ВЕДЕЛЬ
Том VII , С. 365-366
опубликовано: 8 ноября 2009г.

ВЕДЕЛЬ

[Ведельский, Веделев] Артемий Лукьянович (1767, Киев - 14.07.1808, там же), укр. композитор, дирижер, певец. Сын резчика по дереву, члена Киевского иконописного цеха. Образование получил в Киево-Могилянской академии (1776-1788), где еще в студенческие годы прославился как солист-тенор, скрипач, дирижер академического хора и оркестра. В 1788-1792 гг. по рекомендации Киевского митр. Самуила (Миславского) руководил в Москве капеллой ген.-губернатора П. Д. Еропкина, затем - капеллой А. А. Прозоровского; по возвращении в Киев - капеллой ген. А. Я. Леванидова (1794-1796). В 1796-1798 гг. в Харькове руководил наместническим хором и капеллой слободско-укр. губернатора А. Г. Теплова (с 1797), был капельмейстером вокального класса в казенном уч-ще (в т. ч. занимался подготовкой певчих для Придворной певческой капеллы). В 1798 г. переехал в Киев. В янв. 1799 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, но вскоре покинул мон-рь. 25 мая 1799 г. был арестован и последние годы жизни провел в киевских смирительных домах. Истинные причины случившегося являются предметом острой полемики исследователей.

Все известные на сегодня произведения В. написаны на богослужебные и библейские тексты. Стиль В. сформировался на основе традиций отечественной правосл. музыки, интонационной природы укр. народной песенности, а также под влиянием городской бытовой муз. культуры и западноевроп. оперной и инструментальной музыки. Для произведений В. характерно необыкновенное мелодическое богатство, композиционная стройность, мастерство владения хоровой фактурой, особая развитость ансамблей, прежде всего трио в медленных темпах.

А. Л. Ведель. Концерт № 8 «Услыши, Господи, глас мой». Автограф (НБУВ ИР. ДА П. 326)А. Л. Ведель. Концерт № 8 «Услыши, Господи, глас мой». Автограф (НБУВ ИР. ДА П. 326)

Возрождение творческого наследия В. началось на рубеже ХIХ-ХХ вв.: благодаря А. А. Кошицу в КДА сложилась исполнительская манера, связанная с именем В.; его произведения зазвучали в серии Исторических концертов, проводившихся в Москве по инициативе С. В. Смоленского; появились публикации его сочинений, но с многочисленными упрощениями. В кон. ХХ в. критическое издание сочинений В. подготовлено В. Колесником, его работу продолжил Н. Гобдыч, к-рый осуществил также их фонозапись.

Единственный сохранившийся нотный автограф В.- партитура хоровых произведений (НБУВ ИР. ДА П. 326). В него включены 12 концертов и Литургия св. Иоанна Златоуста (6 номеров), к-рые были изданы в 2000 г. (Ведель. Божествена Лiтургiя).

В наст. время достоверно принадлежащими В. считаются след. муз. сочинения: Литургия св. Иоанна Златоуста (17 номеров) / Ред. М. А. Гольтисона. СПб., [1900-е гг., изд. ж. «Музыка и пение»]; Литургия св. Иоанна Златоуста (6 номеров) // Ведель А. Божествена лiтургия. С. 1-32; Всенощное бдение (39 номеров) / Под ред. М. А. Гольтисона. [Изд. ж. «Музыка и пение» П. К. Селиверстова]. СПб., 1904; концерты (в скобках приводится номер по автографу): 1. «Блажен разумеваяй на нища и убога» (№ 5); 2. «Боже, Боже, законопреступницы восташа на мя» (№ 11); 3. «Боже, приидоша языцы в достояние Твое»; 4. «В молитвах неусыпающую Богородицу» (№ 1); 5. «Гласом моим ко Господу воззвах»; 6. «Господь пасет мя» (2-хорный) (№ 10); 7. «Днесь Владыка твари»; 8. «Доколе, Господи, забудеши мя» (№ 3); 9. «Заступник мой, почто мя забыл еси»; 10. «Ко Господу внегда скорбети ми» (№ 12); 11. «К Тебе, Господи, воззову»; 12. «На реках Вавилонских» (с-moll; a-moll); 13. «Плачу и рыдаю»; 14. «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» (№ 6); 15. «Пою Богу моему» (№ 4); 16. «Приклони, Господи, ухо Твое»; 17. «Проповедника веры» (2-хорный) (№ 9); 18. «Скажи ми, Господи, кончину мою»; 19. «Слыши, дщи, и виждь» (D-dur); 20. «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» (№ 2); 21. «Тебе Бога хвалим»; 22. «Услыши, Господи, глас мой» (№ 8); отдельные произведения: 23. «Величаем вас, архангели»; 24. «В молитвах неусыпающую Богородицу» (трио, a-moll); 25.«Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим»; 26. «Воскресения день, просветимся, людие» (ирмосы Св. Пасхи); 27. «Душе моя»; 28. «Кто есть сей Царь славы?» (трио с хором); 29. «Многая лета»; 30. «Не отврати лица Твоего»; 31. «Ныне отпущаеши» (a-moll; B-dur; g-moll; F-dur); 32. «Отче наш» (№ 1, f-moll; D-dur); 33. «Плотию уснув»; 34. «Покаяния отверзи ми двери» (трио); 35. «Свете тихий» (с-moll; F-dur); 36. «С нами Бог»; 37. «Хвалите имя Господне» (№ 2, F-dur/d-moll; № 3, C-dur); 38. Херувимская (D-dur); 39. «Христос воскресе» (2 ред.); 40. «Христос раждается»; 41. «Царю небесный». Не изданы сочинения «Господи, помилуй» (F-dur), «Отверзу уста моя» (ирмосы канона Пресв. Богородицы), «Слыши, дщи, и виждь» (Es-dur/c-moll), «Тебе поем» (e-moll/G-dur) и др.

Авторство след. произведений на основании стилистических черт можно приписать В.: «Блаженны вси, боящиеся Господа», «Боже, Боже мой, вонми ми» (1-я ред., f-moll; 2-я ред., e-moll), «В началех Ты, Господи, землю основал еси», «Всемирную славу», «Гряди от Ливана, невесто», «Доколе, Господи, забудеши мя» (f-moll, № 2), «Исайе, ликуй», «Не имамы иныя помощи», «От восток солнца до запад», «Ты моя крепость, Господи».

Произведения В., упоминаемые в разных источниках, но не обнаруженные: «Воскресни, Господи, да судятся языцы пред Тобою» (концерт № 7, в автографе сохранился финал «Суди сиру и смирену»); «Господи, помилуй» (сугубая ектения, на 3 голоса); «Разбойника благоразумнаго» (трио) (см. рекламное объявление изд-ва товарищества «Нотно-книжное дело»); «Блажен муж» (a-moll) (Митропольский. С. 254); «Егда славнии ученицы» (Аскоченский. С. 379); «Волною морскою» (трио), «Часы Пасхи» (трио, обработка П. Григорьева), «Воскресения день, и просветимся торжеством», «Иже херувимы» (Es-dur/c-moll) (Соневицький. С. 128, 129, 160).

Арх.: ГА Киевской обл. Ф. 2. Оп. 145. Д. 52; РГАДА. Ф. 6. Оп. 1. Д. 556; Ф. 7. Оп. 2. Д. 3704; РГИА. Ф. 1341. Оп. 1. Д. 377; Ф. 796. Оп. 188. № 7985; Ф. 1119. Оп. 1. Д. 58; Гос. ист. арх. г. Харькова. Ф. 665. Оп. 1. Д. 80; НБУВ ИР. Ф. II. № 19585; Ф. КДА. Ee 1435; Ее 2514. П. № 11. 2-я пол. XIX в. Ркп.; ГЦММК. Ф. 283. № 118: [Сб. духовных песнопений рус. композиторов кон. XVIII-XIX в. Ркп.], 119, 128: [Сб. концертов и др. духовных соч. композиторов XVIII-XIX вв. Ркп.].
Изд. (в скобках указаны номера сочинений по вышеприведенному списку; первыми следуют те, для к-рых издание является лучшим): Духовно-муз. сочинения. СПб., 1900. [изд. П. К. Селиверстова] (18); Церковно-певч. сб. СПб., 1901. Т. 2. Ч. 2 (29); Ист. хрестоматия церк. пения / Под ред. свящ. М. А. Лисицына. СПб., [1903-1904; изд. П. К. Селиверстова]. Вып. 1 (12, c-moll; 8, 14). Вып. 4 (35, с-moll; 2, 22); Ист. хрестоматия церк. пения / Под ред. М. А. Гольтисона. СПб., [1900-е гг., изд. ж. «Музыка и пение»]. Вып. 7 (35, F-dur), Вып. 8 (5), Вып. 11 (9, 30); Музыка и пение. 1906. № 12 (34); 1907-1908. № 1-4 (3); 1915. № 2-4 (15); Духовно-муз. хрестоматия / Под. ред. М. А. Лагунова. СПб., 1911. [Изд. П. М. Киреева] Вып. 2: Из Всенощного бдения (37), Вып. 3 (31, F-dur), Вып. 4 (13); Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. СПб., 1913. [Изд. П. М. Киреева] Вып. 5: Из Цветной Триоди / Под ред. Н. Д. Лебедева. (25, 33); Вып. 6: Кондаки на акафистах, припевы. Концерты двунадесятым праздникам / Под ред. С. Панченко (41); Вып. 7: Рождественские песнопения / Под ред. Н. Д. Лебедева (40); 1915. Вып. 11: На литургии / Под ред. И. Г. Ельцова (16), Вып. 13: Всенощное бдение (24), Вып. 15: Всенощное бдение (37); 1916. Вып. 16: Венчание / Под ред. Н. Д. Лебедева (32, D-dur); Избр. духовно-муз. произв. А. Л. Веделя / Ред. В. Г. Петрушевский. К., 1911. Вып. 1 (31, a-moll), Вып. 2 (34, 28); Сб. духовно-муз. произв. / Сост. В. Г. Петрушевский. К., 1913 (26, 36), 1914 (12, a-moll), 1915 (31, B-dur, g-moll); Сб. концертов А. Веделя и С. Дегтярева / Под ред. И. В. С. и К. И. К. СПб., 1917. № 27 (3; 4, 5, 7, 12, c-moll), № 28 (14; 11, 19); Сб. церковни песнопения. За тригласен хор / Наредил П. Динев. София, 1954 (38); Велика субота i Пасха / Упоряд. В. Завiтневич. Н.-Й., 1964 (39, 1-я ред.; 33); Хоровые концерты XVIII - нач. XIX в.: М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель: Сб. / Сост. и ред. В. М. Иконник. К., 1988 (7; 4, 8); Лiтургiя / Упоряд. I. Трухлий. Чiкаго, 1991 (32, f-moll); Украïнська духовна музика: Христос воскрес: Тропар Великодня: Для мiшаного хору. К., 1991 (39, 2-я ред.); Музика. К., 1992. № 2 (23, 27); Божественна Лiтургiя святого Iоанна Золотоустого та 12 духовних хорових концертiв / Ред. В. Колесник, вступ. ст. Т. Гусарчук. К.; Едмонтон; Торонто, 2000 (1, 4, 6, 10, 15, 17, 20; 2, 8, 14, 22, 28).
Лит.: Аскоченский В. И. Киев с его древнейшим училищем - Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 373-379, 544; Турчанинов П. И. Автобиография // Домашняя беседа. 1863. № 2-6; Митропольский А. Ведель А. Л. // ПБЭ. Т. 3. С. 252-256; Гольтисон М. А. К столетию со дня рождения А. Л. Веделя // Музыка и пение. 1906. № 5; Соневицький I. Артем Ведель i його муз. спадщина. Н.-Й., 1966; Кук В. С. Новi документальнi данi про життя А. Веделя (Ведельського) у Харковi (1796-1798) // Укр. музикознавство. К., 1971. Вип. 6; он же. Рукописна партитура творiв А. Веделя // Укр. муз. архiв: Документи i матерiали з iсторiï укр. муз. культури. К., 1995. Вып. 1. С. 34-52; Гусарчук Т. В. Дванадцять концертiв з автографу А. Л. Веделя // Там же. С. 53-67; она же. Анотований покажчик творiв Артема Веделя / Заг. ред. А. В. Кутасевич. К., 1997; Постать Артема Веделя в iст.-культурному контекстi: Зб. ст. / Упоряд. Т. В. Гусарчук // Наук. вiсник НМАУ. К., 2001. Вип. 11; Петрушевский В. Г. О личности и церк.-муз. творчестве А. Л. Веделя // ЦИВ. 1999. № 4/5. С. 262-270; Лебедева-Емелина А. В. Рус. духовная музыка эпохи классицизма, 1765-1825: Кат. произв. (в печати).
Т. В. Гусарчук
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВОРОБКЕВИЧ Исидор Иоаннович (1836 - 1903), прот., укр. писатель, композитор, педагог, фольклорист, дирижер
  • КОШИЦ Александр Антонович (1875-1944), укр. хоровой дирижер, регент, композитор, фольклорист, педагог
  • БАЖАНСКИЙ Порфирий Ианович (1836 - 1920), униатский священник
  • ВЕРБИЦКИЙ Михаил Михайлович (1815-1870), греко-католич. свящ., укр. композитор, хоровой дирижер
  • ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович (1630 (?) - после 1723 (?)), муз. деятель, автор произведений в партесном стиле и «Мусикийской грамматики»
  • НАФАНАИЛ (Бачкало Никита Яковлевич; 1866 - ?), иером., регент, композитор