КАРПОВ
Том XXXI , С. 328-329
опубликовано: 18 октября 2017г.

КАРПОВ

М. В. Карпов с женой. Фотография. Нач. XX в.М. В. Карпов с женой. Фотография. Нач. XX в. Михаил Васильевич (18.11.1872, с. Васильевское Дмитровского у. Московской губ.- 15.03. 1962, Москва), регент, учитель пения, хормейстер, автор духовно-муз. сочинений и переложений. Род. в крестьянской семье, до 6 лет жил в родительском доме. В 1875 г. умер отец К., мать, забрав с собой сына, уехала в Москву на заработки. Когда мальчику исполнилось 8 лет, она определила его в сиротский приют, в к-ром он жил и воспитывался в течение 10 лет. Здесь К. получил начальное образование в 6-классном городском уч-ще и приобрел навыки столярного ремесла. Пение в хоре приюта стало любимым занятием для музыкально одаренного ребенка. Специально для буд. профессии регента он самостоятельно выучился игре на скрипке. В период мутации голоса у К. учитель пения и регент хора А. Т. Белов доверил ему занятия с маленькими певцами. В 18 лет юноша покинул приют и по предложению Белова поступил его помощником и учителем пения малолетних певчих в один из старейших частных московских хоров - хор В. Н. Постникова. В 1894 г. К. переехал в С.-Петербург, чтобы получить законченное муз. образование на курсах для посторонних лиц при Придворной певческой капелле. Все годы, проведенные в С.-Петербурге, он регентовал в ц. Смоленской иконы Божией Матери при Военно-медицинской академии, преподавал пение в неск. городских начальных училищах и в гимназии Человеколюбивого об-ва, также пел в капелле партию тенора. В 1899 г. экстерном сдал экзамены за первые 3 года обучения на курсах, после чего поступил на высшее отд-ние (4-й и 5-й годы обучения), где изучал контрапункт и фугу у А. К. Лядова. Получив от капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки в 1901 г., К. участвовал в конкурсе на должность регента в московский храм Христа Спасителя. Святейший Синод ввел новую статью расходов для этого храма на содержание собственного хора в количестве 50 чел., а также регента и его помощника. Со дня освящения храма в 1883 г. и до лета 1901 г. на службах в храме постоянно пел Чудовский хор. К. получил приглашение занять место регента, ему же было поручено провести 1-й набор мальчиков и взрослых певцов. Акустика храма требовала большого хора певчих с сильными звучными голосами. Несмотря на то что хор К. пел в храме Христа Спасителя, он не пользовался особой популярностью среди любителей церковного пения, в духовных концертах выступал редко. Тем не менее с кон. 1900-х по 1914 г. К. с хором записал большое количество граммофонных пластинок (ок. 50) с церковным репертуаром, часто с участием протодиак. собора А. И. Здиховского. Судя по записям, у хора был достаточно пестрый, не претендующий на строгость или приверженность к.-л. направлению репертуар, преимущественно в русле Придворной певч. капеллы - от произведений Д. С. Бортнянского, С. А. Дегтярёва, прот. П. Турчанинова, иером. Виктора (Высоцкого), архим. Феофана (Александрова) до сочинений П. И. Чайковского, А. А. Архангельского, Е. С. Азеева, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, К. Н. Шведова. К. преподавал в начальной школе при хоре, также регулярно проводил занятия с певчими хора. Регент и певчие жили в доме рядом с храмом (Лесной проезд, 7). Стремление усовершенствовать свое вокальное мастерство привело К. в 1903 г. в Музыкально-драматическое уч-ще московского Филармонического об-ва в класс сольного пения. В эти же годы К. брал уроки по постановке голоса и пению у К. И. Крыжановского и Н. П. Миллера. К. начал выступать как солист в концертах и даже принимал участие в оперных постановках. Работу с хором храма Христа Спасителя К. прекратил в марте 1917 г.

20-40-е гг. XX в., когда появились новые формы музыкального исполнительства, хоровой самодеятельности и клубной работы, К. провел в провинции (Покров, Владимир, Богородск, Клинцы, Наро-Фоминск) в новом для себя амплуа - хормейстера-инструктора и методиста в домах народного творчества. Он также преподавал пение и вел хоровую работу в общеобразовательных и муз. школах, педагогических техникумах и учительских ин-тах, составил программы по муз. воспитанию в школе I и II ступени. В 1936 г. был удостоен почетного звания «заслуженный учитель». В 1925 г. вступил в секцию духовных композиторов при Драмосоюзе, что позволило в тяжелые времена получать авторские гонорары за исполняемые духовные и светские хоровые сочинения и обработки народных песен. В анкете члена Драмосоюза К. указал 50 духовно-муз. сочинений, среди к-рых есть авторские произведения, переложения и редакции. Изданных сочинений К. немного: «Милость мира» (на Литургии св. Василия Великого). М.: Юргенсон, 1904; «Блажен муж», «Спаси, Господи, люди Твоя». М., 1911; «Воскресение Христово» (литографированное изд. П. Киреева 20-х гг. XX в.). В нач. 50-х гг. XX в. К. недолго регентовал в ц. прп. Пимена Великого в Москве. Похоронен на Головинском кладбище.

А. А. Наумов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬБАНОВ Александр Иванович († 1896?) , автор церковных песнопений, регент архиерейского хора
  • АРХАНГЕЛЬСКИЙ Анатолий Михайлович (1863(?)-после 1915), композитор, регент, музыкальный рецензент
  • БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений
  • БЕЛОВ Николай Николаевич (кон. XIX - нач. ХХ в.), учитель пения, регент, автор песнопений
  • БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
  • БУКЕТОВ Игорь (1915 - 2001), рус. композитор, дирижер и педагог