Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАШПЕРОВ
Т. 32, С. 170-171 опубликовано: 1 февраля 2018г.


КАШПЕРОВ

Владимир Никитич (25.08.1826, имение Чуфарово Симбирского у. и губ.- 26.06.1894, с. Романцево Можайского у. Московской губ.), композитор, педагог по вокалу, церковнопевческий деятель. Из богатой дворянской семьи, проживавшей в своем имении в Симбирской губ. В 1843 г. окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в С.-Петербурге, неск. лет прослужил в лейб-гвардии Драгунском полку, вышел в отставку. Рано открывшиеся муз. способности повлияли на дальнейшую судьбу К.: начав занятия музыкой с известным пианистом и педагогом А. фон Гензельтом, после ухода из полка продолжил их с находившимся на службе в С.-Петербурге нем. органистом и композитором И. (Ж.) Фогтом. В 1849 г. познакомился с М. И. Глинкой, позднее - с А. С. Даргомыжским, которые помогали ему советами по композиции. В 1850 г. сочинил оперу «Цыгане» на либретто Н. П. Огарёва по поэме А. С. Пушкина, в эти же годы писал романсы. Зимние месяцы К. проводил в С.-Петербурге в занятиях музыкой, остальное время - в отцовском имении в Симбирской губ., занимаясь сельским хозяйством и устройством освобожденных крестьян; служил в должности чиновника по особым поручениям при Симбирском губернаторе. В 1854-1855 гг. принимал участие в Севастопольской кампании: в составе Симбирского ополчения командовал ротой. В 1856 г., сразу после женитьбы, по совету Глинки поехал в Берлин для занятий по теории музыки с проф. З. В. Деном. После смерти Глинки в 1857 г. К. уехал в Италию, где в течение 9 лет изучал вокальное искусство. В кон. 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XIX в. он написал оперы «Мария Тюдор» и «Кола ди Риенци» на итал. либретто А. Гисланцони и оперу «Консуэло» по роману Ж. Санд (постановки опер были осуществлены в Италии и в Одессе). И. С. Тургенев, с к-рым К. познакомился в 1856 г. в Париже по рекомендации А. И. Герцена, поместил в 1860 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» обзор зарубежных рецензий на постановку оперы «Мария Тюдор» и назвал К. талантливым композитором.

В. Н. Кашперов. Фотография. Нач. 90-х гг. XIX в. (ГМ им. Глинки)
В. Н. Кашперов. Фотография. Нач. 90-х гг. XIX в. (ГМ им. Глинки)

В. Н. Кашперов. Фотография. Нач. 90-х гг. XIX в. (ГМ им. Глинки)
В 1865 г. К. переехал в Москву, в 1866-1872 гг. по приглашению Н. Г. Рубинштейна преподавал сольное пение в Московской консерватории, затем открыл курсы пения в Москве, во 2-й пол. 70-х гг. организовал бесплатные хоровые классы, в к-рых руководил занятиями любительского хора. В Москве у К. были друзья и знакомые среди литераторов и артистов, он регулярно устраивал муз. и лит. вечера у себя дома. Являлся членом артистического кружка, в к-рый входили А. Н. Островский, В. Ф. Одоевский, Рубинштейн, и одним из учредителей и членом комитета Об-ва драматических писателей и оперных композиторов, созданного в 1874 г. 2 новые оперы К.- «Гроза» по пьесе Островского (либретто написал сам драматург; в 1867 поставлена на сценах Мариинского и Большого театров) и «Тарас Бульба» по повести Н. В. Гоголя (исполнена в 1887 в Большом театре) - особой популярностью не пользовались. Оперы К. «Боярин Орша» и «Кузнец Вакула» не были завершены.

