(† нач. IV в.), мч. Клисмийский (пам. эфиоп., груз. 18 июля) (в греч. традиции - великомученик), пострадавший во время гонений имп. Диоклетиана. Описание его мученического подвига сохранилось на греч., груз., араб. и эфиоп. языках. Греч. текст (BHG, N 193) был опубликован А. И. Пападопуло-Керамевсом по единственному сохранившемуся манускрипту (Paris. Coislin. 303, X в.). Груз. текст опубликовал К. Кекелидзе по 3 рукописям, 2 из к-рых датируются X в. (существуют и др. груз. списки). Араб. версия известна в 3 рукописях (Sinait. arab. 440. Fol. 99v - 106, 1251 г.; 535. Fol. 111-118, XIII в.; Brit. Mus. Or. Add. 26 117. Fol. 23-35, XI в.). Эфиоп. текст мученичества опубликован О. Райнери (по ркп. Vat. ethiop. 264).
А., занимавший высокий пост в рим. администрации, был послан в Египет имп. Максимианом с повелением закрыть все церкви. А. был сильно опечален тем, что покидает своих братьев Сергия и Вакха, предвидя ожидающее их мученичество. Прибыв в Александрию, он выказал пренебрежение к языческим идолам, а с еп. Петром общался как с братом. Об этом донесли Максимиану, к-рый велел префекту Египта провести расследование. Тот вызвал к себе А., увещевая его отречься от Христа. А. просил префекта разрешить ему отправиться в г. Клисму на Красном м. (совр. Суэц), где было много христиан, обещая исполнить желаемое. Его прибытие в Клисму совпало с Рождеством Христовым. А. участвовал в празднествах, затем прибывший из Александрии судья приказал А. принести жертву языческим богам, но святой отказался и обличил язычников словами ап. Павла. В своей последней молитве А. призвал Господа «защитить христианских правителей в землях римских и эфиопских». Это обращение отсутствует в греч. житии, но имеется в араб. и груз. текстах жития, а также в эфиоп. синаксаре. При этом память А. отсутствует в копт. синаксаре, но имеет место в эфиоп. традиции, что представляет собой большую редкость. После молитвы святого обезглавили. Араб. житие содержит эпилог: жители Клисмы во главе с еп. Иулианом просят у судьи тело святого и переносят его в ц. Богородицы; на могиле мученика происходит множество исцелений. В копт. «Житии св. Иоанна Колова» есть указание на то, что мощи А. были впосл. перенесены из Клисмы в Халкидон.
Почитание А. в Византии скорее всего было вызвано политикой имп. Юстиниана I, направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В Хронике Патриарха Евтихия Александрийского среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь А. в крепости Эль-Кульзум (араб. название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Возможно, распространение почитания А. было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греч. текста молитвы о сохранении эфиоп. правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская Церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений.