[груз. კარბელაშვილი], груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых. Предки К. носили фамилию Хмаладзе и жили в с. Карби (пров. Саамилахвро - владения князей Амилахвари, историческая обл. Шида-Картли; в XIX в. Горийский у. Тифлисской губ.; ныне Горийский муниципалитет, Грузия). Затем они переселились в близлежащее с. Квемо-Чала. По месту происхождения рода представитель старшего поколения этой семьи певчий Петре получил прозвище Карбела, от к-рого образовалась фамилия К.
Петре (Петр) Григорьевич Хмаладзе (Карбела) (1754, с. Квемо-Чала - 1848, там же), певчий (სრული მგალობელი, букв.- «полный певчий», т. е. знающий весь церковнопевческий репертуар наизусть). Овладел певческим искусством при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II. На протяжении многих лет был певчим в хоре католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони). До 1818 (или 1819) г. был главным певчим кафедрального собора Самтависи (Самтависская епархия Восточногруз. (Мцхетского) Католикосата; с 30 июня 1811, с вхождением Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в состав РПЦ,- в юрисдикции Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви; Мцхетско-Карталинская епархия), где находилась родовая усыпальница князей Амилахвари. Обучал пению в церквах и селах на р. Лехура. До 1840 г. руководил архиерейским хором в резиденции архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе) (28 дек. 1818 - 18 нояб. 1839 епископ Горийский Грузинского Экзархата РПЦ), к-рая была расположена в мон-ре Марткопи (Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата).
Григорий Петрович (23.04.1812, с. Квемо-Чала - 28.04.1880, там же), свящ., певчий («полный певчий»). Певч. искусству Григория обучил отец - Петре Карбела. Духовное образование он получил в 1820-1824 гг. в мон-ре Шиомгвиме. В 1829 г. служил псаломщиком в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Квемо-Чала (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 62156. Кн. 2. Л. 2). Точная дата рукоположения во диакона неизвестна. В последующие годы под руководством отца пел в хоре еп. Стефана. В 1844 г. рукоположен во иерея. Служил в придворной церкви князей Амилахвари, в с. Квемо-Чала, на собственные средства содержал готовившихся к рукоположению юношей, обучал их грамоте и пению. В 1862 г. его пригласили для преподавания церковного пения в жен. мон-рь Бодбе во имя св. Нины. В 1864-1872 гг. обучал груз. песнопениям в Тифлисской ДС. У Григория К. было 6 детей: дочь Сидония и сыновья Филимон, Андрей, Полиевкт, Василий и Петр.
Филимон Григорьевич (1836 - 10.11.1879), исп., свящ. В 1859 г. окончил Тифлисскую ДС. В 1860 г. рукоположен во иерея. В 1860-1869 гг. служил в Успенской ц. с. Квемо-Чала, был известным проповедником и певчим. В 1869-1879 гг. служил в кафедральном соборе Самтависи. В школе, открытой в собственном доме, обучал детей грамоте, молитвам и истории Грузии. Собрал и сохранил мн. церковные и исторические документы. В Национальном центре рукописей Грузии хранятся проповеди исп. Филимона (НЦРГ. Ф. 7. Д. 621. Л. 1-165).
Андрей Григорьевич (1851, с. Квемо-Чала - 6.09.1924), сщмч., прот., и Петр Григорьевич (1860 - 6.09. 1924), сщмч., свящ. С 1867 г. сщмч. Андрей учился в Тифлисском ДУ. По окончании 3-го класса (в 1870) по собственному желанию оставил учебу и поступил чтецом в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Квемо-Чала. В 1878 г. рукоположен во диакона, в 1885 г.- во иерея и определен настоятелем к ц. во имя прп. Давида Гареджийского в с. Ахалкалаки (Горийский у. Тифлисской губ.). С 1888 г. был настоятелем ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Мухрани (Душетский у. Тифлисской губ.), в 1903-1924 гг.- ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Квемо-Чала.
Сщмч. Петр обучался в Горийском ДУ. В разное время служил чтецом в ц. в честь Преображения Господня в с. Эркоти (Ахалкалакский у. Тифлисской губ.), в ц. во имя арх. Михаила в с. Килда (там же), в ц. во имя св. Георгия в с. Бакурцихе (Сигнахский у. Тифлисской губ.), в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Кобианткари (Душетский у. Тифлисской губ.), в тифлисских церквах во имя арх. Михаила и Квашвети (Кашвети) во имя вмч. Георгия. С 1887 г. преподавал церковное пение в Тифлисской ДС. 13 дек. 1888 г. был рукоположен во диакона, 15 дек. того же года - во иерея, определен настоятелем к ц. свт. Николая в с. Сакоринтло (Горийский у. Тифлисской губ.). В 1902-1907 гг. был настоятелем ц. вмч. Георгия в с. Цолда (там же). С 1908 по 27 марта 1916 г. служил в ц. вмц. Марины в с. Хурвалети (Душетский у. Тифлисской губ.), с 28 марта 1916 по 1917 г.- в ц. Спасителя в с. Захори (там же), в 1918 г. вновь определен в ц. свт. Николая в Сакоринтло.
Братья приняли мученическую смерть в один день. После антисоветского восстания в Грузии в авг. 1924 г. начались репрессии. Были арестованы многие духовные лица, не имевшие отношения к восставшим. Поводом для ареста послужило неподчинение советским властям: вопреки запрету они продолжали совершать богослужение и отказывались снимать священническое облачение. Вначале большевики намеревались арестовать только сщмч. Петра, поскольку сщмч. Андрею в силу его преклонного возраста было трудно передвигаться с арестантами. Однако сщмч. Андрей не покинул брата и присоединился к выводимой на расстрел группе. Братья были расстреляны в Тирифонской долине (левобережье р. Лиахви, Горийский р-н).
Полиевкт Григорьевич (1855, с. Квемо-Чала - 1936), исп., прот., певчий, педагог, исследователь церковной музыки и истории ГПЦ, собиратель древностей; активный участник движения за восстановление автокефалии ГПЦ. С раннего детства овладел церковнопевческим искусством и каллиграфией, занимался литературным трудом. После завершения учебы в Тифлисском ДУ (1869-1873) поступил в Тифлисскую ДС. С отличием окончив 3-й курс ДС, он по состоянию здоровья был вынужден оставить учебу. 1 нояб. 1876 г. был назначен учителем в народное училище г. Гурджаани (Тифлисская губ.). С 1882 г. преподавал певч. искусство в Тифлисских ДУ, ДС и в тифлисском Иоанникиевском жен. епархиальном уч-ще. 30 авг. 1883 г. был рукоположен во диакона, 5 сент.- во иерея и определен в придворную церковь тифлисского жен. епархиального (Иоанникиевского) уч-ща. В 1885 г. был назначен настоятелем ц. св. Симеона Столпника в г. Сагареджо (Телавский у. Тифлисской губ.); в 1886-1898 гг. и с 1918 г. был настоятелем ц. во имя Иоанна Предтечи в г. Гурджаани (там же), в 1898-1908 гг.- настоятелем ц. Анчисхати в Тифлисе, в 1908-1918 гг.- настоятелем ц. в честь Спаса Нерукотворного в мон-ре Марткопи (Душетский у. Тифлисской губ.). В 1919 г. возведен в сан протоиерея. Параллельно сщмч. Полиевкт занимался исследовательской деятельностью. Им написаны и изданы книги «Грузинские народные и духовные напевы» (1898), «Древний Анчисхатский собор в г. Тифлисе» (1899), «Иерархия Грузинской Церкви: Католикосы и архиереи» (1900). Активно публиковался в грузинских газетах и журналах. Обнаружил в Гурджаани рукопись поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», к-рая была опубликована в ж. «Иверия» (1880. № 3. С. 3-53).
Прот. Полиевкт подготовил к печати многие лит. памятники, среди которых - догматико-полемический труд «Мзаметквелеба» (груз.- «Готовый ответ») (1892) католикоса-патриарха Антония I (Багратиони), Жития мч. Або Тбилисского (1899) и равноап. Нины (1903) и др.
В 1889 г. в мон-ре Давидгареджи (см. в ст. Гареджи) Полиевкт обнаружил древнюю б-ку и изучил ее. Описал 110 рукописей и рукописных книг, расшифровал колофоны, опубликовал их с комментариями в ж. «Иверия» (1899. № 4). Благодаря прот. Полиевкту сохранилось немало ценнейших рукописей и грамот. В 1936 г. по предложению Союза советских композиторов исп. Полиевкта пригласили в Тифлис для записи церковных песнопений, которые собрал этномузыковед Г. Чхиквадзе (ЦГИАГ. Ф. 1461; НЦФГ. Ркп. 2125, 2126). Похоронен в г. Гурджаани, при ц. Архангелов.
Стефан (Василий Григорьевич; 1.01.1858, с. Квемо-Чала - 1.04.1936, Тифлис), исп., еп. Бодбийский, позже Алавердский (ГПЦ), певчий, педагог, общественный деятель, собиратель древностей. Переложил на 5-линейную нотную систему мн. песнопения карталино-кахетинского напева. На протяжении всей жизни был активным участником движения за восстановление автокефалии ГПЦ. Начальное образование получил в Горийском ДУ. В 1867-1875 гг. обучался в Тифлисском ДУ, в 1876-1881 гг.- в Тифлисской ДС. В 1882-1883 гг. продолжил учебу в Московской консерватории у проф. Н. Д. Кошкина. По возвращении на родину в 1883 г. был рукоположен во диакона и определен к ц. во имя вмц. Варвары в р-не Навтлуги (Тифлис). В том же году был рукоположен во иерея. В 1885-1887 гг. служил в ц. во имя Трех святителей в г. Нуха Елисаветпольской губ. (ныне Шеки, Азербайджан), в 1888-1903 гг.- в больничной ц. св. арх. Михаила. Преподавал церковное пение и Закон Божий в тифлисских приходских и церковных школах и ДС, организовывал приходские училища. В 1913 г. создал об-во груз. певцов и певчих «Сантури» (груз.- «Гусли»), к-рое ставило своей целью возрождение грузинских певческих и песенных традиций. Сотрудничал с Комитетом по восстановлению груз. церковных песнопений, вместе с братом исп. Полиевктом и учениками своего отца священниками Александром Молодинашвили и Григорием Мгебришвили принял участие в нотировании карталино-кахетинских песнопений (в 1897-1899 вышли в свет сборники «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Вечерня», «Утреня»). Значительная часть записей была произведена на личные средства еп. Горийского исп. Александра (Окропиридзе) (ЦГИАГ. Ф. 1461; НЦФГ. Ркп. 2099, 2110-2113). Впосл. свящ. Василий продолжил запись церковных песнопений: в его архиве, находящемся в Национальном центре рукописей Грузии (Ф. 7), хранится до 2 тыс. листов нотных рукописей. Ему также принадлежат письма о церковном исполнительском искусстве и о древнегрузинской муз. письменности.
Свящ. Василий активно включился в работу Об-ва по распространению грамотности среди грузин с момента его образования (1879) и тифлисского Церковного музея (основан в 1888). Он занимался поиском утраченных из груз. церквей и мон-рей святынь, исторических документов и гуджаров (грамот); им описаны мн. хранившиеся в музее книги и церковная утварь, изучены древние груз. архитектурные памятники (в т. ч. недействующие и разрушенные). За плодотворную деятельность на этом поприще 19 мая 1899 г. он был избран членом-корреспондентом Московского археологического об-ва.
Свящ. Василий участвовал в движении автокефалистов, выступал против империалистической и антинациональной политики, проводившейся как гос. чиновниками, так и церковными иерархами. В 1903 г. вместе с семьей он был сослан в г. Шемаху Бакинской губ. (ныне на территории Азербайджана), где на него было совершено покушение и он был тяжело ранен. По ходатайству груз. светских и церковных деятелей раненому священнику разрешили вернуться в Грузию.
В 1904-1905 гг. служил в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Гори, в 1905-1916 гг.- в тифлисской ц. Св. Троицы, с 1916 г.- вновь в ц. вмц. Варвары. Продолжил борьбу за восстановление автокефалии ГПЦ. Вместе с братом прот. Полиевктом 12 марта 1917 г. принял участие в Соборе духовенства всей Грузии, состоявшемся в мцхетском кафедральном патриаршем соборе Светицховели, на котором была провозглашена автокефалия ГПЦ. Свящ. Василий и прот. Полиевкт были избраны членами Временного управления ГПЦ, которое должно было разработать Положение об управлении ГПЦ и необходимую для передачи во Временное правительство документацию, подготовить груз. архиерейский Собор, на котором был бы подтвержден акт восстановления автокефалии ГПЦ и избран католикос-патриарх всей Грузии (1-й Поместный Собор ГПЦ состоялся 8-17 сент. 1917 в Тифлисе). В 1919 г. свящ. Василий был возведен в сан протоиерея.
В советский период, несмотря на репрессии, продолжил духовную деятельность: в 1921-1922 гг. был настоятелем собора в Телави, в 1922-1925 гг. служил в ц. св. равноап. Нины в р-не Кукия в Тифлисе. Возмущенный разрушением и закрытием церквей и монастырей, 2 мая 1923 г. он писал своему бывшему ученику И. В. Сталину с горечью и болью: «Прошу тебя, пусть прекратят преследование церквей и веры и проявят великодушие. Каково нации, когда вы оскорбляете ее веру, святыни, уничтожаете великую культуру, которой грузинский народ мог гордиться перед человечеством? Границы Грузии урезали со всех сторон и не знают, как еще сузить территорию. Может, ты обижаешься, мой Сосо? Но надеюсь, что ты, столько повидавший, претерпевший и стольким осушивший слезы, примешь это близко к сердцу, смягчишь мое сердце и вскоре обнадежишь меня в письме, что это не повторится, и дашь надежду своему старому учителю, у которого очень болит за тебя сердце. Жду ответа».
24 окт. 1925 г. принял монашеский постриг с именем Стефан и был хиротонисан во епископа Бодбийского. В 1928-1930 гг. управлял Алавердской епархией вплоть до ее упразднения. В 1930-1934 гг. был настоятелем ц. св. Георгия (Кари) в Тифлисе. Был похоронен на кладбище при ц. во имя св. Нины в Кукии (Тифлис) (Комунисти (Коммунист). Тифлис, 1936. 1 апр.).
Филимон Полиевктович (1879 - 23.05.1930), свящ., певчий, педагог. Сын исп. Полиевкта. Начальное образование получил под руководством отца. Продолжил учебу в ДУ (в каком именно - неизвестно), в 1894-1900 гг. обучался в Тифлисской ДС. В 1901 г. был рукоположен во диакона, в том же году - во иерея. С этого же года начал преподавать певч. искусство, правописание и черчение в Горийском ДУ. В 1916 г., во время первой мировой войны, был назначен военным капелланом и служил в 19-м Туркестанском стрелковом полку. В кон. 1917 г. вернулся в Грузию. Внес значительный вклад в дело сохранения карталино-кахетинских церковных песнопений. Он записал в нотолинейной системе и подготовил к изданию сборники «Песнопения праздника Рождества» (1899) и «Одноголосное грузинское церковное пение: Вечерня» (1907). Последнее издание служило учебником для учащихся Тифлисского, Телавского и Горийского ДУ и Тифлисской ДС. Похоронен в г. Гурджаани.
Семья К. внесла большой вклад в сохранение карталино-кахетинских церковных песнопений, поэтому эти песнопения называют также карбеловским распевом (კარბელაანტ კილო).
20 дек. 2011 г. по решению Свящ. Синода ГПЦ прот. Андрей и свящ. Петр причислены к лику священномучеников, еп. Стефан, прот. Полиевкт и свящ. Филимон - к лику исповедников.