КАРИСТИЙСКАЯ И СКИРОССКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XXXI , С. 117-120
опубликовано: 18 сентября 2017г.

КАРИСТИЙСКАЯ И СКИРОССКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Καρυστίας κα Σκύρου], епархия Элладской Православной Церкви; охватывает юж. часть о-ва Эвбея и о-в Скирос. Кафедра в г. Кими. В древности эта епархия занимала меньшую территорию, т. к. не включала Скиросскую, Авлонскую и Порфмскую епископии и называлась Каристской по главному г. Карист (ныне Каристос). Совр. название митрополии образовано не от г. Каристос, а от ныне упраздненной единицы административно-территориального деления - епархии Каристия нома Эвбея.

История Каристской епископии

Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Каристосе. 1909–1912 гг.Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Каристосе. 1909–1912 гг. Древний Карист находился в 3 км к северу от одноименного совр. города в местности Палеа-Хора. Считается, что он получил название в честь героя Кариста, сына кентавра Хирона. Город также назывался Хирония или Эгея. Впервые Карист упоминается в «Илиаде» Гомера, где говорится об участии жившего в нем племени абантов в Троянской войне (Homer. Il. II 539). Догреч. население юж. части Эвбеи - дриопы - оставались на острове и после прихода абантов. В нач. XII в. до Р. Х. началась колонизация вост. части Эвбеи эолийцами с Пелопоннеса, одно из поселений находилось близ совр. Кими. Ок. 1160-1150 гг. до Р. Х. Эвбея была заселена ионийцами из Аттики. В 490 г. до Р. Х. Карист был захвачен персами. Он был единственным эвбейским городом, отказавшимся участвовать в 1-м Афинском (Делосском) морском союзе. Между 474 и 472 гг. до Р. Х. в результате военной экспедиции афиняне заставили жителей Кариста присоединиться к этому союзу и основали свои клерухии в принадлежавшем Каристу плодородном районе. Попытка Кариста в 446 г. до Р. Х. выйти из Афинского союза оказалась неудачной. Но в 411 г. до Р. Х. Эвбея отпала от Афинского союза, образовав Эвбейский союз - федерацию эвбейских городов. После сражения при Херонее (338 г. до Р. Х.) Карист вместе с др. эвбейскими городами подчинился македон. царю Филиппу II, в 198 г. до Р. Х. Эвбея была покорена римлянами. До 146 г. до Р. Х. на острове существовал союз городов под верховенством Рима, а затем Эвбея была включена в состав рим. гос-ва (сначала в пров. Македония, затем в пров. Ахайя). В рим. и визант. периоды Карист был известен благодаря добыче бело-зеленого каристского мрамора, к-рый использовался при строительстве мн. знаменитых архитектурных сооружений: храмов Св. Софии и св. Апостолов в К-поле, базилик вмч. Димитрия в Фессалонике и Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, соборов мон-ря Осиос Лукас в Беотии и св. Марка в Венеции. Жители Кариста занимались сбором порфирных улиток. В визант. период остров входил в фему Эллада, созданную в посл. четв. VII в.

О раннем распространении христианства свидетельствуют данные эпиграфики, захоронения (Дистоc, Заракес, Аливери), светильники с изображением креста (Аливери). Епископия в Каристе возникла, видимо, в нач. IV в. Впервые Каристский епископ по имени Кириак упоминается в 457/8 г. среди участников епархиального Собора в Коринфе, подписавших послание визант. имп. Льву I против учения Диоскора и Тимофея II Элура (ACO II. Vol. 5. P. 89). До перехода в сер. VIII в. Иллирика из церковной юрисдикции Рима в юрисдикцию К-польского Патриархата вся Эвбея была частью Коринфской митрополии (Mansi. Vol. 7. Col. 612). После учреждения Афинской митрополии имп. Львом VI Мудрым эвбейские епископии стали подчиняться ей, в их числе епископия Кариста занимала сначала 10-е, а затем 7-е место (Darrouzès. Notitiae. N 3, 7, 9-10, 13). Нек-рое время она была зависима от Эврипской митрополии (Darrouzès. Notitiae. N 21). Это известие повторяется в сочинении Нила Доксопатра (XII в.). С Димитрием Варданом, еп. Каристским, дружил и состоял в переписке Афинский митр. Михаил Хониат (Акоминат).

Предание, что в с. Айос-Лукас подвизался прп. Лука Элладский (Стириот), покинувший Беотию во время нашествия болгар, не подтверждается источниками. Видимо, оно возникло в связи с тем, что в 1014 г. в Айос-Лукас учениками преподобного было основано подворье мон-ря Осиос Лукас и построен храм, просуществовавший до 1874 г.

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в рим. каменоломнях в Пурья на о-ве СкиросЦерковь во имя свт. Николая Чудотворца в рим. каменоломнях в Пурья на о-ве СкиросПосле захвата крестоносцами К-поля (1204) по соглашению Partitio Romaniae Эвбея должна была отойти венецианцам и лат. имп. К-поля Балдуину I. Но в 1205 г. по просьбе жителей о-ва Эвбея была присоединена к владениям кор. Фессалоники Бонифация Монферратского. Бонифаций отдал Эвбею своему вассалу Жаку II д'Авеню, а тот разделил ее на 3 баронии (юж. часть острова с Каристом досталась Равано далле Карчери). До 1383 г. в барониях правили представители веронского рода далле Карчери, сосуществуя с назначаемым венецианцами байло. Передача Бонифацием, а затем лат. имп. Балдуином II сюзеренитета над Эвбеей ахейским князьям носила номинальный характер, в 1255 г. эвбейские бароны заявили о полном вассальном подчинении Венеции.

Ненадолго Эвбея была возвращена в состав Византийской империи (1276-1279) благодаря деятельности уроженца Кариста итал. дворянина Ликария, состоявшего на службе у Михаила VIII Палеолога. Визант. войска удерживали юж. часть острова с Каристом до 1295 г. После убийства Никколо III далле Карчери (1383) венецианцы стали полными хозяевами южной части Эвбеи, а после смерти Джорджо III Гизи (1390) - центральной части острова. В 1402 г. венецианцы заселили окрестности Кариста албанцами (в 1827 для их нужд Халкидский архиеп. Григорий (1799-1827) отпечатал на Керкире НЗ греч. буквами на албан. языке). В 1470 г. Эвбея была завоевана турками.

В 1209 г. рим. папа Иннокентий III (1198-1216) подчинил Каристскую епископию, как и др. епархии Эвбеи, лат. Афинскому архиепископу. Папа Гонорий III (1216-1227) объединил епископии Кариста, Орея и Авлона (ныне Авлонари) с Эврипской епископией. После освобождения К-поля Михаилом VIII Палеологом (1261) Эврипская епископия была возведена в ранг митрополии и из нее были выделены подчиненные ей епископии Кариста, Орея, Авлона, Порфма и Каналия. Тем не менее впосл. на некоторое время епископия Кариста вновь напрямую подчинялась Афинскому, а не Эврипскому митрополиту. Более жесткую политику в отношении православных проводили венецианцы. Они упразднили православную иерархию, оставив во главе общин протопресвитеров, как на Ионических о-вах. В период османского господства Каристские епископы снова упоминаются в источниках. В XVIII в. замещение вдовствующей кафедры временно прекратилось. Антитурецкие выступления 1770-1771 гг. поддерживал этномартир Иаков, еп. Каристский, национально-освободительное восстание 1821-1829 гг.- еп. Неофит. В 1822 и 1823 гг. Каристос безуспешно пытался освободить Одиссеас Андруцос, в 1826 г.- Ш. Фабвье. В 1833 г. Эвбея вошла в состав Греческого королевства, в церковном отношении остров был разделен на 2 епископии, подчиненные Элладской Православной Церкви - Эвбейскую и Каристийскую. В 1842 г. Каристийская епископия вошла в состав Эвбейской. В 1852 г. Каристийская епископия была восстановлена, и к ней присоединили о-в Скирос. Вновь образованная епархия также включала существовавшие в визант. период Авлонскую и Порфмскую епископии. Местоположение Порфма точно неизвестно. Скорее всего город находился на месте совр. с. Милаки в 5 км от г. Аливери. Высказывались также мнения, что Порфм располагался в гавани Аливери, называемой Каравос, или в Ано-Ватии. Эти епископии впервые упоминаются в 553 г. в связи с участием их архиереев во Вселенском V Соборе.

