Сергий (Голубцов), архиеп. Казанский и Марийский. Фотография. 60-е гг. XX в.(Голубцов Павел Александрович; 16.04.1906, Сергиевский посад (1919-1930 - г. Сергиев, 1930-1991 - Загорск, ныне Сергиев Посад) Дмитровского у. Московской губ.- 16.06.1982, Загорск Московской обл.), архиеп. Казанский и Марийский, церковный искусствовед, иконописец, реставратор. Из известной церковной семьи. Сын Александра Петровича Голубцова (1862-1911), профессора церковной археологии и литургики в МДА, д-ра богословия; брат прот. Николая Александровича Голубцова (1900-1963), видного московского пастыря.
Рано лишился родителей (в 5 лет - отца, в 14 - матери), большое влияние на его воспитание оказал его родственник по материнской линии иеросхим. прп. Алексий (Соловьёв), духовник Зосимовой Смоленской пуст., проживавший с 1923 г. в Сергиеве. Впосл. С. вспоминал о своем духовном наставнике как о «выдающемся благодатном старце». В годы детства и юности Павел Голубцов общался со многими из лаврской братии, проживавшими в Сергиеве, был знаком с архим. сщмч. Кронидом (Любимовым), последним наместником Троице-Сергиевой лавры до ее закрытия в 1919 г., игум. Ипполитом (Яковлевым), духовником лаврской братии. В те же годы Павел Голубцов познакомился со свящ. П. А Флоренским, служившим в домовой церкви сергиевского Убежища (приюта) престарелых сестер милосердия Красного Креста. По окончании в 1923 г. средней школы П. А. Голубцов учился живописи у проживавших в Сергиеве художников М. В. Боскина и Е. И. Столицы.
В 1924 г. переехал в Москву и был принят в Государственный исторический музей практикантом по зарисовке экспонатов отдела крестьянского быта, затем занимал должности технического сотрудника читального зала музейной библиотеки, научного сотрудника 2-го разряда. С 1925 г. по совместительству работал в Отделе древнерусской живописи Государственных центральных реставрационных мастерских под рук. академика И. Э. Грабаря. Участвовал в изучении и зарисовке фресок храмов Спаса на Нередице, Спаса на Ковалёве, Успения на Болотовом поле, Рождества Христова на Красном поле, прор. Илии в Вел. Новгороде (1927, 1930), в реставрационных работах в Москве в здании Государственного литературного музея Л. Н. Толстого на Кропоткинской ул. и в доме на ул. Б. Спасской (1927-1929). В 1928 г. зачислен на 2-й курс отд-ния теории и истории изобразительных искусств этнологического фак-та Московского гос. ун-та. Тогда же впервые оказался причастен к сохранению главы прп. Сергия Радонежского, которая после закрытия Троице-Сергиевой лавры хранилась у Ю. А. Олсуфьева в Сергиеве. В кон. лета 1928 г. П. А. Голубцов перевез главу прп. Сергия в Люберцы к С. В. Олсуфьевой. В это же время познакомился со старцем схиархим. Иларионом (Удодовым), ставшим ему духовным отцом.
26 марта 1930 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации (критические высказывания в адрес властей по поводу сноса храмов в Москве). Содержался в Бутырской тюрьме. В июне того же года приговорен к 3 годам адм. ссылки в Северный край. Сначала занимался хозяйственными работами в пос. Коноша (ныне в Архангельской обл.), с 1931 г. трудился художником-оформителем в клубе железнодорожников в пос. Няндома (ныне город Архангельской обл.). В 1933 г. по истечении срока ссылки вернулся в Москву. Работал по договорам художником-оформителем. В 1940 г. был вновь принят научным сотрудником в Государственный исторический музей, вернулся к реставрационной работе. Участвовал под рук. А. И. Попова в укреплении фресок в храме Спаса на Ковалёве, переносе снятых ранее фресок московского Сретенского мон-ря, в пробном раскрытии фресок Пафнутиева Боровского мон-ря. Подготовил научные доклады «К вопросу о монументальной живописи в бывшем Пафнутьево-Боровском монастыре в связи с его архитектурой» и «Два портрета патриарха Адриана в собрании Государственного Исторического Музея».
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, когда хранить главу прп. Сергия Радонежского в Люберцах стало небезопасно, П. А. Голубцов перевез ее к своему духовному отцу схиархим. Илариону (Удодову), служившему в храме Владимирской иконы Божией Матери в с. Виноградове Мытищинского р-на Московской обл. Глава хранилась под престолом храма. В авг. 1941 г. мобилизован в армию, служил сержантом в 6-м запасном автомобильном учебном полку в должности батальонного, а затем полкового художника. После демобилизации летом 1945 г. перенес главу прп. Сергия Радонежского в Москву на квартиру Е. П. Васильчиковой, к-рая затем передала ее патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому). После открытия Троице-Сергиевой лавры по поручению патриарха Алексия I схиархим. Иларион вернул в лавру главу прп. Сергия, к-рую поместили в раку с его остальными мощами. В окт. 1945 П. А. Голубцов поступил на 2-й курс Православного Богословского ин-та, вскоре преобразованного в Московскую ДС. Во время учебы в семинарии, в 1946-1947 гг., участвовал в реставрации иконостаса и росписи трапезного Успенского храма Новодевичьего мон-ря, возглавлял группу по реставрации «Царских чертогов» МДА (1946-1947) и бригаду художников, восстанавливавших живопись главного купола патриаршего собора в честь Богоявления в Елохове. В 1947 г. был принят в МДА.
6 марта 1950 г. пополнил в качестве послушника братию Троице-Сергиевой лавры. 2 апр. наместником лавры архим. Иоанном (Разумовым; впосл. митрополит) пострижен в монашество с именем Сергий. 7 апр. рукоположен патриархом Алексием I в патриаршем соборе Богоявления в Елохове во диакона, 28 мая - во иерея. В 1951 г. окончил МДА со званием канд. богословия за сочинение на тему «Способы воплощения богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублёва». В том же году назначен преподавателем церковной археологии и древнеевр. языка в МДА. Кроме того, вел преподавание Священной истории ВЗ и НЗ в Московской ДС. Был духовником богомольцев лавры. Ежедневно исповедовал перед ранними литургиями. Дважды в неделю и в воскресенье С. служил молебны у мощей прп. Сергия. На С. было возложено также послушание проводить экскурсии с иностранными гостями. Одновременно продолжал заниматься научно-реставрационной деятельностью. Был ответственным представителем от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, участвовал в реставрации настенной росписи; руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора Рождества Пресв. Богородицы в Ростове-на-Дону. Был организатором и руководителем Церковно-археологического кабинета МДА. 3 марта 1954 г. Совет МДА присвоил ему звание доцента. 18 июля 1954 г. возведен в сан архимандрита. Работал над магист. дис. «Живописное и иконописное направление в церковной живописи и их онтологическая оценка», но не завершил ее (частично опубликована в 2016-2017 гг.).
17 окт. 1955 г. Синодом РПЦ назначен епископом Старорусским, викарием Ленинградской епархии. Хиротонию 30 окт. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры возглавил патриарх Алексий I. 22 нояб. 1956 г. назначен управляющим восстановленной Новгородской епархией, 1 янв. 1957 г.- епископом Новгородским и Старорусским. Организовал в Новгороде епархиальное управление, создал при нем мастерские по пошиву облачений и принадлежностей, по реставрации икон, столярную мастерскую, сформировал бригаду рабочих по ремонту храмов. Руководил масштабными реставрационно-живописными работами в Николо-Дворищенском соборе Новгорода, в к-рый при С. из новгородского Софийского собора были перенесены мощи свт. Никиты, еп. Новгородского. Особое внимание уделял проведению праздничных богослужений. Дни памяти Новгородских святых отмечались всенощными бдениями с пением величаний. «Праздничные службы в некоторой степени напоминали давние новгородские традиции уставностью и торжественностью своих богослужений и особенно украшались хором старейших новгородских певчих, весьма церковно исполнявших традиционные новгородские напевы священных песнопений» (из епархиального отчета за 1957 г.). В будничных службах С., облаченный в простую иноческую одежду, принимал участие как псаломщик, читая или исполняя церковные песнопения на клиросе. На эти службы он приходил как прихожанин, пешком, обычно без сопровождающих; на пути его часто останавливали знакомые и незнакомые люди, желавшие получить благословение или совет владыки по к.-л. делу. Вел переписку со мн. людьми. Чтобы всем ответить, С. был вынужден часто засиживаться за столом ночами. Жил очень скромно, в маленьком домике, приобретенном им для епархиального управления. В ходе развернувшейся в нач. 60-х гг. антицерковной кампании в епархии было закрыто 15 из 40 ранее действовавших приходов. В сент. 1962 г. у верующих был отнят Николо-Дворищенский собор, переданный музею. Кафедральным храмом С. стала ц. во имя ап. Филиппа. С. руководил обустройством храма, сам написал иконостас для верхнего придела - во имя святителей Николая и Никиты. 25 февр. 1963 г. возведен в сан архиепископа. В 1965 г. начал работу по устройству иконостаса в Благовещенском приделе Георгиевской ц. в г. Ст. Русса. Написал для иконостаса 4 иконы. В нач. 1967 г. перенес инсульт, но продолжал руководить епархией, с мая вновь начал совершать богослужения.
7 окт. 1967 г. был издан указ о переводе С. в Казань на место определенного на Уфимскую кафедру архиеп. Михаила (Воскресенского). Такое решение Синода связывают с позицией Ленинградского митр. Никодима (Ротова), к-рый добивался передачи Новгородской епархии под свое управление, мотивируя это тем, что С. не мог противостоять попыткам местных властей ликвидировать религ. жизнь в Новгородской обл. С. не вступил в управление Казанской епархией, т. к. 23 окт. 1967 г. архиеп. Михаил (Воскресенский) вновь был назначен на Казанскую кафедру. С. был предоставлен 3-месячный отпуск, который он провел в Успенском муж. мон-ре в Одессе. 25 янв. 1968 г. уволен по состоянию здоровья на покой с определением на местожительство в Троице-Сергиеву лавру.
Находясь на покое, продолжал служить и проповедовать. Много занимался духовничеством. 15 нояб. 1971 г. указом патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) С. было поручено общее руководство братскими духовниками Троице-Сергиевой лавры. С. поставил перед духовниками лавры вопрос о соразмерности общей и частной исповеди, составил 3 образца общей исповеди «для разнообразия и углубленности ее проведения, а также с целью ускорения, в соразмерности с Божественной литургией, совершающейся в другом храме». Особое значение он придавал частной исповеди «как таинству, в котором душа теснейшим образом связуется, сродняется с духовным отцом, в котором хочет видеть и любовь к ней, и авторитет духовный». Его духовное окормление очень ценилось всеми, кто приходили к нему за помощью, за глубокую сердечность, простоту, искренность, правдивость, нелицеприятие и бережное отношение к душе другого. Кроме дара духовного окормления у С. был дар молитвы за других. Он умел принять скорбь и радость ближних в свое сердце и вознести молитвы за них к Богу.
Находясь на покое, С. в качестве монастырского послушания занимался иконописанием. Им было создано свыше 500 икон (в основном образы прп. Сергия Радонежского). Продолжал заниматься исследованиями по истории иконописи. Подготовил к печати переработанный вариант своей кандидатской диссертации, опубликованной в 1981 г. в «Богословских трудах». Пел в братском лаврском хоре. Вставал в 2-3 ч. ночи и до братского молебна, в 5.30 утра, совершал все свое монашеское правило. Затем молился за ранней литургией, а если было много работы, шел сразу в келью. Почти никогда С. не пропускал ранних литургий в праздники и всенощных бдений, на к-рых читал братские синодики. После литургии он работал до братской трапезы, к-рую, пока были силы, всегда старался посещать. После трапезы отдыхал ок. 1-2 ч., а затем вновь принимался за работу и чтение св. отцов. На будничные вечерние богослужения обычно не ходил; любил иногда совершать монашеское правило так, что оно кончалось к 12 ч. ночи, и тут же снова начинал читать правило за следующий день.
В авг.-нояб. 1980 г. перенес тяжелую болезнь, после чего был вынужден ограничить себя в трудах и спать не меньше 6 ч. В нач. 80-х гг. С. начал обдумывать новый труд по иконоведению. Сохранились тезисы, наброски и черновики ряда его статей: «Духовный реализм в византийском искусстве», «О древнерусской иконе XII-XIII вв.», «Во Христе новая тварь», «Тезисы по древнерусской иконописи», «Столпники в изображении росписи 1378 г. Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде». Кроме того, сохранился ряд заметок («Свои мысли») об исторических путях иконописи, в которых, в частности, выявляется ценность живописных икон XVIII в. и икон афонского письма. Нек-рые фрагменты работ, подготовленных С. в это время, были опубликованы в 2015-2016 гг.
В Великий пост 1982 г. заболел воспалением легких, но к Пасхе выздоровел. На пасхальную службу в лаврский Троицкий собор его привезли в коляске. После этого стал поправляться и даже начал ходить самостоятельно. На престольный праздник обители, в день Живоначальной Троицы, причастился Святых Таин. Скончался 16 июня 1982 г. ок. 3 ч. дня в своей келье от инсульта. Отпевание 18 июня в Успенском соборе лавры по монашескому чину возглавили Минский митр. Филарет (Вахромеев) и Волоколамский архиеп. Питирим (Нечаев; впосл. митрополит). Похоронен за алтарем лаврской ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов.