КВАТАХЕВСКИЕ МУЧЕНИКИ
Том XXXII , С. 251-252
опубликовано: 16 февраля 2018г.

КВАТАХЕВСКИЕ МУЧЕНИКИ

Кватахевские мученики. Икона. ХХ в. (Кафоликон мон-ря Кватахеви)Кватахевские мученики. Икона. ХХ в. (Кафоликон мон-ря Кватахеви)(Квабтахевского мон-ря мученики) [груз. ჟვათახევის (ჟვაბთახევის მონასტრის) მოწამენი] (пам. груз. 10 апр.), пострадавшие в 1393 г. в груз. мон-ре Кватахеви от руки Тамерлана. Сведения о К. м. содержатся в сочинениях историков XVIII в. Бери Эгнаташвили «Новая Картлис Цховреба» и царевича Вахушти Багратиони «История царства Грузинского». На основе этих данных груз. гимнограф и церковный писатель католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788) написал агиографическо-гомилетическое сочинение - метафрастическую версию Жития К. м. «Восхваление и повествование о подвигах и страданиях великих мучеников, которые по приказу безбожного Демурланга воинами его были сожжены в церкви Богоматери монастыря Квабтахеви» и внес ее 17-й в свой сб. «Мартирика» (НЦРГ. S 1272, 1768-1769 гг.; Q 78, 1769 г.).

В 1386 г. в Грузию вторгся Тамерлан (в груз. источниках Демурланг). Он захватил Тбилиси и взял в плен царя Грузии Баграта V (1360-1395) и его семью, потребовав, чтобы тот принял ислам. Когда монголы расположились на зимовку в Карабахе, Баграт V притворно согласился стать мусульманином и попросил Тамерлана дать ему 12-тысячное войско для обращения Грузии в ислам. Царь тайно предупредил своего сына Георгия, и тот, точно исполнив указания отца, полностью уничтожил монг. войско. Разгневанный Тамерлан предпринял новый поход и разорил почти всю Вост. Грузию, с особой жестокостью расправлялся с насельниками правосл. мон-рей. В 1393 г. в мон-ре Кватахеви монголы «пленили находившихся там мужчин и женщин, священников, диаконов и монахов» и заживо сожгли их. По сведениям Бери Эгнаташвили, на стенах и полу церкви можно было видеть «сожженные лица их». Вахушти Багратиони писал, что ради забавы монг. воины вешали мученикам на руки и ноги бубенчики и заставляли танцевать. Также Вахушти указывал, что существовала традиция из уважения к памяти мучеников не входить в церковь в обуви.

Католикос-патриарх Антоний I предварил рассказ о святых вступлением, в к-ром писал о сути мученичества, об огне как очистительной субстанции, привел параллельные места из Свящ. Писания. По его данным, среди К. м. были жители окрестных сел, а также паства, насельники и насельницы соседних церквей и монастырей, искавшие в монастыре Кватахеви убежище.

Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба // КЦ. 1959. Т. 2. С. 328-329; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // Там же. 1973. Т. 4. С. 264-267; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Восхваление и повествование о подвигах и страданиях великих мучеников, к-рые по приказу безбожного Демурланга воинами его были сожжены в церкви Богоматери мон-ря Квабтахеви // Он же. Мартирика. Тбилиси, 1980. С. 319-340. (ПДГАЛ; Т. 6).
Лит.: Габидзашвили Э. [Комментарий] // ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 508-510; Джавахишвили И. История груз. народа. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 180-200 (на груз. яз.).
Э. Габидзашвили
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси
  • АРЧИЛ († ок. 744 г.), св. блгв. царь, мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 21 июня)
  • АФАНАСИЙ († нач. IV в.), мч. Клисмийский (пам. эфиоп., груз. 18 июля)
  • ГОБРОН-МИХАИЛ И 133 ВОИНА мученики Грузинской Православной Церкви (пам. 17 нояб.)
  • ДАВИД И ТИРИЧАН († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая)
  • ДИМИТРИЙ Кипиани (1811/14 - 1887), мч. (пам. груз. 14 апр.)