История Скиросской епископии

На Скиросе, согласно греч. мифологии, был похоронен Тесей, а при дворе царя Ликомида Фетида скрывала своего сына Ахилла. Остров переживал расцвет в классическую эпоху. В 475 г. до Р. Х. им овладели афиняне, а в 322 г. до Р. Х.- македонцы. Римляне добывали на острове мрамор (каменоломни в Пурья). Первый известный по имени Скиросский еп. Ириней участвовал в 343 г. в Сардикийском Соборе. Печать Скиросского еп. Михаила относится к VII в. (Laurent V. La corpus des sceaux de l'Empire byzantin. P., 1972. T. 5(3). N 1752. P. 104-105). Епископия первоначально подчинялась Коринфской митрополии, а с IX в.- Афинской (Darrouzès. Notitiae. N 3, 7, 9-10, 13, 21). В византийской крепости, построенной на месте античного акрополя, сохранились развалины ц. Епископи, построенной в 895 г. Она принадлежала к архитектурному типу 3-нефной купольной базилики. Епископы Скироса без уточнения имени упоминаются в 1012 и 1016 гг. в актах Великой Лавры (Actes de Lavra / Èd. par P. Lemerlе et al. P., 1979. Vol. 3. P. 143, 155-161).

После завоевания крестоносцами К-поля и основания Латинской империи (1204) Скирос вошел в домен лат. императора, однако в 1207 г. стал владением венецианского рода Гизи, правившего на Тиносе и Миконосе, а с сер. XV в.- Венеции. Венецианцы построили на острове крепости Палиокастро, Маркеси, Кастро и Каламица. Скиросская епископия была подчинена лат. Афинскому архиепископу, хотя не исключено, что некоторое время она подчинялась лат. Родосскому митрополиту. К. Антониадис предполагает, что на Скиросе была основана лат. епископия. По местному преданию, после устройства лат. епископии в Кастро правосл. епископия была перенесена в ц. св. Иоанна Предтечи в Кохилья. В 1538 г. Скирос захватили турки. В нач. XVIII в., по свидетельству Ж. П. Турнефора (Tournefort J. P. Relation d'un voyage du Levant. Amst., 1718), Скиросский епископ жил в нищете. В 1708 г. еп. Гавриил перешел в католицизм под влиянием капуцинов. Участниками национально-освободительной революции (1821-1829) были уроженцы Скироса иером. Макарий (Варлаам) и архим. Серафим (Баласос). В 1841 г. Скиросская епископия была впервые присоединена к Эвбейской епископии.

Современная история К. и С. м.

В 1852-1896 гг. кафедру Каристийской и Скиросской епископии занимал Макарий (Каллиархис), который успешно боролся с пропагандой протестантизма и написал ряд работ, посвященных полемике с протестантами, Э. Ренаном, богословом и философом А. Макракисом, и др. сочинения, в т. ч. «Два клирика» (Οἱ δύο κληρικοί), «Опровержение, или Ответ на письмо Ионы Кинга» (᾿Ανασκευὴ ἢ ἀπάντησις εἰς ἐπιστολὴν τοῦ ᾿Ιωνᾶ Κίνγκ), «Обличение иудейского заблуждения» (῎Ελεγχος τῆς ἰουδαϊκῆς πλάνης), «Надгробный гимн на Успение Богородицы» (῞Υμνος ἐπιτάφιος εἰς τὴν Κοίμησιν τῆς Θεοτόκου).

В 1856 г. епископская кафедра была перенесена из Каристоса в г. Кими (близ античных Кум, процветавших в архаический период и основавших одноименные колонии на малоазийском побережье и в Кампании). На месте кладбищенской ц. свт. Афанасия Великого был построен митрополичий собор (снесен в 1930, в 1932 на его месте возведен собор в византийском стиле).

В 1891-1893 гг. иерокириксом (священнопроповедником) Эвбейской и Каристийской и Скиросской епископий был свт. Нектарий Эгинский, смещенный с митрополичьей кафедры Пентаполя. Митр. Макарий разрешал ему во время своих отъездов в Афины совершать службы архиерейским чином. После ухода на покой митр. Макария в 1896-1922 гг. Каристийская и Скиросская епископия была присоединена к Халкидской, к-рая в 1896-1899 гг. носила название Халкидской и Каристийской архиепископии, а в 1899-1922 гг.- Халкидской и Каристийской епископии. В 1909-1912 гг. на месте старой церкви был построен кафедральный собор свт. Николая Чудотворца в Каристосе. В 1922 г. Каристийская епископия была восстановлена и получила статус митрополии. К ней была присоединена Скиросская епископия. В 1927 г. в Кими митр. Пантелеимоном (Фостинисом) был основан «Орден вмч. Пантелеимона», при к-ром были открыты больница, приют, профессиональная техническая школа, школа внешней миссионерской деятельности. В 1931 г. митрополия стала называться Каристийской и Скиросской.

В 1965 г. в епархии насчитывалось ок. 100 приходских храмов, в 2012 г. было 95 приходских храмов, 37 парекклисионов, 280 экзоклиссионов, 80 кладбищенских храмов, 5 домовых церквей и 5 монастырских храмов (Δίπτυχα. 2012. Σ. 596).

Действующие монастыри

мужской во имя св. Иоанна Предтечи (Карион) близ сел. Ахладери (основан в нач. XVII в., собор построен в 1623) и 4 женских - Преображения Господня близ Кими (основан, по преданию, в XV в. афонскими монахами, достоверно известен с XVII в., отстроен в 1847, преобразован в женский в 1976), Успения Пресв. Богородицы (Мадзари) близ городка Оксилитос (основан не позднее 1529 как муж. мон-рь, в 1925 преобразован в женский), сщмч. Харалампия (Лефкон) близ Авлонари (основан в 1040 и был посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, собор отреставрирован в 1150, в 1835 обитель переименована во имя сщмч. Харалампия, здесь с 1925 по 1937 г. подвизался старец Порфирий (Байрактарис)), прп. Антония Великого близ Авлонари (основан в 2001). Монастырь вмч. Георгия Победоносца в крепости Скироса, основанный визант. имп. Никифором II Фокой, был серьезно поврежден во время землетрясения 2001 г. и закрыт для проведения реставрационных работ.

Митр. Серафим (Роррис), возглавляющий в настоящее время К. и С. м., ведет активную общественную и духовно-просветительскую работу, в т. ч. открыл 2 просветительских центра «Святой Никодим Святогорец» в Кими и «Святой Георгий» в Аливери, дома престарелых «Святые Иоаким и Анна» в Кими и «Святой Николай» в Каристосе.

Значительный вклад в изучение истории Эвбеи внес Мессинийский митр. Хризостом (Фемелис) (1965-2007), почетный председатель Общества исследований Эвбеи, Общества исследований Пелопоннеса, автор более 90 книг, посвященных главным образом истории этих регионов. В 1970 г. будущий предстоятель Элладской Православной Церкви архиеп. Иероним II получил награду Афинской АН за исследование «Средневековые памятники Эвбеи» (῾Ιερώνυμος (Λιάπης), ᾿αρχιμ. Μεσαιωνικὰ Μνημεῖα τῆς Εὐβοίας. ᾿Αθῆναι, 1971).

