Василий Павлович (1866, 1867 или 1868, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 1920?), иконописец, реставратор, коллекционер, владелец иконописной мастерской в Москве. Из крестьян, художественное образование получил в Мстёре, являвшейся в XIX в. наряду с Палехом и Холуем значительным центром иконописания. Как и др. жители слободы, по-видимому, происходил из среды старообрядцев.
В 1890 г. Г. переехал в Москву и основал там собственное дело. Вскоре его мастерская стала одной из ведущих, в 1905 г. Г. получил звание «поставщика двора Его Императорского Величества» и прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. Мастер был удостоен многочисленных наград и даров от представителей имп. семьи. С 1912 г. придворный иконописец. Его дочь Зоя была крестницей мч. царя Николая II, что подтверждается дарственной надписью Г. императору на обороте иконы «Прп. Серафим Саровский, с 9 клеймами жития и образом Божией Матери Умиление» 1908 г. (ГМИР). При подготовке к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых в 1912 г. в мастерской Г. по имп. заказу создана серия икон-пядниц нового иконографического извода - с изображением свт. Алексия Московского и прп. Серафима Саровского, молящихся Феодоровскому образу Божией Матери (ГТГ - дар прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, ГИМ, частное собрание), а в 1913 г.- иконы избранных святых, соименных членам царской семьи (2 в ГЭ, ГМИР), в т. ч. из Александровского дворца в Царском Селе и собора Феодоровской иконы Божией Матери. Ростовой образ прп. Серафима Саровского (ок. 1903) письма Г. хранился у вел. кн. Сергея Александровича.
Важной вехой в профессиональной деятельности Г. стала реставрация в 1904-1905 гг. иконы «Святая Троица Ветхозаветная» 1-й четв. XV в. письма прп. Андрея Рублёва (ГТГ), о чем в 1906 г. мастер издал книгу - отчет о проделанной работе. В 1904 г. на 1-й Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в С.-Петербурге Г. был удостоен высшей награды - почетного диплома за «отличное художественное исполнение икон разного стиля» (Тарасов. 1995. С. 186. Ил. 64). Согласно тексту на визитной карточке Г., в мастерской писались иконы «в византийском, греческом, новгородском, московском, строгановском и фряжском стилях, прозрачные картины на стекле и полотне» (Там же. С. 192). Однако неясно, участвовал ли сам хозяин мастерской в создании икон, или его подпись являлась своего рода «рекламной маркой». Скорее всего новые иконографии разрабатывались при непосредственном участии Г., к-рый согласовывал эскизы с заказчиками.
Мастерская Г. выполнила ряд ответственных заказов: реставрацию икон ТСЛ, Успенского, Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля, кремлевской Мироваренной палаты; росписи соборов в Варшаве, Петергофе, в Саровской и Югской Дорофеевой пустынях, в Новоспасском, Знаменском, Страстном, Перервинском, Гуслицком, Козельщинском и Никольском единоверческом мон-рях; работы за границей - в Андреевском скиту на Афоне, в храмах Токио, Киото, Мацуямы, в Буэнос-Айресе, Берлине, Вене. К прославлению прп. Серафима Саровского в 1903 г. были выполнены иконописные работы для украшения раки святого и сени над его мощами (сохр. фотография крышки раки - РГИА. Ф. 835. Оп. 2. Ед. 200. Л. 17).
Известно неск. крупных работ мастерской Г. для столичных храмов (не сохр.). Ок. 1906 г. были написаны образа для иконостаса ц. Иверской иконы Божией Матери при имп. Жен. педагогическом ин-те в С.-Петербурге. В 1910-1911 гг. исполнен иконостас и запрестольный образ для ц. Благовещения Богородицы при гимназии Рус. собрания. В нач. 10-х гг. XX в. вместе с Н. С. Емельяновым, Г. О. Чириковым Г. писал копии древних икон для собора Феодоровской иконы Божией Матери, возведенного в С.-Петербурге в память 300-летия царствования Дома Романовых. Тогда же по древним образцам в мастерской создан 2-ярусный иконостас с.-петербургского храма Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах) - памятника погибшим в Цусимском сражении морякам. Икона работы Г. находилась в нижнем пещерном храме во имя прп. Серафима Саровского в государевом Феодоровском соборе в Царском Селе (освящен в 1912). К 1916 г. написаны иконы для домовой ц. Спаса Нерукотворного при Военно-походной канцелярии.
В нач. XX в. по заказу Комитета попечительства о рус. иконописи в числе др. мстёрских иконописцев (известны особой склонностью к «подстаринному» письму) Г. выполнял точные копии древних прославленных визант. и рус. икон для издания Лицевого иконописного подлинника (Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. (Лицевой иконописный подлинник; 1)). К этой группе принадлежит 8 икон разных иконографий из собрания ГРМ, скопированных Г. в 1902-1903 гг. с произведений, хранившихся в Никольском единоверческом мон-ре и в старообрядческой молельне на Преображенском кладбище в Москве, «Спас Нерукотворный» 1902 г.- с почитаемого образа из московского Андроникова мон-ря.
Г. являлся членом ОЛДП, Петроградского и Московского археологических ин-тов, МАО, Комиссии по осмотру и изучению церковной старины Москвы и Московской епархии, Ростовского музея церковных древностей, Владимирской губ. ученой архивной комиссии, Румянцевского музея, нек-рых благотворительных учреждений.
Др. значительное направление деятельности Г.- публикация памятников древнерус. живописи и лит-ры. Благодаря Г. увидели свет такие издания, как «Переводы с древних икон» (1902), «Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого монастыря в Москве» (1904), «Иконы Спасителя письма Симона Ушакова» (1907) и др. В них, в частности, встречаются ссылки на иконы и прориси из собственной коллекции Г. Мастер снимал прориси с древних памятников, напр. с уникальной иконы «Московские святые» 2-й пол. XVII в. из старообрядческой молельни на Преображенском кладбище в Москве (Успенский А. И. Икона с изображ. Моск. святых из молитвенного дома Преображенского старообр. кладбища в Москве // Моск. ЦВед. 1902. № 40. С. 465-466; Маркелов. Святые Др. Руси. С. 340-341, 616-617. № 169). После событий 1917 г. художник, очевидно, вернулся в Мстёру (Семеновский Д. Н. Мстёра. М.; Иваново, 1937. С. 137-138).
В наст. время в музейных, церковных и частных собраниях выявлено ок. 40 икон с подписями Г., выполненными, как правило, мелкими буквами справа возле нижней лузги, на обороте иногда встречается штамп мастерской или дарственная надпись художника. Наиболее ранним произведением является Казанская икона Божией Матери 1892 г. (частное собрание), написанная, очевидно, самим Г. по заказу А. М. Гордеева (Данченко Е. А., Красилин М. М. Мат-лы к словарю иконописцев XVII-XX вв.: (По данным обследования церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.). М., 1994. С. 14-15. № 41). Иверская икона Божией Матери 1898 г. (частное собрание), согласно подписи, «в меньшем размере точная копия» чудотворного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. Аналогичный список большого размера создан в 1901 г. (ГРМ) как дар Е. В. Богданович от московских хоругвеносцев, в числе к-рых поименован Г. К авторским произведениям мастера, по мнению К. Коткаваара, относится икона Божией Матери «Иерусалимская» 1901 г. из Нововалаамского мон-ря в Финляндии (Kotkavaara. 2000. S. 77, 80). Вкладом мч. имп. Николая II в часовню г. Торнио являлся образ «Спас Нерукотворный» 1909 г. (Музей Правосл. Церкви в Куопио, Финляндия).
Др. сохранившиеся иконы мастерской Г.: «Вмч. Феодор Тирон» 1898 г. (ГМИР), «Прп. Геннадий Костромской» 1900 г. (ГИМ), «Ангел-хранитель» 1901 и 1912 гг. (частное собрание, ГМИР) - новый вариант иконографии Ангела-хранителя на фоне Московского Кремля, «Богоматерь на престоле» 1902 г. (ГЭ), «Покров Богородицы» 1902 г. (ГМИР), Тихвинская икона Божией Матери 1902 г. (ГРМ), «Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский» 1902 г. (собрание В. А. Бондаренко), «Св. Мария Магдалина» 1910 г. (ГЭ), «Господь Вседержитель» 1910 г. (собрание В. А. Бондаренко) - со старообрядческим перстосложением десницы и написанием имени Иисуса Христа, «Избранные святые» 1911 г. (ГМИР) - образ святых, память к-рых празднуется 19 февр., написан к 50-летию отмены крепостного права, икона Божией Матери «Иерусалимская» 1912 г. (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря), «Прп. Иоанн Лествичник и прав. Елисавета» 1913 г. (частное собрание) - мерная икона, благословение родителей Е. Б. Шереметевой, «Иисус Христос в белом хитоне» 10-х гг. XX в. (собрание В. А. Бондаренко) - из икон дворцового имущества, «Блгв. вел. кн. Александр Невский» нач. XX в. (собрание В. А. Бондаренко) - дар иконописца свящ. А. И. Глаголевскому к 25-летию священства.
Характерными художественными особенностями произведений Г. и его мастерской являются ориентация на древнерус. образцы (нередко с влиянием стиля модерн), использование канонической иконографии (иногда со старообрядческими деталями), высокий профессионализм исполнения образа, миниатюрность письма, колорит из плотно положенных, насыщенных красок с тонким, изящным ассистом, орнаментами и «золотопробельным» письмом складок (преобладание оливково-охристых или холодных голубых цветов, сочетание листового и твореного золота и серебра разных оттенков), прием «отборки» вместо плави в моделировке личного, дополнение образа серебряным басменным окладом или рамой. Нек-рые иконы написаны на 2-слойной доске (основа из цельного куска дерева дублирована) с глубоким ковчегом, с врезными встречными шпонками, оборот, как правило, закрывался тканью («рубашкой»). По мнению исследователей творчества Г. (И. В. Сосновцева), выходившая из его мастерской иконописная продукция была достаточно разнообразна в стилевом и технологическом отношении по сравнению с продукцией др. крупных предприятий мстёрских художников (И по плодам узнается древо. 2003. С. 586).