КАСТОРСКИЙ
Том XXXI , С. 636-638
опубликовано: 9 декабря 2017г.

КАСТОРСКИЙ

Алексей Васильевич (17.01.1869, Кострома - 10.09. 1944, Москва), регент, организатор регентcко-учительских и хоровых курсов, композитор, преподаватель церковнопевч. и музыкально-теоретических дисциплин, автор методических работ по церковному пению. В 1881-1887 гг. обучался в Казанской ДС, в 1892-1897 гг.- в регентском классе Придворной певческой капеллы как вольнослушатель, занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова. Имея большие муз. способности, самостоятельно изучил ряд предметов, преподаваемых в консерватории. С 1889 г. (до 1920) работал в Пензе в учительской семинарии, с 1898 г.- в ДС, одновременно был регентом Петропавловской ц., с 1891 по 1912 г. (с перерывом на годы учебы) - регентом архиерейского хора. В 1918-1922 гг. один из организаторов и преподаватель пензенской Народной консерватории, созданной на базе муз. классов (училища) Пензенского отделения Императорского Русского муз. об-ва. В 1922 г. основал Красноармейскую хоровую студию. В 1928-1935 гг. жил в Сухуме, с 1930 г. преподавал в Сухумском муз. техникуме. В 1935 г. переехал в Москву, с 1937 г. преподавал в Гос. музыкально-инструкторском техникуме им. Октябрьской революции (с 1942 Музыкальное уч-ще им. Октябрьской революции, ныне Московский гос. ин-т музыки им. А. Г. Шнитке).

А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в.А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в.Как преподаватель К. был деятельным пропагандистом хорового искусства. Среди его учеников - буд. организаторы хоровых коллективов Пензенского края, известные музыканты и исследователи: И. П. Пономарьков - хормейстер, музыковед и композитор, сначала учитель в с. Рузаевка (ныне город в Мордовии), затем хормейстер оперного театра, преподаватель педагогического ин-та и муз. уч-ща в Пензе, впосл. профессор Московской гос. консерватории, дирижер Государственного хора СССР; А. В. Никольский - историк церковного пения, профессор Московской консерватории; И. М. Скобцов - оперный певец (бас), солист Большого театра.

К. одним из первых ввел в церковный хор жен. голоса. Сводные певч. коллективы Пензы, руководимые К., насчитывали до 500 чел.

К. проявлял большой интерес к проблемам церковнопевч. жизни своего времени. Своим педагогическим опытом он делился на страницах «Русской музыкальной газеты». В ст. «Обучение пению в начальной школе» (1900) К. писал, что самому учителю необходимы как выразительный голос, так и твердое знание муз. грамоты, ключей и основ гармонии, умение петь по квадратной ноте, работать с камертоном, регентовать; строение гласовых мелодий и порядок богослужения «должно знать наизусть». В преподавании пения К. различал 2 стороны: искусство и теорию. Искусство пения рассматривается им и как высшая цель, и как важное воспитательное средство, поэтому определяющим фактором в обучении является формирование у детей навыков пения: умение владеть голосом, способность чувствовать в пении красоту. Детей следует учить «выражать чувство и настроение голосом», чем, по мнению К., «одухотворяется» и «оживляется» само пение. Сами песнопения изучаются с «голоса» и лишь в конце записываются нотами.

Художественную и эмоциональную сторону пения К. ставит на 1-й план. Он приводит опыт собственных методических наблюдений, дает практические советы по задаванию тона, распределяет обиходные церковные песнопения на группы по степени сложности: легкие - с меньшим количеством звуков (напр., «Богородице Дево, радуйся»), с последовательным повышением или понижением ступеней («Достойно есть»), с опорой на главные ступени гаммы («Царю Небесный, Утешителю» - II ступень, «Господи, воззвах» 7-го гласа - III ступень), с «блуждающими мелодиями» («Господи, воззвах» 3-го гласа), с ровным ритмом («Взбранной Воеводе»), гласовые мелодии с меньшим количеством строк («Бог Господь» 1-го гласа легче, чем «Бог Господь» 3-го гласа); трудные - со множеством звуков на 1 слог (величания), с обилием звуков неравной длительности на 1 слог. Методические советы К. продолжает в разд. «Как обучать пению» с конспектами начальных уроков. К. рекомендует нотную запись по заранее выученным песнопениям в виде лестницы с наглядным движением по восходящим ступеням.

Согласно методической записке К. «Преподавание церковного пения в Пензенской духовной семинарии в 1898-1899 учебном году» (1900), программные темы обучения в ДС соответствовали практике преподавания, разработанной Синодальным училищем церковного пения: попевки и фиты в нотном изложении (1-й класс); крюковые изображения периода киноварных помет и упражнения в пении по крюкам (2-й класс); элементарная теория музыки (3-й класс); гармония по хоровым произведениям (4-й класс); история мелодического церковного пения и приемы начального обучения пению (5-й класс); элементарная теория музыки и обучение пению классному и хоровому (6-й класс, непрограммный). В качестве учебных пособий использовались «Октоих нотного пения», «Очерк истории православного церковного пения» свящ. Василия Металлова (1-е изд.: Саратов, 1893). К недостаткам обучения К. относит слабую подготовку в духовных учебных заведениях, отсутствие программных пособий, малочисленность уроков.

Зрелостью суждений и предложений отличается «Записка о преподавании пения в духовных семинариях и училищах» (1906). На 1-е место в обучении низших церковнослужителей К. ставил «момент художественный». Само «церковное богослужение должно быть в высшей степени благолепным», что достигается постижением смысла, художественным прочтением духовно-музыкальных сочинений. Буд. клирикам он рекомендует изучать церковное пение на практике: петь полный годовой круг церковных богослужений; особенно изучать церковное осмогласие, распеть в гласах все стихиры и тропари, не положенные на ноты; петь большой знаменный распев и др. старинные церковные распевы, наиболее употребительные в церковной практике, в т. ч. в многоголосной обработке; знать наизусть полный осмогласный круг; изучать муз. грамоту по одноголосным нотам, квадратную ноту сначала заменять круглой для лучшего усвоения древних напевов; для музыкального развития рекомендует светские вокальные произведения М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, а также В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона.

Для улучшения муз. подготовки клириков в духовных уч-щах К. предлагает использовать авторские программы, увеличить количество учебных часов по пению в неделю. В духовных семинариях он рекомендует ввести в число общеобразовательных предметов теорию мелодического, одноголосного пения, теорию хорового пения, контрапункт, формы муз. сочинений, историю музыки, муз. эстетику; в число специальных предметов помимо истории осмогласия, знаменного распева, крюковой симиографии - регентское дело, практику церковного пения, управление классным хором (6-й класс - правый клирос, 5-й класс - левый клирос). Для повышения ответственности учащихся К. предлагает адм. меры, в частности при «неуспехах» на экзаменах лишать права на должность клирика, в богословских аттестатах отмечать каждый предмет.

Столь же обстоятельны рецензии К. по разным вопросам. В «Кратком обзоре новейших духовно-музыкальных сочинений» (1900) он дает оценку 3-голосным переложениям для школ «Литургии св. Иоанна Златоуста», «Последований молебного пения перед началом учения» и «Панихиды» Д. М. Яичкова. К. импонирует доступность переложений для детских хоров и классного пения. Особенно он выделяет «Панихиду». В случае переиздания этих переложений К. рекомендует многочисленные дополнения, исходя из собственного практического опыта композитора и педагога.

В рецензии на работу А. И. Пузыревского «Пение в семейном воспитании» (1901) К. вступает в полемику с автором, не соглашаясь с тем, что тот предлагает начинать обучение пению с муз. грамоты в ущерб самому пению. Положительно К. оценивает лишь замечание Пузыревского о преимуществе церковного пения как удобного материала для развития голоса и об отсутствии в нем «характера забавы» для детей.

Не чужды были К. и вопросы современного ему состояния церковнопевч. дела. В небольшой заметке «К вопросу об улучшении церковнопевческого дела» (1902) по поводу статьи Ф. Е. Степанова, выступившего за создание Союза регентов (К улучшению церковного певческого дела // Тамбовские ГВ. 1901. № 102. С. 3), К. высказывает многочисленные предложения, в т. ч. установить у регентов «единообразный взгляд на храмовое пение, т. е. на характер церковных композиций и стиль исполнения»; для искоренения «регентов-неучей» организовать постоянные учебные курсы при духовных семинариях, архиерейских хорах; периодически устраивать регентские съезды (окружные в губернских городах, центральные); ввести издание печатного органа. «Вождю хорового церковного пения» С. В. Смоленскому, директору Придворной певч. капеллы, К. предлагает учредить «Вестник Певческой капеллы».

К.- автор духовно-муз. сочинений и обработок старинных распевов: основных - знаменного, греческого, киевского, болгарского, обычного, местных - симоновского, феофановского, сербского и др. Преимущественно из гармонизаций К. составил сб. «Церковные хоры» в 2 частях: «Песнопения всенощного бдения» (31 номер, в т. ч. 26 неизменяемых песнопений, а также 35 тропарей Господским и иным праздникам и святым, 31 величание, ирмосы на Рождество и на Воздвижение, «С нами Бог») и «Песнопения Божественной литургии» (41 номер с приложением из 15 запричастных песнопений).

Отдельно изданные авторские произведения К. представляют собой развернутые хоровые композиции: «Ныне силы небесные», «Небо и земля», «Одеваяйся светом», «Покаяния отверзи ми двери», «На реках Вавилонских», «Ныне отпущаеши». Главные слова богослужебного текста и ударные слоги оттеняются альтерированными гармоническими аккордами и их обращениями (обычно с повышением или понижением терцового тона), многочисленными динамическими указаниями усиления или уменьшения звука, акцентами. Гармонические последования тонических и доминантовых аккордов (обиходное пение) сменяются кантиленой, мелодическими ходами голосов, получающих линеарное движение, как в старинном строчном пении.

В своих произведениях К. опирается на традиц. церковный мелос. Широкое мелодическое «дыхание» особенно удается в обработках старинных распевов и в их стилизациях в оригинальных хорах («Одеваяйся светом», «Покаяния отверзи ми двери» и др.). Часто практикуются слоговые распевы (от 4 до 22 звуков). Бережное отношение К. к церковной традиции проявляется в четком следовании мелодии оригинального напева в переложениях, напр. в ирмосах Богородице «Отверзу уста», в песнопениях «Величит душа Моя Господа», «Господи, помилуй» и «Взбранной Воеводе»; в тропарях и величаниях при схожести тематического материала допускается вариантность.

Мастер хорового письма, К. в совершенстве владел хоровой органикой. Хоры написаны в удобных для пения тональностях (G, e, F, d и др.), отклонения даются в тональности 1-й степени родства. Гармонический язык отличается простотой. Фактура хоров аккордовая с элементами подголосочной полифонии. Часто употребляется движение голосов в терцию (дисканты - альты, тенора - альты, тенора - басы), сексту (тенора - басы), редко в дециму (басы - альты), органный пункт у басов.

В творческом наследии К.- светские хоровые кантаты, неск. сборников рус. народных песен в собственной обработке, хоровые сборники для начального обучения пению.

Как регент К. с готовностью откликался на события общественной жизни. 25 июня 1902 г. на педагогических чтениях в Новгороде, после панихиды по С. А. Рачинскому, им было сделано сообщение о взглядах последнего на церковное пение. В состоявшемся затем концерте пели «Не имамы иныя помощи» К. 7 марта 1904 г. по инициативе руководимого К. хора Петропавловской ц. в Пензе был дан благотворительный концерт в пользу военного флота. Пели сочинения А. А. Архангельского, Д. С. Бортнянского, А. Л. Веделя, П. М. Воротникова, М. И. Глинки, А. Ф. Львова, Г. Ф. Львовского, А. Д. Кастальского. 1 и 14 дек. 1909 г. в духовных концертах соединенных хоров Пензенского церковнопевческого благотворительного об-ва (около 150 чел.) под управлением К. были собраны денежные средства на памятник Бортнянскому, прот. Петру Турчанинову и Львову в С.-Петербурге.

Духовные сочинения К. исполнялись и др. хорами. 28 и 29 июня 1916 г. в Петрограде хор певчих лейб-гвардии Егерского полка под упр. Н. Д. Лебедева пел на всенощной «Господи, помилуй» на литии К. 13 марта 1916 г. в Томске в зале Общественного собрания хор под упр. П. В. Леонова пел духовные произведения Архангельского, А. Т. Гречанинова, С. И. Танеева и К.

Муз. изд. и соч.: Церковные хоры: (Сб. нотных песнопений для школьного пения). СПб.: Синодальная тип., 1899. Ч. 1: Песнопения всенощного бдения; 1901. Ч. 2: Песнопения Божественной литургии; То же. 1900-1901 2. СПб.: Г. Шмидт, 1908 2. СПб.: П. Киреев, 1910 5. СПб., 1914 6. Пг., 1915. Тверь: Тверское отд. Рос. Фонда культуры, 1994р. М.: Живоносный источник, 1998р; «Ныне силы небесные» // Церковно-певческий сборник. СПб., 1902. Т. 3. Ч. 1: Триодь Постная и Цветная. С. 401-404; Духовно-музыкальные переложения и соч. СПб., 1903. [Тетр.] 1: «Небо и земля»: Стихира на литии на Рождество Христово: Знам. расп. (отд. отт.: СПб.: изд. авт., 1911); [Тетр.] 2: «Одеваяйся светом»: Стихира на Богоявление: Знам. расп. (отд. отт.: СПб.: изд. авт., 1913); [Тетр.] 3: «Покаяния отверзи ми двери»: По знам. расп.; «На реках Вавилонских». СПб.: изд. авт., 1913; «Ныне отпущаеши». СПб., 1913; «Иже херувимы»: [Подобен «Во всю землю»] // «Иже херувимы»: Песнопения Божественной литургии / Подгот.: Л. П. Барс, Т. И. Королева, Е. Б. Резниченко. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1992. С. 35-37.
Соч.: Краткий обзор новейших духовно-музыкальных сочинений // Нар. образование. 1900. Кн. 3. С. 119-120; Обучение пению в начальной школе // Там же. 1900. Кн. 8. С. 125-132; Кн. 9. С. 125-142; Преподавание церк. пения в Пензенской ДС в 1898-1899 учеб. году // Там же. 1900. Кн. 1. С. 121-123; Первые ступени обучения церк. пению в начальной школе: Метод. заметки и наблюдения. СПб., 1900, 1915 7; [Рец. на кн.:] Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 39-40: Пение в семейном воспитании / А. И. Пузыревский // Нар. образование. 1901. Т. 2. Кн. 7-8. Библиогр. отд. С. 55-60; К вопросу об улучшении церковно-певческого дела: (Письмо в редакцию) // РМГ. 1902. № 4. Стб. 108-110; Записка о преподавании пения в духовных семинариях и училищах // Там же. 1906. № 17. Стб. 439-446; № 18. Стб. 467-473.
Лит.: Габрилович А. Музыкальный календарь. СПб., 1896. С. 292, 322; То же. 1897. С. 278, 291; То же. 1898. С. 280, 305; Лисицын М., свящ. Библиогр. заметки // СПбДВ. 1900. № 38. С. 460; он же. Обзор. С. 195-196; «Не имамы иныя помощи» (из концертной программы 25 июня 1902 г.) // РМГ. 1902. № 32-33. Стб. 765; Р. Л. Музыка в провинции // РМГ. 1902. № 32/33. Стб. 765; Церковно-певческое дело. Пенза // РМГ. 1904. № 13-14. Стб. 378; Летние курсы А. В. Касторского в Пензе // Народное образование. 1907. Кн. 4. С. 557; Бебутов П. Музыка в провинции. Пенза // РМГ. 1909. № 2. Стб. 57; Корреспонденция. Пенза // Муз. труженик. М., 1909. № 2. С. 15; То же // ХРД. 1909. № 1. С. 28; То же // Там же. 1910. № 5. С. 145; № 6. С. 145; Хроника // Гусельки Яровчаты. Новгород, 1912. № 2. С. 8; От редакции. Разные известия // РМГ. 1915. № 8. Стб. 167; То же // Там же. 1916. № 14. Стб. 335; По Петроградским хорам // ХРД. 1916. № 7-8. С. 170-171; Локшин Д. Л. Хоровое пение в рус. дореволюционной и сов. школе. М., 1957. С. 135, 137, 139, 143, 147, 149, 167, 180; Крейер Н. Композиторы Пензы: Очерки. Пенза, 1959. С. 8-9; Щеславская М. В. «Память о добрых делах должна жить долго» // Рос. музыкант. М., 2009. № 8(1273). С. 2.
Т. М. Зацепина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬБАНОВ Александр Иванович († 1896?) , автор церковных песнопений, регент архиерейского хора
  • АРХАНГЕЛЬСКИЙ Анатолий Михайлович (1863(?)-после 1915), композитор, регент, музыкальный рецензент
  • БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений
  • БЕЛОВ Николай Николаевич (кон. XIX - нач. ХХ в.), учитель пения, регент, автор песнопений
  • БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
  • БУКЕТОВ Игорь (1915 - 2001), рус. композитор, дирижер и педагог