Общение с Одоевским в 1866-1869 гг. определило новое направление в деятельности К.- обращение к народной песне и к церковному пению. Одоевский ввел К. в состав Об-ва древнерус. искусства при Румянцевском музее. Начав вместе с Одоевским, Ю. Н. Мельгуновым и др. записывать русские народные песни, впосл. К. занялся собиранием церковных напевов (черновики сохр. в фонде К. в ГЦММК). Деятельность учрежденного в 1880 г. в Москве при непосредственном участии К. Об-ва любителей церковного пения (ОЛЦП) пробудила интерес у музыкантов и исполнителей к памятникам древнерус. церковного пения, опубликованным в изданиях московской Синодальной типографии (см. в ст. Издательства и издания духовно-музыкальные). Композиторы, состоявшие в ОЛЦП, вели поиски новых приемов гармонизации древних распевов параллельно с изучением и записями живой традиции исполнения певческого обихода Московской епархии. Мельгунов, В. Ф. Комаров и К. записали церковные песнопения напева московского Большого Успенского собора, к-рые исполнил сакелларий Петр Виноградов (опубл. в 1882). Они же подготовили к изданию 3 части одноголосного «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии»: «Всенощное бдение» (1881), «Ирмосы» (1882) и «Триодь Постную» (1883). Обработки Комарова, А. Г. Полуэктова, К. и П. Р. Вейхенталя вошли в сб. «Опыты переложений древних церковных напевов для хорового исполнения» (М., 1887. Вып. 1). Переложения К. так и остались пробами пера, в них было мало русского, живого, индивидуального начала. В биографических источниках упоминаются также его хоры «Архангельский глас» и «Ныне силы небесныя». Последние 4 года К. заведовал обучением церковному пению в сельских школах Московского у. и губ., проводил занятия с детьми, составил руководство, включающее обиходные гласовые напевы и песнопения литургии. Он выступал за простое церковное пение, построенное на гласовых моделях, за сохранение общего национального колорита. По воспоминаниям свящ. И. И. Фуделя, отпевание К. было совершено в сельской церкви, «заупокойную литургию пел хор детей простым обычным напевом».

Арх.: РГАЛИ. Ф. 2025 [муз. рукописи]; ГЦММК. Ф. 139 [обработки народных песен, записи народных песен и церковных напевов, лит. соч., копии документов]; ГЦТМ. Ф. 111 [письма к К.]; ИРЛИ. ПД [письма К.].
Соч.: Заметки о церковном пении в России // Русь: Газ. 1881. № 53. С. 20-21; [изм. назв.: Заметки о рус. церковном пении]. № 55. С. 17-18; По поводу мнения С. А. Рачинского о преподавании церковного пения в народных школах // Там же. 1882. № 47. С. 14-15; О церковном православном пении // Баян: Ж. СПб., 1888. № 16. С. 143-144; № 17. С. 151.
Муз. соч.: «Всемирную славу»: Догматик 1-го гласа: Знам. расп., «О Тебе радуется»: Знам. расп. // Опыты переложений древних церковных напевов для хорового исполнения. М., 1887. Вып. 1. № 5, 9; Литургия св. Иоанна Златоустого: [Певческие упражнения для начальных уч-щ: Для 3-голосного хора] / Собр.: В. Н. Кашперов, П. Д. Самарин. М.: изд. кн. маг. Думнова, [1893].
Лит.: Одоевский В. Ф. Два письма к В. Н. Кашперову // Рус. обозр. 1894. Т. 26. № 3. С. 431-435; Д. Я. В. Н. Кашперов: [Некролог] // Там же. 1894. Т. 28. № 8. С. 823-826; Фудель И., свящ. Памяти В. Н. Кашперова // Там же. С. 827-831; В. Н. Кашперов: [Некролог] // РМГ. 1894. № 8. С. 169-171; Кашперов В. Н. // НЭС. 1914. Т. 21. Стб. 355; РДМДМ. 2002. Т. 3 (по указ.); Князь Владимир Одоевский: Дневник, переписка, мат-лы: К 200-летию со дня рождения / Ред.-сост.: М. П. Рахманова. М., 2005 (по указ.).
А. А. Наумов
Ключевые слова:
Композиторы русские Педагоги музыкальные Кашперов Владимир Никитич (1826-1894), композитор, педагог по вокалу, церковнопевческий деятель
См.также:
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
АРНОЛЬД Юрий Карлович (1811-1898), русский музыкальный теоретик, критик, композитор, педагог
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - "Могучей кучки"
ВАРЛАМОВ (1801 - 1848), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер