiticae Regulae). «Книга...» состоит из 2 частей: в 1-й описаны история создания и уклад жизни мон-ря Камальдоли и находившегося поблизости от него мон-ря Фонтебуоно, якобы также основанного св. Ромуальдом; во 2-й части основное место занимает описание правил жизни монахов-еремитов. Насельники не пили вина, питались хлебом и водой все дни недели, кроме четверга и воскресенья (а во время Рождественского и Великого постов только воскресенья), когда разрешались фрукты и овощи. В постные дни полагалось есть не более 1 раза в день. В мон-рях действовал обет молчания; в свободное от богослужений время в непостные дни насельники занимались физическим трудом (в частности, заготовкой дров для монастырской трапезной или обработкой монастырского сада). Во время поста отшельникам запрещалось покидать келлии, тогда хлеб монахам приносили конверсы из Фонтебуоно, в остальные дни трапезы отшельников проходили совместно. Оговаривалась форма монашеского одеяния: полностью белое, оно состояло из длинной сутаны, наплечной накидки, пояса и капюшона; в холодное время года дозволялось носить плащ. Монахам запрещалось брить бороду. В отличие от Камальдоли в Фонтебуоно был общинный уклад жизни; при общности правил насельникам Фонтебуоно полагались нек-рые послабления.

Процедура принятия в орден зависела от того, намерен ли кандидат стать киновитом (общежительный монах) или отшельником. Те, кто намеревались принять монашеский постриг, год были послушниками, затем 7 лет - облатами, потом их ожидал еще год послушания, после чего они имели право принести «первые», или «простые», обеты. Еще через 3 года стремившиеся стать монахами приносили «окончательные», или «вечные», обеты. Желавшим стать К.-отшельниками в течение 2 лет надлежало быть послушниками, затем они приносили «простые» обеты, от к-рых в течение 3 лет можно было отказаться; по окончании этого срока кандидаты получали право принести «окончательные» обеты. В новых редакциях устава К.- «Constitutiones novae» (1188), «Consuetudines camaldulensis ordinis» (1253), «Constitutiones prioris Bonaventurae» (1328) - прослеживалась тенденция к смягчению правил, однако, несмотря на это, К. оставались одним из наиболее строгих и аскетичных ответвлений бенедиктинского ордена.

Камальдульский мон-рь Фонте-Авеллана. Основан ок. 980 г.Камальдульский мон-рь Фонте-Авеллана. Основан ок. 980 г.Начавшееся в 80-х гг. XI в. увеличение количества членов ордена К. продолжилось в 1-й пол. XII в. В 1086 г. появилась жен. обитель К. в Муджелло (под Флоренцией). Камальдульские мон-ри были основаны в Юж. Италии. В нач. XII в. в Тоскане под контроль Камальдоли перешло ок. 15 мон-рей. Влияние ордена распространилось на Сардинию (большую роль в этом сыграло открытие обители Сан-Микеле-ин-Борго в Пизе) и Центр. Италию (Эмилия, Романья, Анконская марка); в нач. XIII в. мон-ри К. появились в Венеции (Сан-Микеле-ди-Мурано). Новые обители располагались гл. обр. близ основных паломнических путей (напр., близ Виа-Франчиджена - из Кентербери в Рим). Постепенно основной функцией К. стала помощь паломникам и странникам, а также забота о бедных.

Рост ордена стал причиной столкновений с местной церковной властью. Так, во 2-й пол. XII в. разгорелся конфликт между К. и епископами Ареццо из-за обширных владений, которые орден получил благодаря дарениям и пожертвованиям. В этом споре К. смогли опереться на поддержку Римских понтификов и императоров Свящ. Римской империи. В 1187 г. папа Римский Климент III подтвердил права собственности ордена на подаренное имущество и лишил епископов Ареццо права отлучать К. от Церкви или отрешать их от богослужений без папского разрешения. В 1191 г. имп. Генрих VI передал ордену К. множество пожертвований и предоставил обители Камальдоли широкие привилегии. Несмотря на покровительство папы и императора, споры между орденом и епископом продолжались; К. для подтверждения своих прав прибегали в т. ч. и к фальсификации документов. Одним из эпизодов этого длительного конфликта стали захват и разграбление Камальдоли в 1260 г. еп. Гульельмо дельи Убертини.

Камальдульский мон-рь Санта-Мария в Бонаркадо на о-ве Саридия. Основан в 1-й пол. XII в.Камальдульский мон-рь Санта-Мария в Бонаркадо на о-ве Саридия. Основан в 1-й пол. XII в.В 1113 г. буллой «Gratias Deo» папа Пасхалий II установил прямое подчинение всех обителей, принявших устав К., приору мон-ря Камальдоли. Орден К. получил название Камальдульская конгрегация ордена бенедиктинцев; впосл. эта булла была подтверждена папскими постановлениями 1153 и 1184 гг. Наличие в конгрегации богатых и влиятельных мон-рей (напр., Сан-Аполлинаре-ин-Классе близ Равенны, Санта-Мария-делла-Берарденга близ Сиены, Санта-Мария-делла-Вангадицца в Бадия-Полезине), а также сосуществование обителей с разными укладами жизни способствовали развитию тенденции к децентрализации ордена в XIII в. В 1239 г. в Падуе был созван 1-й генеральный капитул К., реформировавший систему управления конгрегацией. Согласно постановлениям капитула, глава К. (pater ordinis) должен был избираться на капитуле представителями входивших в конгрегацию мон-рей, избранный кандидат становился также приором мон-ря Камальдоли. Представители главы ордена на местах - визитаторы и дефиниторы - следили за выполнением устава К. в обителях. Было принято решение о ежегодном созыве генеральных капитулов (регулярно они стали собираться, по всей видимости, только после 1271).

В этот период оформилась богослужебная традиция К. В 1253 г. конвент ордена одобрил сборник чинов монастырских служб («Vetus ordo divinorum officiorum»). Основная часть сохранившихся рукописей богослужебных книг относится к XIV-XV вв. (исключение - пассионарий XI/XII в. (Vat. lat. 6074)). Первый печатный бревиарий К.- «Breviarium ordinis camaldulensis» - был составлен в 1484 г., самый ранний из известных миссалов - «Missale monasticum secundum ordinem Camaldulensis» - в 1503 г.

В XIII-XIV вв. большинство монастырей конгрегации К. стали общежительными, связь между обителями с различными укладами жизни постепенно ослабевала. Реформа XIII в., децентрализовав управление ордена, не решила основных проблем, связанных гл. обр. с тем, что конгрегация состояла из чрезвычайно разнородных элементов. Попытки новой реформы ордена К. (наиболее активно в этом направлении действовал в 1431-1439 итал. богослов и гуманист Амброджо Траверсари) не увенчались успехом, с XV в. началось разделение К. на неск. независимых конгрегаций.

Конгрегация с центром в мон-ре Сан-Микеле-ди-Мурано в Венеции стала 1-м ответвлением ордена К. Мон-рь был основан в нач. XIII в.; из отшельнического став общежительным, к XIV в. мон-рь превратился в один из самых влиятельных в городе. В 1407 г. монахи Сан-Микеле получили право избирать аббата (затем его кандидатуру утверждал приор К.). В 1446 г. представители 9 общежительных монастырей Венеции, Пизы, Флоренции, Сиены и Болоньи признали главенство аббата Сан-Микеле и объявили об унии в рамках ордена К. В 1474 г. решением папы Римского Сикста IV мон-ри Сан-Микеле и Сан-Маттео на о-ве Мурано, а также аббатство Санта-Мария-делле-Карчери близ Падуи были объединены в особую конгрегацию, лишь формально зависевшую от приора Камальдоли. К кон. XV в. Венецианская конгрегация охватила практически все общежительные мон-ри К. Во власти приора Камальдоли осталось лишь неск. отшельнических обителей, объединившихся в Конгрегацию Сакро-Эремо.

В нач. XVI в. была предпринята новая попытка реформировать орден К. В созданной в 1513 г. Конгрегации Сакро-Эремо и Сан-Микеле были вновь объединены общежительные мон-ри и отшельнические обители К. Главу конгрегации избирали раз в 3 года, представители киновитов и отшельников на этой должности сменялись на регулярной основе: если 2 срока подряд во главе конгрегации находился киновит, на следующий срок капитулу надлежало избрать монаха-еремита. Создание новой конгрегации было утверждено папой Римским Львом X (булла «Etsi a summo»). Обновленная конгрегация в XVI в. значительно возросла: в 1569 г. к ней были присоединены обители упраздненной конгрегации монастыря Фонте-Авеллана (см. ст. Доминик Лорикат), а Камальдульской конгрегации Сакро-Эремо и Сан-Микеле отошли мон-ри в Риме, Мантуе, Кремоне, Комо. Работа над реформированием конгрегации К. привела к созданию неск. новых уставов. Так, в 1520 г. приор Паоло Джустиниани издал «Правила жизни монахов-еремитов» (Eremitice vite regula). Уставы общежительных мон-рей были унифицированы в опубликованных в 1572 г. «Речах и наставлениях отцов камальдульского ордена касательно Устава прп. Венедикта» (In Regulam Divi Patri Benedicti declarationes et constitutiones Patrum ordinis camaldulensis), составленных доминиканцем Винченцо Эрколано (Геркулани).

Церковь Сан-Грегорио Маньо в Риме (принадлежит камальдулам с 1573 г.)Церковь Сан-Грегорио Маньо в Риме (принадлежит камальдулам с 1573 г.)В нач. XVII в. противоречия между К.-еремитами и К.-киновитами вновь обострились и привели к распаду Конгрегации Сакро-Эремо и Сан-Микеле (1616). Камальдоли и еще 3 отшельнические обители образовали конгрегацию еремитов Тосканы. Немногочисленная конгрегация еремитов Тосканы увеличилась в XIX - нач. XX в., когда в ее состав вошли монастыри, расположенные в Бразилии и во Франции.

Ок. 40 общежительных монастырей К. составили воссозданную в 1617 г. Конгрегацию Сан-Микеле. Охватывавшая исключительно итал. мон-ри конгрегация сильно сократилась в XVIII-XIX вв.: папы Римские проводили политику упразднения мелких мон-рей, крупные обители нередко захватывали представители светской власти. Новый кратковременный подъем Конгрегации Сан-Микеле был связан с покровительством занявшего Папский престол камальдула Григория XVI (1831-1846). В нач. XX в. конгрегация находилась в упадке. В 1935 г. апостольской конституцией «Inter religiosos coetus» от 2 июля 1935 г. папы Римского Пия XI киновиты и конгрегация еремитов Тосканы были объединены в Камальдульскую конгрегацию ордена бенедиктинцев.

В XVI-XVII вв. оформилось неск. новых независимых ответвлений конгрегации. В 1520 г. приор Камальдоли Паоло Джустиниани покинул конгрегацию и направился в горы в Тоскане с намерением создать новую отшельническую обитель со строгим уставом. Папа Римский Лев Х разрешил ему основывать новые еремитории и реформировать уже существовавшие. Вскоре Джустиниани основал Конгрегацию камальдульских отшельников Монте-Короны, к-рую папа Римский Климент VII официально признал в 1524 г. В основу конгрегации, объединившей ряд независимых от Камальдоли еремиториев, лег «Устав отшельнической жизни» (Regula vitae eremiticae), изначально составленный Джустиниани для отшельников Конгрегации Сакро-Эремо и Сан-Микеле. Новая редакция «Устава отшельнической жизни» была издана в 1670 г. Монахи конгрегации получили особые одеяния: короткую, чуть ниже колена, сутану с капюшоном и короткий плащ. В 1540 г. обитель Монте-Корона была присоединена к Камальдоли, но уже через год вновь обрела автономный статус. Вторая попытка объединить Конгрегации Монте-Корона и Сакро-Эремо была предпринята в 1634 г., однако и она не увенчалась успехом. В 1667 г. папа Климент IX принял решение об окончательном обособлении Конгрегации Монте-Корона. В ХVI-XVII вв. еремитории конгрегации появились на землях Свящ. Римской империи и Речи Посполитой. К нач. XVIII в. власть приора Монте-Короны распространялась на 18 обителей в Италии, 6 в Польше и 3 в Свящ. Римской империи.

Туринская Конгрегация Сан-Сальваторе возникла в нач. XVII в. благодаря усилиям Алессандро да Чева, к-рый с 1592 г. занимал должность прокуратора ордена, в 1596 г. был назначен настоятелем мон-ря Санта-Мария-ди-Поццо-Страда (ныне территория Турина) с правом расширять его и основывать новые отшельнические скиты в Пьемонте. В 1609 г. в Турине был основан монастырь Сан-Сальваторе, который впосл. стал центром пьемонтских К. Влиятельное положение, к-рое К. заняли в Пьемонте, и союз с герцогами Савойскими способствовали разрыву с мон-рем Камальдоли. В 1634 г. решением папы Римского Урбана VIII пьемонтские обители К. были включены в Конгрегацию Монте-Корона. Впрочем, при подчинении общему с Монте-Корона уставу в регионе действовал особый капитул К., а главой пьемонтских монастырей оставался приор мон-ря Сан-Сальваторе.

В 1626 г. от Туринской конгрегации К. отделилась конгрегация с центром в мон-ре Нотр-Дам-де-Консоласьон близ сел. Бутеон в Лионском архиеп-стве. У ее истоков стоял франц. католич. пресв. Бонифас д'Антуан, к-рый получил от франц. кор. Людовика XIII разрешение основать обитель по уставу К. Римская курия одобрила создание новой конгрегации в 1634 г., формально включив ее, как и Конгрегацию Сан-Сальваторе, в состав камальдульской Конгрегации Монте-Корона. В новую конгрегацию изначально входили 4 франц. обители; они имели право собирать собственный капитул, к-рый избирал главу конгрегации. Впосл. под контроль К. перешли еще 4 мон-ря, а центром конгрегации стал монастырь близ замка Гробуа, рядом с Парижем. В кон. XVII - нач. XVIII в. среди монахов Конгрегации Нотр-Дам-де-Консоласьон распространение получил янсенизм. На генеральном капитуле ордена 1727 г. янсенисты подверглись гонениям. В 1770 г. Конгрегация Нотр-Дам-де-Консоласьон прекратила существование.

В 1810 г. монашеские ордены в Италии были распущены по приказу имп. Наполеона Бонапарта (это решение отменил в 1815 Венский конгресс). В 1866 г. в Итальянском королевстве было принято решение о закрытии монастырей и конфискации их имущества в пользу гос-ва. К. были изгнаны из главной обители в Камальдоли и смогли вернуться туда лишь в 1873 г., когда им было дозволено арендовать помещения мон-ря. В это же время был оставлен мон-рь Монте-Корона (в 1981 передан монахиням Вифлеемской монашеской конгрегации Успения и св. Бруно).

К нач. ХХ в. существовало 3 конгрегации К.: Тосканская конгрегация отшельников (Камальдоли), Камальдульская конгрегация Сан-Микеле и Камальдульская конгрегация Монте-Корона. Большая часть монастырей и отшельнических обителей К. располагалась в Италии. В 1927 г. в ознаменование 900-летия со дня смерти св. Ромуальда было инициировано воссоединение ветвей ордена К. В 1935 г. папа Пий IX утвердил новую конгрегацию камальдульских монахов-отшельников ордена бенедиктинцев (впосл. Камальдульская конгрегация ордена бенедиктинцев). Центром ордена стала обитель во Фраскати, к-рая и в наст. время остается резиденцией генерального настоятеля ордена. В 1957 г. была издана новая редакция «Установлений», где подтверждалась двойственная природа ордена и признавалось право на существование автономных монастырей.

Ист.: Annales Camaldulenses Ordinis Sancti Benedicti / Ed. B. G. Mittarelli, A. Costadoni. Venetiis, 1755-1773. 9 vol.; Crosara F. Le Constitutiones e le Regulae de vita eremitica del b. Rodolfo: Prima legislazione camaldolese nella riforma gregoriana. R., 1970; Consuetudo Camaldulensis / Ed. P. Licciardello. Tavanuzze, 2004; Il Codice di Camaldoli / Ed. S. Pezzotta. R., 2005.
Библиогр.: Belisle P.-D. Bibliografia per la ricerca della storia e della spiritualità camaldolese // San Romualdo: Storia, agiografia e spiritualità. S. Pietro in Cariano, 2002. P. 315-343.
Лит.: Fortunius A. Historiarum Camaldulensium libri tres. Florentia, 1575-1579. 2 t.; Lugano P. T. La congregazione camaldolese degli eremiti di Montecorona. Frascati, 1908; Il Sacro Eremo di Camaldoli (Toscana): 1012-1912. Firenze, [1912]; Franke Th. W. Romuald von Camaldoli und seine Reformtätigkeit zur Zeit Ottos III. B., 1913; D'Andria R. A. La congregazione camaldolese e la sua storia. Napoli, 1934; Des Mazis A. Camaldules // DHGE. T. 11. Col. 512-536; Pagnani A. Storia dei benedettini camaldolesi: Cenobiti, eremiti, monache ed oblati. Sassoferrato, 1949; Robert P. Camaldules // DSAMDH. Vol. 3. Col. 50-60; Tabacco G. La data di fondazione di Camaldoli // Riv. di storia della chiesa in Italia. 1962. Vol. 16. P. 451-455; idem. Romualdo di Ravenna e gli inizi dell'eremitismo camaldolese // L'eremitismo in Occidente nei sec. XI e XII. Mil., 1965. P. 73-121; Donati G. G. L'ordine camaldolese. Arezzo, 1964; Kurze W. Campus Malduli: Die Frühgeschichte Camaldolis // QFIAB. 1964. Bd. 44. S. 1-34; Manneschi E. Le origini e le vicende storiche del patrimonio del monastero di Camaldoli. R., 1992; Vedovato G. Camaldoli e la sua Congregazione dalle origini al 1184: Storia e documentazione. Cesena, 1994; idem. Camaldoli nell'età comunale (1088-1250) // Il monachesimo italiano nell'età comunale. Cesena, 1998. P. 529-562; Caby C. De l'érémetisme rural au monastichisme urbain: Les camaldules en Italie à la fin du Moyen Âge. P., 1999; idem. Camaldules // Dictionnaire du Moyen Âge. P., 2002. P. 208-209; Lackner D. F. The Intellectual Life and Religious Organisation of the Camaldolese Order in Tuscany, 1480-1520. Oxf., 2000; Camaldoli: Sacro Eremo e monastero. Firenze, 2002; Licciardello P. Ricerche sui Rodolfo priori di Camaldoli (1080-1180) // Vita monastica. 2002. Vol. 56. N 220. P. 48-67; idem. I Camaldolesi tra unità e pluralità (XI-XII sec.): Istituzioni, modelli, rappresentazioni // Dinamiche istituzionali delle reti monastiche e canonicali nell'Italia dei sec. X-XII. S. Pietro in Cariano, 2007. P. 175-238; idem. Le costituzioni di Placido, priore di Camaldoli (1180-1189/1190) // RBén. 2008. Vol. 118. N 1. P. 69-88; San Romualdo: Storia, agiografia e spiritualità. S. Pietro in Cariano, 2002; Camaldoli: Il monastero, l'eremo e la foresta / Ed. A. Piroci Branciaroli. Città di Castello, 2003; Alberigo G. The Reform of the Episcopate in the «Libellus» to Leo X by the Camaldolese Hermits Vincenzo Querini and Tommaso Giustiniani // Reforming the Church before Modernity: Patterns, Problems, and Approaches. Aldershot, 2005. P. 139-152; Francesconi G. Tra Riforma, vescovo e clientes: Camaldoli e le società locali (sec. XI-XIII). Firenze, 2005.
А. Л. Дунаев
Рубрики
Ключевые слова
См.также