Византийские памятники

Деисус. Роспись ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в с. Спильес. 1311 г.Деисус. Роспись ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в с. Спильес. 1311 г. На территории К. и С. м. сосредоточено большинство эвбейских византийских храмов XIII-XIV вв., среди них преобладают небольшие базилики с высоким трансептом, в которых 2 цилиндрических свода поставлены один на другой, пересекаясь под прямым углом, и однонефные церкви с полуциркульным сводом. Несмотря на византийскую программу росписей, следы западного влияния присутствуют во фресках ц. Преображения Господня (1296 или 1310) в с. Пирьи и ц. равноап. Феклы (кон. XIII - нач. XIV в.) близ с. Айия-Текла. Эти церкви расписаны одной и той же артелью художников. Др. артель, по мнению М. Эммануил, украсила фресками церкви вмч. Димитрия Солунского (кон. XIII в.) в с. Хания, Успения Пресв. Богородицы (кон. XIII - нач. XIV в.) в Оксилитосе, вмч. Димитрия Солунского (1303) в с. Макрихори, свт. Николая Чудотворца (ок. 1300) в с. Пиргос и свт. Николая Чудотворца (1304) близ Оксилитоса. Из других храмов с византийскими фресками наибольший интерес представляют церкви прав. Анны (с 2 слоями росписей XIV в., позднейший из к-рых датируется 1370) в Оксилитосе, Пресв. Богородицы Одигитрии (1311) в с. Спильес, Успения Пресв. Богородицы, или Панагица (1393), в Аливери.

В окрестностях Каристоса находятся: близ с. Каливия крестово-купольная 4-столпная ц. св. Таксиархов XII в., сложенная из местного туфа; недалеко от с. Аэтос - заброшенный монастырь вмч. Георгия «ту Мавру», основанный в 1260 г. на месте раннехристианской базилики, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты (совр. здание кафоликона построено в 1768). В 6 км от Аливери расположена ц. вмч. Димитрия Солунского («Красная церковь») (кон. XIV в.).

Святые и реликвии, особо чтимые в митрополии

В окрестностях Кими почитаются покровители виноградарства мч. Трифон, исп. Михаил Синадский и прп. Серафим († 1602; пам. греч. 6 мая), основатель монастыря на горе Домбос в горном массиве Геликон (Эликона). В митрополичьем соборе в Кими хранятся мощи прп. Никодима Святогорца, прп. Иоанна Кукузеля и прп. Акакия Нового Кавсокаливита († 1730), подаренные афонским монастырем Великая Лавра. Чтимая икона Божией Матери Лиауцанисса, или Лиауцианисса (Λιαουτσάνισσα, Λιαουτσιάνισσα), находящаяся в ц. Успения Пресв. Богородицы в Кими, была принесена волнами к побережью Эвбеи в местности Мавра-Литарья. Жители видели ночью свет от чудотворного образа Божией Матери, но когда днем они начинали поиски, икона удалялась от берега. Наконец образ был обнаружен 2 слугами семей Венардисов и Николесасов и помещен в соборе свт. Афанасия Великого в Кими, но ночью икона покинула храм и оказалась на том месте, где в настоящее время в честь нее построена церковь. В этнографическом музее Кими хранятся облачения свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, проживавшего в этом городе в 1891-1893 гг.

Епископы Каристские: Кириак (упом. в 457/8), Димитрий Вардан (упом. в 1204), Иоанн (упом. в 1593), Исаак (упом. в 1606, 1612), Евгений (?) (упом. в 1620), Макарий (упом. в 1635), Иоиль (1720), Иаков (1766-1769), Анания (до 1795), Неофит (1793-1817), Неофит (Адам или Адамис) (1817-1833; 1842-1852), Даниил (Контудис) (1833-1842, бывш. митр. Хиосский, впосл. епископ Кикладский).

Епископы Скиросские: Ириней (упом. в 343), Михаил (VII в.), Савва (упом. в 895), аноним (упом. в 1012 и 1016), Иоаким (упом. в 1453), Макарий (упом. в 1497), Симеон (1515-1526), Гавриил (упом. в 1567 и 1569), Иосиф (упом. в 1576 и 1580), Неофит (1612), Мефодий (ранее 1634-1636), Макарий (с 1636), Гавриил (упом. в 1640, 1649), Феодосий (упом. в 1660), Иоасаф (упом. в 1673), Мефодий (не позднее 1675 - после 1684), Герман (1686), Каллиник (1700-1708), Гавриил (1708-?), Григорий (1721-1727, впосл. митр. Алеппский), Парфений (упом. в 1725), Даниил (упом. в 1734), Гавриил (упом. в 1740, 1741), Иеремия (1748-1758), Герман (упом. в 1759), Григорий (упом. в 1761), Серафим (упом. в 1764, 1769), Иоасаф (1771-1793), Каллиник (упом. в 1795), Григорий (1797-1837).

Епископы Каристские и Скиросские: Неофит (Адамис) (1852), Макарий (Каллиархис) (1852-1896).

Архиепископы Халкидские и Каристийские: Евгений (Депастас) (1896-1899).

Епископы Халкидские и Каристийские: Евгений (Депастас) (1899-1902), Пантелеимон (Криезис) (1906-1907), Хрисанф (Проватас) (1907-1921).

Митрополиты Каристийские и Скиросские: Пантелеимон (Фостинис) (1922-1943), Анания (Манос) (1944-1957), Хризостом (Зервас) (1957-1968); Серафим (Роррис) (с 1968 по наст. время).

Ист.: Le Quien. OC. Т. 2. Col. 197-198, 232-233; T. 3. Col. 857-858; Darrouzès. Notitiae. Р. 243, 283, 302, 324, 361, 421, 496.
Лит.: Βασίλειος (᾿Ατέσης), ἀρχιμ. ῾Η ἐπισκοπὴ Σκύρου ἀνὰ τοὺς αἰῶνας // ΕΕΒΣ. 1939. Τ. 15. Σ. 101-141; Janin R. Carystos // DHGE. 1949. Vol. 11. P. 1245-1247; Χρυσόστομος (Θέμελης), ἀρχιμ. ῾Η ῾Ιερὰ Μητρόπολις Καρύστου διὰ μέσου αἰώνων // Θεολογία. 1955. Τ. 26. Σ. 436-440, 548-583; Γριτσόπουλος Τ. ᾿Α. Καρυστίας κα Σκύρου, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 381-384; Koder J., Hild F. Hellas und Thessalia. W., 1976. P. 183-184. (TIB; 1); Koumoussi A. Les peintures murales de la Transfiguration de Pyrgi et de Sainte-Thècle en Eubée. Athens, 1987; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 494-495, 504, 522; Εμμανουήλ Μ. Οι τοιχογραφίες του Αγίου Δημητρίου στο Μακρυχώρι και της Κοιμήσεως της Θεοτόκου στον Οξύλιθο της Εύβοιας. Αθήνα, 1991; Emmanuel M. La peinture byzantine de l'île d'Eubée en Grèce aux XIIIe et XIV siècles // Corsi di cultura sull' arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1991. T. 38. P. 185-196; Αντωνιάδης Ξ. Υπήρχε Λατίνος Επίσκοπος στη Σκύρο; // Σκυριανά Ανάλεκτα. Αθήνα, 1995; Γλυκός Ε. Β. Η Καρυστία και η Σκύρος μέσα στο χρόνο. Αθήνα, 1998; Μπάλτα Ε. Η Καρυστία: 15ος - 17ος αιώνας. Αθήνα, 1998; Πρακτικά Διεθνούς Συνεδρίου Βενετία - Εύβοια από τον ´Εγριπο στο Νεγροπόντε / Επ. Χ. Α. Μαλτέζου, Χ. Ε. Παπακώστα. Βενετία; Αθήνα, 2006; Δίπτυχα. 2012. Σ. 595-599.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также