Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРГОЛИДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Т. 3, С. 188-190 опубликовано: 11 ноября 2008г.


АРГОЛИДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

[Греч. Μητρόπολις ̓Αργολίδος], епархия Элладской Православной Церкви, занимающая территорию на востоке п-ова Пелопоннес между заливами Арголикос и Сароникос, к юго-западу от Коринфа. Арголида - традиц. обозначение географической области в вост. части Пелопонесса, образованной Аргивской долиной, окруженной с 3 сторон горами и выходящей к зал. Арголикос. Первые поселения в этом регионе существовали уже в период неолита, во время бронзового века он являлся самым густо населенным и развитым районом Греции. Уже в микенскую эпоху главным городом Арголиды стал Аргос, названный, согласно легенде, по имени мифологического героя Аргоса, сына Зевса и Ниобы. У Гомера и нек-рых более поздних древнегреч. авторов Аргос обозначал всю Грецию или весь Пелопоннес, «аргивянами» назывались не только жители Аргоса, но и греки вообще. Аргос, достигший наибольшего политического могущества при тиране Федоне (VII в. до Р. Х.), в течение мн. веков соперничал со Спартой за господство в регионе. С 229 г. до Р. Х. он вошел в Ахейский союз, в 147 г. оказал упорное сопротивление римлянам, но в итоге был включен в состав Римской державы. В 267 и 395 гг. по Р. Х. город был опустошен готами. В визант. эпоху возросла роль Навплии (позднее Нафплион), ставшей одним из важнейших портовых городов Греции. В период венецианского владычества здесь была построена крепость (1711-1714), сохранившаяся до наст. времени.

Об истории христианизации Арголиды нет надежных свидетельств. Согласно позднейшим преданиям, ап. Андрей Первозванный, прибыв на Пелопоннес, проповедовал и в Аргосе. Возможно, что христианство пришло сюда из Коринфа, где проповедовал ап. Павел. Не существует также и археологических источников, относящихся к раннехрист. периоду истории Арголиды. Среди сохранившихся христ. памятников этой земли древнейшей является базилика V в. в Эпидавре.

Неизвестно, когда точно образовалась епископия Аргоса. Первое упоминание о ней относится к кон. IV в., но, возможно, она существовала уже ок. 300 г. Епископы Аргоса подчинялись непосредственно митрополиту Коринфскому, а поскольку с кон. IV до 771 г. Пелопоннес был частью провинции Зап. Иллирик, административно подчиненной Риму, эта епископия входила в юрисдикцию папы Римского.

Первым известным еп. Аргосским является Периген (III-IV вв.). Еп. Генефлий участвовал в К-польском Соборе 448 г. В 451 г. на Всел. IV Соборе Аргосскую епархию представлял еп. Онисим. Известно также имя еп. Фалиса, подписавшего в 458 г. вместе с др. греч. епископами послание имп. Льву I с осуждением Евтихия. Начавшиеся в кон. VI в. набеги аваров и славян вызвали упадок городов и миграции больших групп населения. О церковной истории епархии с кон. V до IX в. источники говорят очень мало. Сохранились имена неск. епископов Аргоса: Иоанн участвовал во Всел. VI Соборе (681), на К-польском Соборе 869/70 г. присутствовал еп. Аргосский Лев, на Соборе 879/80 г.- Феотим.

Покровителем Аргоса считается свт. Петр, еп. Аргосский, жизнь и деятельность к-рого приходится на кон. IX - нач. X в. В нек-рых источниках свт. Петр именуется епископом Аргоса и Нафплиона. В 922 г. свт. Петр скончался и был погребен в Аргосе, где позднее был построен храм в его честь. В 1421 г. лат. еп. Нафплиона Секунд Нани перенес мощи святого в Нафплион.

Сохранился список епископов Аргоса X-XII вв., но точные годы их правления неизвестны. Ок. сер. XII в. епископия получает ранг митрополии, занимая 89-е место в списке митрополичьих кафедр К-польского Патриархата.

В нач. XIII в. правитель Коринфа Лев Сгур захватил Аргос и убил местного митрополита. В 1212 г. Нафплион и Аргос были заняты крестоносцами. Во время их господства (1212-1540) вся правосл. иерархия была упразднена, а в Аргосе появилась кафедра лат. епископа, подчинявшегося лат. архиепископу Коринфа. В Аргосе и Нафплионе были построены католич. храмы с большим штатом духовенства. В кон. XIV в. в Нафплионе существовал католич. мон-рь.

С кон. XIV в. Аргос постепенно приходит в упадок. В 1397 г. большинство его жителей было уведено в плен турками-османами. Окончательно Аргос был захвачен ими в 1463 г., город был полностью разрушен, и почти все его жители переселились в К-поль. После падения Аргоса адм. и экономическим центром области становится Нафплион. Еще в 1397 г. сюда была перенесена кафедра католич. епископа. С кон. XIV в. правосл. клир митрополии управлялся греч. протопопом (архипресвитером), избираемым с согласия католич. епископа, его резиденция находилась также в Нафплионе.

Мон-рь св. Димитрия (Каракала) в Нафплионе
Мон-рь св. Димитрия (Каракала) в Нафплионе

Мон-рь св. Димитрия (Каракала) в Нафплионе

После неудачной для венецианцев войны с Османской империей Нафплион по договору 1540 г. перешел к туркам. Большая часть населения перебралась на о-ва Крит, Китира и Керкира, оставшиеся под венецианским владычеством. В 1541 г. аргосцы направили посольство К-польскому Патриарху Иеремии I с просьбой восстановить А. м. Первым митр. Аргоса и Нафплиона был избран Дорофей (1541-1546) с кафедрой в Нафплионе. В 1576 г. митрополит имел в своем подчинении 150 священников. Глава митрополии носил титул митрополита Аргоса и Нафплиона, а с 1690 г.- Нафплиона и Аргоса (или просто Нафплиона).

В период 2-го венецианского владычества (1686-1715) в А. м. вновь был поставлен католич. епископ, впрочем, уже без смещения православного. Начиная с 1640 г. в Нафплионе развили широкую деятельность монашеские ордена иезуитов и капуцинов. С 1711 по 1714 г. в Нафплионе проповедовал знаменитый ритор и писатель Илия Миньятис. В 1715 г. Нафплион был взят и разрушен турками, а население вырезано. Правосл. епископ перенес свою кафедру в Аргос.

В нач. XIX в. духовенство Аргосской епархии оказало активную поддержку борьбе греков против турок Греческое восстание 1821 г. Еп. Аргоса Григорий Каламарас переписывался с А. Ипсиланти, к-рый и поручил ему организовать борьбу против турок в Арголиде. Вскоре Григорий был схвачен, брошен в тюрьму и там скончался.

В 1822 г. Нафплион был освобожден от турок. С 1824 по 1834 г. здесь находилась резиденция греч. правительства. С 1824 г. епархией управлял в качестве Местоблюстителя митр. Реондосский Дионисий. В 1828 г. епархия Аргоса и Нафплиона была разделена на 2: Местоблюстителем Аргосской епархии стал митр. Илиупольский Анфим Комнин, Местоблюстителем Нафплиона назначен митр. Дамалонский и Педьядский Иона (1830-1833). В 1833 г. в Нафплионе состоялся первый Собор греч. иерархов, положивший начало продвижению Элладской Церкви к автокефалии. 20 нояб. 1833 г. митрополия Аргоса и Нафплиона была переименована в А. м., а на кафедру назначен митр. Кирилл Вогасарис (1833-1842). Митрополия состояла из 3 епархий: Нафплия, Тризина и Эрмиони. Митрополитом Арголидским был назначен Кирилл Вогасарин. Сам Аргос и Аргосская епархия подчинялись Коринфской митрополии, митрополит к-рой Кирилл Фодопулос получил титул митр. Коринфского и Аргосского. 16 дек. 1841 г. митрополии Коринфская и Арголидская были объединены в одну под управлением Кирилла Вогасарина. После того как Элладская Церковь стала автокефальной (1850), по закону об определении границ митрополий Арголидская епархия была отделена от Коринфской. На Арголидскую кафедру избран митр. Герасим (Пагонис, или Пагонопулос), при к-ром началось активное восстановление находящихся в руинах храмов и строительство новых храмов и мон-рей. С 1867 по 1882 г. А. м. не раз оставалась вдовствующей и управлялась советом из неск. иереев, а в кон. XIX - нач. XX в. была понижена до епископии.

В XX в. расцвет церковной жизни начался с избрания в 1942 г. на Арголидскую кафедру митр. Агафоника (Папастаматиу). Он основал филиал международного Об-ва Красного Креста, отд-ния Национального союза солидарности христиан, организовал столовые для сирот, детский дом и др. благотворительные учреждения. Следующий митр. Хризостом заботился о подготовке духовенства епархии, уделяя особое внимание церковной проповеди и совершению богослужений и таинств, прежде всего исповеди. Он и сам не переставал активно проповедовать, разъясняя с амвона и кафедры катехизаторской школы Свящ. Писание, ведя беседы о святых отцах. Его трудами появились мн. благотворительные организации: Христианский союз молодежи, Христианское об-во девушек, катехизаторские школы, богословские об-ва в Нафплионе и Аргосе. Преосв. Хризостом прилагал много сил для укрепления монастырской жизни, заботился о возрождении и создании мон-рей, строительстве новых храмов и больниц, организовал активную попечительскую деятельность в тюрьмах и воинских частях.

В наст. время кафедра митрополии находится в Нафплионе. В епархии более 200 храмов и 300 часовен, служат 85 священников и 3 диакона. Действующие мон-ри: муж. св. Фотинии Самарянки в Нафплионе и 6 жен.: в честь прп. Феодосия (с 910), великих Архангелов, св. Димитрия (Каракала), Успения Богородицы, св. Марины в Аргосе, Иоанна Предтечи; 3 скита: Животворящего Источника (с 1149), св. Макрины, Богородицы Акафистной.

В епархии действуют 4 центра молодежи: в Нафплионе, Аргосе, Неа-Киосе и Палеа-Эпидавросе; 62 катехизаторские школы; 2 школы визант. музыки в Нафплионе и Аргосе; учрежден Генеральный благотворительный фонд при митрополии и 11 филиалов на приходах; в Аргосе открыты общежитие и детский дом, ведет передачи религ. радиостанция. Возглавляет кафедру митр. Иаков (Пахис).

Лит.: ̓Αργολίδος μητρόπολις // ΘΗΕ. Τ. ῎. Σ. 51-64; Darrouzès. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 488; Δίπτυχα, 1999. Σ. 356-362.
Иером. Феофан (Лукьянов)
Ключевые слова:
Епархии Элладской Православной Церкви Арголидская митрополия, епархия Элладской Православной Церкви
См.также:
АЛЕКСАНДРУПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в составе Элладской Церкви
АРТА г. в обл. Эпир и митрополия Элладской Православной Церкви
АТТИКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ епархия Элладской Православной Церкви
ВЕРРИЯ город в обл. Македония (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви