Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АФАНАСИЙ
Т. 3, С. 706-707 опубликовано: 28 ноября 2008г.


АФАНАСИЙ

(† нач. IV в.), мч. Клисмийский (пам. эфиоп., груз. 18 июля) (в греч. традиции - великомученик), пострадавший во время гонений имп. Диоклетиана. Описание его мученического подвига сохранилось на греч., груз., араб. и эфиоп. языках. Греч. текст (BHG, N 193) был опубликован А. И. Пападопуло-Керамевсом по единственному сохранившемуся манускрипту (Paris. Coislin. 303, X в.). Груз. текст опубликовал К. Кекелидзе по 3 рукописям, 2 из к-рых датируются X в. (существуют и др. груз. списки). Араб. версия известна в 3 рукописях (Sinait. arab. 440. Fol. 99v - 106, 1251 г.; 535. Fol. 111-118, XIII в.; Brit. Mus. Or. Add. 26 117. Fol. 23-35, XI в.). Эфиоп. текст мученичества опубликован О. Райнери (по ркп. Vat. ethiop. 264).

А., занимавший высокий пост в рим. администрации, был послан в Египет имп. Максимианом с повелением закрыть все церкви. А. был сильно опечален тем, что покидает своих братьев Сергия и Вакха, предвидя ожидающее их мученичество. Прибыв в Александрию, он выказал пренебрежение к языческим идолам, а с еп. Петром общался как с братом. Об этом донесли Максимиану, к-рый велел префекту Египта провести расследование. Тот вызвал к себе А., увещевая его отречься от Христа. А. просил префекта разрешить ему отправиться в г. Клисму на Красном м. (совр. Суэц), где было много христиан, обещая исполнить желаемое. Его прибытие в Клисму совпало с Рождеством Христовым. А. участвовал в празднествах, затем прибывший из Александрии судья приказал А. принести жертву языческим богам, но святой отказался и обличил язычников словами ап. Павла. В своей последней молитве А. призвал Господа «защитить христианских правителей в землях римских и эфиопских». Это обращение отсутствует в греч. житии, но имеется в араб. и груз. текстах жития, а также в эфиоп. синаксаре. При этом память А. отсутствует в копт. синаксаре, но имеет место в эфиоп. традиции, что представляет собой большую редкость. После молитвы святого обезглавили. Араб. житие содержит эпилог: жители Клисмы во главе с еп. Иулианом просят у судьи тело святого и переносят его в ц. Богородицы; на могиле мученика происходит множество исцелений. В копт. «Житии св. Иоанна Колова» есть указание на то, что мощи А. были впосл. перенесены из Клисмы в Халкидон.

Почитание А. в Византии скорее всего было вызвано политикой имп. Юстиниана I, направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В Хронике Патриарха Евтихия Александрийского среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь А. в крепости Эль-Кульзум (араб. название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Возможно, распространение почитания А. было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греч. текста молитвы о сохранении эфиоп. правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская Церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений.

Ист.: BHG, N 193; Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ̓Ανάλεκτα. 1895. Τ. 5. Σ. 360-367; Eutychius. Annales / Ed. L. Cheikho. Beirut; P., 1906. P. 202-203; კეკელიმე კ. მართვილობა ათანასე კულიმმელისა / ეტიუდები მველი კარტული ლიტერატურის ისტორიიდან. თბილისი, 1962. С. 56-70.
Лит.: Amélineau E. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 405-406; Delehaye H. Les martyrs d'Égypte // AnBoll. 1922. T. 40. P. 5-154, 299-363; David J. Athanase (48) de Clysma // DHGE. T. 4. Col. 1378; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508; Esbroeck M. van. L'Ethiopie à l'époque de Justinien: St. Arethas de Nagran et St. Athanase de Clysma // IV Congr. Intern. di Studii Etiopici (Roma, 10-15.04.1972). R., 1974. Vol. 1. P. 117-139; idem. Athanasius of Clysma // CoptE. Vol. 1. P. 304-306; Raineri O. Passione di Athanasio di Clysma // OCP. 2001. Vol. 67. Fasc. 1. P. 143-156.
А. А. Войтенко
Ключевые слова:
Святые Эфиопской Церкви Мученики Эфиопской Церкви Святые Грузинской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Святые неразделенной Церкви Мученики Грузинской Православной Церкви Мученики неразделенной Церкви Великомученики и великомученицы Греческих Православных Церквей Афанасий († нач. IV в.), мученик Клисмийский (пам. эфиоп., груз. 18 июля)
См.также:
ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
АРЕФА († 523), эфиопский мч. (пам. 24 окт., эфиоп. 26 хэдара (22/23 нояб.)
АРХЕЛАЙ († ок. 308?) и 152 мученика Антиохийских (пам. греч. 4, 5 и 20 марта)
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
ДИОСКОР († ок. 305), мч. Александрийский (пам. греч. 13 окт., пам. зап. 18 мая)
ЕВПРАКСИЯ († ок. 413), прп. (пам. 25 июля, пам. зап. 13 марта)
ЕВСЕВИЙ, НЕСТАВ И ЗИНОН († 361-362), мученики Газские (пам. греч. 21 сент.)
ЕКАТЕРИНА († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.)
ЕЛЕВФЕРИЙ КУВИКУЛАРИЙ († нач. IV в.), мч. Византийский (пам. 4 авг., 15 дек.)
ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя
ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))
ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)
ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура / хедара (17 нояб.))
КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)