КЕРКИРСКАЯ, ПАКСИЙСКАЯ И ЗАМОРСКИХ ОСТРОВОВ МИТРОПОЛИЯ
Том XXXII , С. 507-516
опубликовано: 6 апреля 2018г.

КЕРКИРСКАЯ, ПАКСИЙСКАЯ И ЗАМОРСКИХ ОСТРОВОВ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κερκύρας, Παξῶν κα Διαποντίων Νήσων], епархия Элладской Православной Церкви, включает Ионические о-ва Керкира (Корфу), Пакси, Андипакси, Отони, Эрикуса и Матраки.

История

Свидетельства человеческой деятельности на Керкире прослеживаются с эпохи палеолита (находки в пещере Грава-Гардикиу в юго-зап. части острова). Первое поселение (на севере Керкиры в Сидари) относится к мезолиту (кон. VII тыс. до Р. Х.). В эпоху бронзового века возникли поселения в районах совр. деревень Кефали, Афионас и Эрмонес. Археологи не обнаружили свидетельств связей острова в этот период с микенскими центрами Юж. Греции. Гомер называл Керкиру Схерией или страной феаков (видимо, племя иллирийского происхождения). Другие античные названия острова - Дрепана, Макрида или Коркира. Между 775 и 750 гг. до Р. Х. на острове поселились греч. колонисты из Эретрии (о-в Эвбея), но в 734 (или, по др. мнению, в 708-706) г. они были вытеснены коринфянами, которые основали колонию южнее совр. г. Керкира между совр. Анемомилосом и Канони. Керкира бурно развивалась и неоднократно предпринимала попытки обособиться от своей митрополии, окончательно став независимой лишь после смерти коринфского тирана Периандра (585 г. до Р. Х.). В 229 г. до Р. Х. остров перешел под власть римлян.

Базилика св. Керкиры. Сер. V, XII вв. о-в КорфуБазилика св. Керкиры. Сер. V, XII вв. о-в Корфу

По преданию, первыми распространителями христианства на Керкире стали ученики ап. Павла апостолы от 70 Иасон и Сосипатр. Они построили ц. первомч. Стефана и обратили ко Христу мц. Керкиру, дочь царя Керкилина. После того как Керкилина постигла Божия кара (он утонул), новый правитель острова Датиан казнил Сосипатра, но затем раскаялся, уверовал во Христа и принял крещение от ап. Иасона с именем Севастиан. Новообращенный правитель построил на острове ц. ап. Андрея Первозванного (по мнению археологов, на ее месте в кон. X - нач. XI в. были воздвигнуты ц. во имя апостолов Иасона и Сосипатра, существующая до наст. времени) и «Великую церковь» (к-рую отождествляют с базиликой св. Керкиры или Иовиана в Палеополи). По местному преданию, на о-ве Пакси проповедовали апостолы от 70 Гаий и Крисп. С разделением в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную Керкира оказалась в составе Вост. Римской империи (впосл. Византия). Остров входил в пров. Ст. Эпир (Parthey, ed. 1866. Р. 15). После нашествия готов ок. 560 г. главный город был перенесен с п-ова Канони на место Старой крепости в центре совр. г. Керкира. Считается, что по имени нового г. Корифо (Κορυφώ) впосл. остров стал называться Корфу.

Керкирские епископы участвовали во Вселенском I Соборе (325), Вселенском IV Соборе (451) и Вселенском VII Соборе (787). Керкирская епископия подчинялась Никопольской митрополии и до перехода в 732/3 г. Иллирика в юрисдикцию К-поля в церковном отношении зависела от Рима. Согласно Тактикону имп. Льва III Исавра (717-741), на Кефалинии находилась кафедра митрополии, которая включала в тот период кроме этого острова также о-ва Керкира, Закинф, Эгина, города Монемвасия и Тризина на Пелопоннесе, Порфм и Орей на Эвбее (Darrouzès. Notitiae. P. 245. N 3).

Свт. Арсений, архиеп. Керкирский. Оборотная сторона двухсторонней иконы. Посл. четв. XIV в. (ц. Пресв. Богородицы Спилиотиссы, о-в Корфу)Свт. Арсений, архиеп. Керкирский. Оборотная сторона двухсторонней иконы. Посл. четв. XIV в. (ц. Пресв. Богородицы Спилиотиссы, о-в Корфу)

В сер. VIII в. была образована Кефалинийская фема, в к-рую входили Ионические о-ва. В IX в. Керкирская епархия получила статус архиепископии, непосредственно подчиненной К-польскому патриарху. Возможно, это произошло в правление имп. Льва VI Мудрого (886-912) (Darrouzès. Notitiae. P. 274. N 7), хотя нек-рые источники называют 1-м Керкирским архиепископом свт. Арсения (ок. 933 - ок. 953), гимнографа и писателя. С. Авурис высказал предположение, что уже в IX в. Керкирская епископия была возведена в ранг митрополии (᾿Αβούρης. 1965. Σ. 509), однако совр. исследователи считают, что это произошло в XI в. В Житии прп. Илии Калабрийского говорится, что в 884 г. этот святой, прибыв на остров, остановился в керкирской епископии (Vita di sant' Elia il Giovane: Testo inedito con traduzione italiana / Ed. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1962. Р. 44). Впосл. пресв. Димитрий из Реджо-ди-Калабрия стал преемником керкирского еп. Пахомия (Ibid. 1962. P. 56). Кафедральным собором являлся храм апостолов Петра и Павла, разрушенный в сер. XVI в.

Иоанн Скилица упоминает, что в 1033 г. Керкира была сожжена во время арабского набега. В 1081 г. остров подвергся нападению норманнов под предводительством Роберта Гвискара.

В 1088 г. впервые упоминается Керкирская митрополия (правда, без подчиненных епископий). Имена Керкирских митрополитов кон. XI - нач. XIII в. известны гл. обр. благодаря оставленному ими лит. наследию: поэт и богослов Николай, гимнограф и переводчик Георгий Хониат, автор посланий Георгий Куфара, писатель Василий Педиадит, богослов и гимнограф Георгий Вардан.

В 1099 г. Керкира подверглась нападению флота Даймберта, еп. Пизанского. В 1147 г. ее захватили норманны, а в 1149 г. освободил имп. Мануил I Комнин. В 1170 г. церковный Собор в К-поле осудил Керкирского еп. Константина за еретическое толкование евангельской цитаты «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28). Маловероятным является отождествление Константина Керкирского с Константином Вукинатором, служителем (канстрисием) собора Св. Софии, и с Болгарским архиеп. Константином (Gianelli C. Il cognome e la carriera ecclesiastica di un arcivescovo di Bulgaria (Costantino I?) // ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23. Σ. 224- 232).

В 1185 г. Маргарит из Бриндизи († 1197), вел. адмирал Сицилийского королевства, завоевал Кефалинию и Закинф, а также ненадолго и Керкиру. В 1197-1205 гг. правителем Керкиры был генуэзец Леоне Ветрано, зять Маргарита, казненный венецианцами после захвата острова. В то же время Византия не переставала считать Ионические о-ва частью империи, что следует из договора имп. Алексея III Ангела с Венецией (1198), в к-ром говорится о предоставлении венецианцам права свободной торговли с о-вами Керкира, Кефалиния, Закинф, Лефкада и Итака. Господство венецианцев оказалось недолгим, хотя они успели поселить на острове своих колонистов и, видимо, основали лат. архиепископию, впервые упоминаемую в источниках в 1228 г. В 1214 г. остров отошел Эпирскому деспотату. В составе деспотата Керкира считалась автономной, управлялась собственным дукой, ее жители были практически освобождены от уплаты налогов. Деспот Феодор в 1228 г. подтвердил привилегии правосл. Церкви на Керкире, о к-рых говорилось в несохранившихся хрисовулах визант. императоров Алексея I и Мануила I Комнинов, Исаакия II и Алексея IV Ангелов (освобождение от светского суда и от налогов духовенства и зависимых крестьян, работавших на церковных землях, дарение Церкви крестьян и владений в крепости и вне ее). В 1246 г. деспотом Михаилом II были возобновлены привилегии (данные еще имп. Мануилом I) керкирским конгрегациям 32 городских священников во главе с протопресвитером и 33 сельских священников. Время основания конгрегации городских священников, известной под названием «Священный орден» (῾Ιερὸν Τάγμα), точно неизвестно. Высказывалось мнение, что она возникла в 1267 г. после упразднения православной Керкирской митрополии, однако термин «Священный орден» присутствует уже в хрисовуле 1246 г. 33 сельских священника назывались лефтериотами (λευθεριώτες от ἐλευθερία - свобода). Эти группы духовенства обладали неприкосновенностью и освобождались от всех налогов (в т. ч. от акростиха - самого большого по размеру вида земельного налога) и от общественных и местных повинностей (в т. ч. от барщины и участия в работах по строительству крепостей и кораблей). Эти привилегии были наследственными. Члены «Священного ордена» избирались пожизненно, но по серьезным причинам (старость, болезнь) могли уйти в отставку.

В 1259 г. эпирский деспот Михаил II отдал Керкиру в качестве приданого дочери сицилийскому кор. Манфреду († 1266); островом управлял его адм. Филипп Чинардо. Для оборонительных целей тот снес резиденцию правосл. митрополита, не позаботившись о сооружении новой.

В 1267 г. (фактически в 1272) Керкира перешла во владение Карла I Анжуйского, короля Сицилии и Неаполя. Управление островом осуществлял назначаемый королем генеральный капитан (Capitaneus generalis). Карл I разделил Керкиру на 4 округа, возглавляемых байлами. Общество делилось на 3 сословия: благородных (нобили), жителей замка Корфу (burgenses castri de Corpho) и сельское население (homines casalium et villarum insule Corphoy). Ассизы на Керкире не вводились в действие. Вел. совет благородных представлял местное население перед королевской властью. Первоначально он был греческим по составу, но затем в нем стали преобладать керкирцы итал. происхождения, в особенности бароны Неаполитанского королевства. В конце правления Анжуйской династии 9/10 членов Великого совета были католиками. В последующие века нарастало противостояние феодальной аристократии и экономически возвышающихся семейных кланов за контроль над Великим советом.

В 1267 г. (по нек-рым сведениям, в 1272) Карл I Анжуйский упразднил на острове правосл. митрополию. Вскоре для успокоения протестующей правосл. паствы он разрешил выборы протопресвитеров. В 1277 г. Карл I вывел керкирских иереев из-под власти баронов, и они перешли в прямое подчинение короля. В 1296 г. его сын Карл II определил, что на православное духовенство будет распространяться судебная власть лат. архиепископа (однако неясно, относилось ли это к членам «Священного ордена» и лефтериотам). В 1354 г. Роберт II Тарантский возобновил действие привилегий, данных в 1246 г. керкирским иереям. В 1356 г. он был вынужден издать 2 документа в защиту притесняемых 33 иереев, а также об освобождении их от подношения даров и оказания услуг правителю. Эти документы были подтверждены в 1365 г. его братом Филиппом II, в 1376 г.- кор. Джованной I, в 1413 г.- венецианским дожем.

Протопр. Димитрий Петретис. Портрет. Посл. четв. XVIII в. Неизвестный художник (Публичная пинакотека, г. Керкира)Протопр. Димитрий Петретис. Портрет. Посл. четв. XVIII в. Неизвестный художник (Публичная пинакотека, г. Керкира)

С 1367 по 1799 г. епархия управлялась вел. протопресвитером (Μέγας Πρωτοπαπᾶς), к-рому подчинялись 9 сельских протопресвитеров Керкиры и протопресвитер о-ва Пакси. В 60-х гг. XIV в. власти Керкиры лишили вел. протопресвитера права суда над правосл. духовенством, передав эту функцию феодалам. Керкирцы обратились с жалобой к Филиппу II, и тот в 1367 г. вернул это право вел. протопресвитеру. В том же году Филипп II издал грамоту, согласно к-рой вел. протопресвитер не подчинялся светским властям, но только лат. архиепископу.

В 1382 г. Керкира была захвачена наваррцами, а в 1386 г. жители острова обратились с просьбой к венецианцам взять их под свое покровительство. Между Венецией и керкирской знатью было подписано соглашение, регулировавшее их взаимоотношения. Управление островом осуществлял байло. Кроме того, ок. 1430 г. на Керкире была учреждена должность проведитора (с кон. XVI в. он именовался капитан-проведитор), с нач. XVII в. Керкира стала резиденцией наместника всех Ионических о-вов - генерального проведитора моря (Proveditor Generale da Mar). Вел. совет сначала состоял из 70, а затем из 150 чел., которые избирали из своих членов 4 синдиков, осуществлявших исполнительную власть. Первоначально 2 синдика должны были быть православными, а 2 - католиками. Впосл. с уменьшением числа католиков среди членов Вел. совета соотношение стало 3: 1, с 1761 г. все синдики могли быть избраны из православных.

В 30-х гг. XV в. на Керкиру эмигрировало значительное число албанцев. После завоевания турками К-поля и Пелопоннеса множество беженцев с захваченных территорий обосновались на Керкире.

В 1436 г. венецианский байло подчинил православных суду лат. архиепископа, что вызвало сильные протесты местного населения. В 1438 г. визант. имп. Иоанн VIII Палеолог и К-польский патриарх Иосиф II останавливались на Керкире по пути на Ферраро-Флорентийский Собор. В 1456 г. сюда из К-поля были перенесены мощи свт. Спиридона Тримифунтского и блгв. царицы Феодоры, жены визант. имп. Феофила. В 1458-1459 гг. архиепископскую кафедру Керкиры занимал бывш. Киевский митрополит кард. Исидор. В 1460 г. на Керкиру бежал из захваченной турками Мореи деспот Фома Палеолог. В 1462 г. его жена Екатерина скончалась на Керкире и была погребена в ц. апостолов Иасона и Сосипатра.

Место захоронения Екатерины, жены деспота Фомы Палеолога в ц. апостолов Иасона и СосипатраМесто захоронения Екатерины, жены деспота Фомы Палеолога в ц. апостолов Иасона и Сосипатра

В 1480 г. К-польский патриарх Максим III обратился с письмом к дожу Джованни Мочениго, в котором жаловался на притеснения венецианцами правосл. керкирцев. Булла папы Льва Х (1518) призывала лат. епископов прекратить давление на правосл. подданных Венеции и не вмешиваться в вопросы церковного судопроизводства, хиротоний и богослужения. Эту буллу подтверждали папы Римские Климент VII (1526) и Павел III (1540, одобрена венецианским Сенатом в 1544).

В 1537 и 1571 гг. турки предприняли неудачные попытки захватить остров. За неск. лет до 1553 г. на Керкире из-за неурожая начался голод. Капитану нагруженного пшеницей корабля, к-рый проплывал недалеко от Керкиры, во сне явился свт. Спиридон Тримифунтский и велел раздать зерно жителям острова. Корабль прибыл на Керкиру в Великую субботу. В память этого события керкирцы ежегодно совершают крестный ход с мощами святого.

В венецианский период великий протопресвитер выбирался членами «Священного ордена», 30 представителями благородного сословия, специально делегируемыми Вел. советом, и высшими венецианскими чиновниками (байло, генеральный проведитор, 2 советника и 3 судьи), а затем в обязательном порядке утверждался К-польским патриархом. Вел. протопресвитер мог избираться как из числа духовенства, так и из мирян, но обязательно должен был быть выходцем из благородной семьи (напр., известны 6 протопресвитеров из рода Вулгарисов). Выборы проходили каждые 5 лет, но многие занимали эту должность пожизненно, потому что постоянно переизбирались. Кандидатуру утверждали байло Керкиры и генеральный проведитор Востока. Вел. протопресвитер одобрял кандидатуры священников, к-рые затем рукополагались архиереями Янины или Кефалинии (официально эта практика зафиксирована в 1389; лат. архиепископы помимо претензий на право хиротонии периодически требовали принесения им присяги). Вел. протопресвитер носил шелковые красные облачения и имел серебряный пасторский жезл с шаром и крестом. Он совершал богослужение архиерейским чином, используя дикирий и трикирий. Попытка керкирцев в 1582 г. добиться назначения на остров хорепископа не увенчалась успехом.

В 1533 г. в живых остались только 6 представителей «Священного ордена» из 33. В 1535 г. байло Керкиры С. Леоне решил сократить их число с 33 до 20 и созвать для избрания недостающих 14 клириков все правосл. духовенство острова. Из 20 членов только 2 должны были быть избраны из числа благородных, а остальные - из горожан, однако на практике это правило не соблюдалось. Напр., в 1675 г., во время избрания великим протопресвитером Христодула Вулгариса, 10 членов ордена происходили из семей, записанных в «Золотую книгу», включавшую знатные фамилии. По приказу генерального проведитора Джироламо Корнаро (1684) вакантные места в ордене должны были замещаться по решению смешанного совета духовенства и 30 знатных мирян, запрещались членство в ордене более чем 2 представителям одной и той же семьи и вмешательство вел. протопресвитера в работу ордена (кроме права голоса). В 1749 г. генеральный проведитор М. А. Каналли повторно издал закон, согласно которому все члены ордена, кроме 2, должны происходить из народного сословия (ordine popolare). Глава ордена в венецианский период именовался приором. Орден назначал 5 чел. на должности сакеллария, экклисиарха, архимандрита, архивариуса и архонта мон-рей.

На Керкире была актуальна проблема смешанных браков. На Тридентском Соборе (1545-1563) были разрешены смешанные браки, несмотря на требования лат. епископов Керкиры запретить их из-за угрозы перехода католиков в Православие. Эти опасения были небезосновательными (напр., в 1602 байло Керкиры Леонардо Джулиан отмечал наличие в керкирском Совете благородных множества семей итал. происхождения, которые в результате смешанных браков перешли в Православие (Τσίτσας. 1969. Σ. 58-59)). Согласно указу папы Римского Климента VIII (1595), католички, вступившие в брак с православными, могли сохранять свою веру, а правосл. девушки, вышедшие замуж за католиков, должны были принять католицизм. Но в 1599 г. Сенат Венеции направил Керкирскому архиеп. Винченцо Кверини письмо, в котором напоминалось о решении 1580 г. не принуждать невест (и католичек, и православных) менять веру. Этот документ, позволявший каждому из супругов оставаться в своей вере, был подтвержден Сенатом Венеции в 1710 г.

Мощи свт. Спиридона Тримифунтского в соборе свт. Спиридона Тримифунтского в г. КеркираМощи свт. Спиридона Тримифунтского в соборе свт. Спиридона Тримифунтского в г. Керкира

Стремление папы Римского Григория XIII ввести в обиход новый стиль (1582-1583) вызвало бурный протест греков. С 1588 г. по особому разрешению папы Сикста V керкирские католики во избежание конфликтов стали отмечать Пасху и др. праздники в те же дни, что и православные.

В 1716 г. тур. флот, осадивший Керкиру, был уничтожен сильной бурей по заступничеству свт. Спиридона. В честь этого события ген.-капитан Андреа Пизани решил поставить в соборе свт. Спиридона лат. престол для ежедневного совершения мессы. Но он не успел осуществить свое намерение, т. к. погиб при взрыве порохового склада в Старой крепости (1718). Православные восприняли это как божественную кару, впосл. прп. Афанасий Паросский составил в память об этих событиях службу «Небесный суд».

Особенностью церковной жизни Керкиры являлось большое число духовенства (количество священнослужителей никогда не составляло менее 200 чел.- Τσίτσας. 1969. Σ. 105) и храмов. В 1675 г. только в г. Керкира действовал 21 приходский храм. В переписи 1755 г. указано 569 церквей (38 в столице острова и 531 в сельской местности) без учета парекклисионов, число которых было огромным. На о-ве Пакси в 1686 г. существовало 39 храмов, в 1739 г.- 45, в 1781 г.- 51. Храмы делились на 4 категории. Преобладали «коллегиальные», или «братчины» (συναδελφικο ναοί, confraternità), прихожанами к-рых являлись представители одного рода или профессии, ктиторские частные, ктиторские общественные и монастырские. Постройка большого числа частных храмов объясняется тем, что в 1504 г. после бурных протестов православных венецианские власти освободили храмы от всякого налогообложения. Распоряжением 1584 г. вел. протопресвитеру вменялся в обязанность надзор за частными и монастырскими храмами. Все мон-ри венецианского периода были общежительными.

Обязанностью правосл. духовенства Керкиры являлось участие в важнейших католических церковных торжествах. Этот обычай появился ранее XVI в. Согласно документу 1636 г. из Исторического архива Керкиры, правосл. клир должен был участвовать в процессиях в дни памяти ап. Марка, святых Бернардина, Иустины, Фабиана и Себастиана, в праздники Благовещения (день основания Венецианской республики), Тела Господня и в Страстную пятницу. Кроме того, в «Церемониале» 1758 г. упоминаются пасхальная вечерня и вечерня свт. Спиридона Тримифунтского (11 дек.). Правосл. духовенство также присутствовало на светских церемониях: торжественных въездах нового лат. архиепископа, капитана-проведитора и генерального проведитора моря, похоронах лат. архиепископа и знатных керкирцев, годовщинах победы над тур. флотом в битве при Лепанто. Вел. протопресвитер и члены «Священного ордена» должны были наносить визит лат. архиепископу с пожеланием многолетия 3 раза в год: накануне праздников Рождества Христова, Богоявления и памяти апостолов Петра и Павла.

В 1755 г. генеральный проведитор моря А. Сагредо издал закон, регулировавший статус религ. общин на Ионических о-вах и внутрицерковное управление правосл. общины. В этих вопросах закон Сагредо основывался на предыдущих законах (напр., подтверждались привилегии «Священного ордена» и предусматривалось строгое соблюдение постановления 1631 г. об обязательных экзаменах для кандидатов в священники, которое нередко нарушалось). Закон Сагредо также упорядочивал вопросы организации монастырей и храмов и управления ими. В этой сфере были проведены значительные преобразования. На каждом из Ионических о-вов была учреждена должность министра св. мест для контроля над распоряжением церковным имуществом как православных, так и католиков. Из-за большого числа храмов на Керкиру было назначено 2 министра. Это нововведение ограничивало власть протопресвитера, в т. ч. был отменен пожизненный срок игуменства и введены выборы игумена каждые 2 года. Закон Сагредо положил конец практике совершения богослужения одним священником в неск. храмах, тогда как другие оставались без приходов.

Никифор (Феотоки), архиеп. Славянский и Херсонский. Портрет. 80-е гг. XVIII в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира)Никифор (Феотоки), архиеп. Славянский и Херсонский. Портрет. 80-е гг. XVIII в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира)

Из 2 знатных керкирских семей происходили просвещенные иерархи Евгений (Булгарис) и Никифор (Феотоки), судьба к-рых связана с Россией. В 1780 г. жители Керкиры хотели пригласить последнего в качестве архиерея.

29-30 июня 1797 г. Керкира без боя была занята франц. войсками. Вел. протопресвитер во время торжественной встречи вручил ген. А. Джентили «Одиссею» Гомера. 17 окт. 1797 г. по условиям Кампоформийского мира Ионические о-ва были признаны франц. владением; был образован департамент Керкиры, включавший также о-ва Пакси, Андипакси и города Парга, Бутринти. Было сформировано переходное правительство, в котором участвовали все слои общества (5 нобилей, 3 представителя православного и 2 - католич. духовенства, 1 ремесленник, 10 буржуа, 7 земледельцев). В 1798 г. лат. архиепископ был вынужден покинуть Керкиру. Вскоре наступило разочарование как экономической (увеличение налогового бремени), так и религ. политикой французов (конфискация церковных владений, роспуск «Священного ордена», запрет колокольного звона, изъятие из храмов драгоценной утвари). Решение убрать мощи свт. Спиридона из собора вызвало всеобщее негодование. Поэтому, когда в кон. окт. 1798 г. к острову подошли российский и тур. флоты под командованием вице-адмирала св. прав. Феодора Ушакова и осадили франц. гарнизон в г. Керкира, местное население помогало во взятии крепости. После штурма 18-20 февр. 1799 г. французы капитулировали. Вел. протопресвитер встретил Феодора Ушакова в воротах крепости, торжественное шествие проследовало в собор свт. Спиридона Тримифунтского, где был отслужен молебен в честь освобождения Керкиры от «безбожных французов». На Ионических о-вах было образовано новое гос-во - Республика Семи Соединённых Островов под двойным протекторатом России и Турции (1799-1807). По инициативе Феодора Ушакова в 1799 г. на Керкире была восстановлена архиерейская кафедра. 7 июля 1799 г. митрополитом был избран Георгий (Халикиопулос-Мандзарос), занимавший должность вел. протопресвитера, но он внезапно скончался до совершения архиерейской хиротонии. В новых выборах участвовали 2 кандидата - Петр Поликарп Вулгарис и вел. дидаскал Никифор (Феотоки), бывш. архиепископ Славянский и Херсонский. В окт. 1799 г. большинство голосов получил Вулгарис, но его избрание было признано неканоническим, т. к. он был женат, имел детей и внуков. В результате повторных выборов 27 дек. 1799 г. митрополитом стал Иерофей (Кигалас, Цигалас или Дзигалас), хиротонисанный 2 февр. 1800 г. Конституция 1803 г. провозгласила Православие на Ионических о-вах господствующей религией, а католичество - признанной и находящейся под покровительством. Др. вероисповедания не разрешались. 8 сент. 1803 г. Сенат принял церковный устав (проект которого, видимо, был составлен И. Каподистрией), регламентировавший вопросы отправления церковного правосудия, священнические обязанности и наказания. Для Ионических о-вов, на к-рых не было епископской кафедры, была учреждена должность вел. эконома. В 1805 г. Сенат для изыскания средств на создание школ закрыл ряд мон-рей и регламентировал управление их владениями. Была создана комиссия, исполнявшая функции упраздненного в 1804 г. министра св. мест: магистрат по управлению церковным имуществом, переданным на общественное образование, и св. местами. Члены магистрата и администрации острова составляли коллегию св. мест. Они осуществляли надзор за управлением как упраздненных, так и действующих мон-рей и храмов. В нояб. 1805 г. была открыта высшая школа (т. н. школа Тенеду), обучение в к-рой было обязательным для гос. служащих и клириков.

Иерофей (Кигалас или Цигалас), митр. Керкирский. Портрет. Нач. XIX в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира)Иерофей (Кигалас или Цигалас), митр. Керкирский. Портрет. Нач. XIX в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира)

В 1807 г. по Тильзитскому миру Ионические о-ва снова перешли под франц. контроль. Французы хотя и упразднили Конституцию 1803 г., ничего не меняли в церковном управлении до 1811 г., когда был принят церковный устав, основанный на законе Сагредо и постановлениях Сената последнего десятилетия.

Франц. войска оставались на Керкире дольше, чем на др. Ионических о-вах. В апр. 1814 г. она была занята англ. флотом, а в нояб. 1815 г. была провозглашена Ионическая республика под протекторатом Великобритании, просуществовавшая до 1864 г. Согласно Конституции 1817 г., главенствующей была объявлена восточная правосл. Церковь. Учреждалась Ионическая Церковь, состоявшая из 7 епархий (каждый остров имел архиерея). Иерархи 5 больших островов - Керкиры, Кефалинии, Закинфа, Лефкады и Китиры носили титул митрополита, а Итаки и Пакси - епископа. Главой Ионической Церкви являлся избираемый на 5 лет 1 из 5 митрополитов, к-рый получал титул архиепископа и экзарха. Его кандидатура одобрялась К-польским патриархом. Церковное имущество было конфисковано, а духовенство переведено на положение гос. чиновников. Предлагаемые Церковью законы должны были пройти голосование в Ионическом парламенте. Лат. Керкирская архиепископия сохранялась, она существовала под покровительством властей острова, но запрещалось создание новых католич. монастырей и общественное отправление культа. Лат. архиепископ Керкиры лишался права именоваться архиепископом и получал титул Primo Dignitario della Chiesa Latina di Corfu (1-й сановник лат. Церкви Корфу). О-в Пакси, всегда являвшийся частью Керкирской епархии (после упразднения в XIII в. правосл. митрополии паксийский протопресвитер подчинялся керкирскому), по Конституции 1817 г. получил статус епископии, подчиненной Керкирской митрополии.

После смерти в 1813 г. митр. Иерофея кафедра долгое время оставалась незамещенной. До 1818 г. обязанности местоблюстителя исполнял Хрисанф (Куфалас (Кефалас)), еп. Парамифийский, бежавший на Керкиру от преследований Али-паши Янинского, а затем Макарий, бывш. епископ Рогийский.

В 1819 г. председатель Ионического парламента Э. Феотокис принял предложение Дж. Шора, барона Тинмута, президента Британского и иностранного библейского об-ва, основать Библейское об-во на Керкире. Местоблюститель Макарий стал его членом. Перевод на новогреч. язык Свящ. Писания был поручен профессорам архим. Неофиту (Вамвасу) и архим. Феоклиту (Фармакидису), но из-за отрицательной позиции К-польского патриарха Григория VI и проф. Константина Типалдоса-Иаковатоса (впосл. епископ Севастопольский) он не был осуществлен. В 1824 г. местоблюститель Макарий был назначен Керкирским митрополитом верховным комиссаром Т. Мейтлендом. После смерти Макария обязанности местоблюстителя в 1827-1833 гг. исполнял Хрисанф, еп. Паксийский.

В открывшейся в 1824 г. Ионической академии все преподаватели богословского факультета имели священный сан. При факультете в 1827 г. была учреждена 1-я на Керкире семинария с 4-летним курсом обучения.

Принятый в 1833 г. закон подробно регламентировал выборы на Керкире, где митрополита выбирали только иереи. После смерти местоблюстителя Хрисанфа митрополитом был избран иером. Хрисанф (Маселлос). С 1838 г. по его инициативе на острове были организованы кладбища (ранее преобладал обычай хоронить покойников в храмах). В 1841 г. митр. Хрисанф сделал кафедральным собором ц. Пресв. Богородицы Спилеотиссы вместо ц. св. Таксиарха в Камбиелоне.

Преемником митр. Хрисанфа в 1848 г. был избран вел. протосинкелл Афанасий (Политис), выпускник Ионической академии и впосл. профессор истории Церкви и герменевтики. Его хиротония состоялась в 1850 г. В 1853 г. в пользу правосл. митрополита решился спор, который Афанасий вел с лат. еп. Керкиры Фрэнсисом Джозефом Николсоном, претендовавшим на титул «архиепископ Керкирский». Митр. Афанасий (Политис) активно выступал за объединение с Грецией. После вхождения Ионических о-вов в состав Греческого королевства (1864) встал вопрос об объединении Ионической Церкви с Элладской, хотя в 4-й ст. Лондонского соглашения говорилось о сохранении на Ионических о-вах статуса религ. общин, существовавших церковных институтов и законодательства. Греч. правительство обратилось к иерархам Ионических о-вов, чтобы узнать их мнение. Одни были против объединения, другие колебались, и только Афанасий ответил положительно. В это время экзархом был митрополит Кефалинийский, ему должен был наследовать митрополит Закинфский. Симпатизировавшие митр. Афанасию греческие власти нарушили очередность, и экзархом был избран митрополит Керкирский, что привело к нестроениям в церковной жизни Ионических о-вов. Несмотря на протесты др. иерархов, Афанасий подал в Синод Элладской Церкви документ с просьбой об объединении Церквей, этот документ был передан Синодом К-польскому патриарху, к-рый удовлетворил прошение соответствующим томосом (июль 1865). Титул архиепископа Ионических о-вов был упразднен, но Афанасий сохранял титул архиепископа Керкирского до своей смерти в 1870 г.

В 1872 г. к Керкирской митрополии был присоединен о-в Пакси. В 1873 г. Свящ. Синод предложил кандидатуру Керкирского митр. Антония (Хариатиса) на Афинскую кафедру, но эта кандидатура была отклонена правительством Э. Делигеоргиса. Им была создана церковная школа, поскольку в 1865 г. были закрыты Ионическая академия, соответственно богословский фак-т и семинария. В 1878 г. митр. Антоний учредил церковную кассу. Его преемниками были церковные писатели Евстафий (Вулисмас) и Севастиан (Никокавурас).

В 1900 г. Керкирская епархия стала именоваться Керкирской и Паксийской епископией, а с 1922 г.- Керкирской и Паксийской митрополией. В 1922-1930 гг. кафедру занимал митр. Афинагор (Спиру, впосл. архиепископ Американский и патриарх К-польский Афинагор I). Он открыл на острове семинарию, благотворительное об-во «Святой Спиридон» и интернат «Керкирская школа». Образцом патриотического служения являлся митр. Мефодий (Кондостанос; 1942-1967), первые годы архиерейства к-рого совпали с периодом фашистской оккупации. В 1944 г. в митрополичий собор были перенесены мощи свт. Арсения Керкирского, присвоенные католиками еще в правление Карла I Анжуйского. По инициативе митр. Мефодия в название митрополии было включено упоминание «Заморских островов». В 1967 г. он был вынужден оставить кафедру из-за введенного хунтой закона о максимальном возрасте правящих архиереев (80 лет).

В 1953 г. в епархии насчитывалось 306 церквей: 95 приходских, 192 коллегиальные и 19 монастырских; в 1968 г.- 796 церквей: 96 приходских, 211 коллегиальных, 256 частных, 220 приходских парекклисионов, 7 монастырских храмов, 2 церкви при учреждениях, 2 кладбищенских храма, 1 храм, имеющий статус визант. памятника, 1 - имеющий статус места паломничества. В наст. время (2013) в епархии действует 188 приходских храмов, 3 коллегиальных храма, 360 парекклисионов, 12 экзокклисионов, 20 кладбищенских церквей, 70 домовых церквей, 25 монастырских храмов.

В митрополии действует ряд благотворительных учреждений (центр «Платитера» для хронических больных, центр обучения детей с ограниченными возможностями, касса помощи бедным «Святой Спиридон», программа бесплатного питания «Хлеб насущный» и др.), информационно-образовательное общество «Святой Спиридон», церковная гостиница в монастыре великомучеников Феодоров в Камаре, Византийский музей в ц. св. Отцов I Вселенского Собора. В духовно-просветительском центре митрополии размещаются школа церковной музыки, союз христ. ученых и союз богословов.

Архитектурные памятники и живопись

Византийское искусство

В 2 км к югу от совр. г. Керкира сохранились руины 5-нефной базилики мц. Керкиры (называемой также базиликой Иовиана по имени построившего ее епископа) с выступающим трансептом, одной полукруглой апсидой и 2 нартексами. Она была воздвигнута в сер. V в. и перестроена в XII в. в однонефный храм. С XV в. это здание являлось собором мон-ря Пресв. Богородицы Анафонитрии. Фрагменты напольных мозаик из этой базилики, выполненные мастером Елпидием, хранятся в музее Старой крепости. Собор монастыря вмч. Феодора Тирона - 3-нефная базилика с нартексом, сложенная из фрагментов близлежащего дорического храма Артемиды-Горгоны (сев. неф разрушен еще в визант. период), также датируется V в. Между XVI и XVIII вв. здание перестраивалось по меньшей мере 2 раза. В окрестностях сел. Оксьяс (Озьяс) на о-ве Пакси были обнаружены раннехристианские базилики вмц. Марины и первомч. Стефана. На Керкире в Ангелокастро на месте 3-нефной базилики V-VI вв. был построен византийский храм арх. Михаила.

Базилика св. Керкиры, о-в Корфу. Сер. V, XII в.Базилика св. Керкиры, о-в Корфу. Сер. V, XII в.

Ок. 1000 г. была построена крестово-купольная церковь апостолов Иасона и Сосипатра, служившая монастырским собором. Купол с восточной стороны опирается на стены, отделяющие алтарь от жертвенника и диаконника, а с западной стороны - на 2 колонны. Центральная апсида 3-гранная, а боковые - полукруглые. Как и в раннехрист. храмах, нартекс отделен от центрального нефа 3-пролетной аркадой на колоннах. Нижняя часть здания сложена из больших блоков туфа, взятых из построек античного города, а верхняя часть - из камней, обрамленных плинфой. Грани 8-угольного барабана украшены колонками. В декорации фасадов и апсид использованы кирпичные орнаменты. Сохранились фрагменты росписей относящиеся ко 2-й пол. XI в. (в нартексе - изображения свт. Арсения Керкирского, св. воина на коне (вмч. Георгия или вмч. Димитрия), ангелов (из композиции «Крещение Господне» (?)), ко 2-3-й четв. XII в. (в конхе жертвенника - 6 фронтальных фигур святителей), к 1-й пол. XIV в. (в зап. конце жертвенника - 2 частично утраченные фигуры святителей), к XV в. (в нартексе - Деисус, свт. Николай Чудотворец и мц. Параскева Иконийская). В саркофагах по обеим сторонам царских врат, по преданию, хранятся мощи апостолов Иасона и Сосипатра. В храме также была похоронена Екатерина Дзаккариа, жена последнего морейского деспота Фомы Палеолога.

Свт. Арсений Керкирский. Роспись нартекса ц. апостолов Иасона и Сосипатра, о-в Корфу. 2-я пол. XI в.Свт. Арсений Керкирский. Роспись нартекса ц. апостолов Иасона и Сосипатра, о-в Корфу. 2-я пол. XI в.

Приблизительно в 17 км к северо-западу от г. Керкира, близ дер. Айос-Маркос, находится однонефная ц. вмч. Меркурия, созданная в 1074/75 г. друнгарием Николаем и его братом Евгением. В ктиторской надписи говорится, что церковь была посвящена прор. Илии и вмч. Меркурию, чем объясняется наличие в одном нефе 2 апсид. В сев. апсиде изображены пророки Илия и Елисей, в южной - св. воин (видимо, вмч. Меркурий) и свт. Василий Великий. В верхней части восточной стены помещены медальон с изображением Христа, символы евангелистов и 2 серафима. На этой фреске впервые символы евангелистов сопровождаются идентифицирующими надписями. Сев. и юж. стены разделены на 2 зоны, в нижней расположены ростовые фигуры, в верхней - погрудные образы святых. Отсутствие композиций в иконографической программе, по мнению П. Л. Вокотопулоса,- архаичная черта, характерная для 2-й пол. IX в. Фигуры всадника и поверженного воина, возможно, представляют вмч. Меркурия и имп. Юлиана Отступника. Изображение вмц. Марины, поражающей молотом диавола, является древнейшим образцом данного иконографического извода. Двое святых изображены с молитвенно воздетыми руками. Такая поза после сер. XI в. встречается только в росписях церквей п-ова Мани и о-ва Китира.

Близ дер. Като-Коракьяна находятся руины небольшой однонефной ц. свт. Николая Чудотворца венецианского периода, в сев. стену к-рой вмонтированы остатки более древней постройки. Сильно поврежденные фрески XI в. были сняты со стены и в наст. время хранятся в музее Старой крепости. Фронтальные фигуры святых были размещены в нижней зоне (исключение представляет погрудное изображение прор. Илии в нише), образы святых в медальонах - в верхней зоне. К XIV в. относятся композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» и Деисус. Церковь арх. Михаила близ дер. Ано-Коракьяна - однонефная постройка XVII-XVIII вв., включающая фрагменты здания XI в. (апсиду и часть сев. стены). Фрески близки к росписям ц. вмч. Меркурия. В конхе апсиды изображен арх. Михаил, в щипце восточной стены - «Богоявление» или апокалиптическая сцена с образом Христа в медальоне и символами евангелистов. Фрески церквей свт. Николая Чудотворца и арх. Михаила, возможно, выполнены тем же художником, который расписывал ц. вмч. Меркурия.

Фортификации Ангелокастро относятся к XI-XII вв., находящаяся там ц. арх. Михаила сооружена в правление имп. Мануила I Комнина и перестроена в 1733-1734 гг. Церковь Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Нерадзиха) возведена на стенах древнего г. Керкира классического периода (V в. до Р. Х.). Крепостная башня в XI-XII вв. была преобразована в небольшую однонефную базилику. От визант. постройки сохранилась часть сев. стены. На фотографиях XIX в. виден ступенчатый выступ 3-гранной апсиды. Собор Пантократора на островке Пондикониси XI-XII вв. представляет собой триконх с 8-гранным барабаном и 3-гранной апсидой. Зап. компартименты перекрыты крестовыми сводами, а восточные - выполнены кладкой.

Церковь сщмч. Власия близ с. Камара была основана в XIII в. и затем перестроена. Фрагменты древнейшего слоя живописи, видимо, также относятся к XIII в. Основные росписи выполнены в нач. XVII в. Остатки фресок XIV в. (на сев. стене) сохранились в ц. свт. Афанасия Великого в Ано-Коракьяне (здание XVII в. с фрагментами визант. постройки).

Поствизантийская живопись

Несмотря на многовековое господство зап. династий, на Керкире не сохранилось памятников, подобных ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Апоплене на о-ве Лефкада (1449/50), к-рая сочетает палеологовский стиль с элементами позднеготической живописи.

Голова ангела. Фрагмент росписи свода ц. свт. Спиридона Тримифунтского, о-в Корфу. 1727 г. Мастер П. ДоксарасГолова ангела. Фрагмент росписи свода ц. свт. Спиридона Тримифунтского, о-в Корфу. 1727 г. Мастер П. Доксарас

Тесные культурные связи между Керкирой и Критом во многом обусловлены тем, что оба острова являлись венецианскими владениями. Одно из ранних свидетельств - упоминание в 1491 г. в архивных источниках об обучении живописи в Кандии (ныне Ираклио) уроженца Керкиры Димитрия Миланиса. Влияние критской школы отразилось в росписях нескольких храмов кон. XV-XVII в.: ц. вмц. Екатерины в с. Карусадес, собора мон-ря Пантократора близ с. Хломос, ц. великомучеников Феодоров близ с. Зигос, ц. Пресв. Богородицы Кассопитры и др. Влияние ренессансной живописи особенно сильно прослеживается во фресках ц. вмц. Екатерины в Карусадесе (кон. XVI в., по мнению Д. Триандафиллопулоса, или кон. XV в., по мнению В. Н. Пападопулу). Одновременно на Керкире работали художники, опиравшиеся на византийскую традицию: напр., мон. Иоанникий Богданос расписал собор монастыря Пантократора близ дер. Айос-Маркос (1577), подражая стилю македонской школы. При этом не сохранилось сведений о деятельности на Керкире эпирских мастеров.

На Керкире работало значительное число критских художников: Фома Бафас (1544-1599), Михаил Дамаскин († 1592), Иаков Критопул и Илия Маврокефал (известны только по письменным источникам кон. XVI в.), Эммануил Джанфурнарис (между 1570 и 1575-1631), Эммануил Лампардос или Лампрадос († 1644?), иером. Филофей Скуфос († 1685), свящ. Эммануил Цанес (Буниалис) († 1690), Теодорос Пулакис († 1692), иеродиак., а затем иером. Стефан Цангаролас (упом. в 1688-1710), Константин Контаринис (упом. в 1699-1732). Возможно, на Керкире жил худож. Михаил Аврамис (нач. XVII в.), работы которого сохранились только на этом острове.

Свт. Спиридон Тримифунтский. Икона. 3-я четв. XVIII в. Мастер С. Сперандзас (ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Карусадес, о-в Корфу)Свт. Спиридон Тримифунтский. Икона. 3-я четв. XVIII в. Мастер С. Сперандзас (ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Карусадес, о-в Корфу)

Черты народного стиля отражены в росписях кон. XVII в. ц. свт. Афанасия Великого в Като-Коракьяне, в частности в композиции «Страшный Суд» на южной стене.

Следующим этапом развития живописи на Керкире и соседних о-вах стало возникновение ионической школы, к-рая сложилась на основе традиций критской школы, но по сравнению с ней значительно эволюционировала в сторону зап. искусства. Большую роль в ее формировании сыграла Венеция, откуда проникало влияние итал. мастеров и представителей фламандской живописной школы. Напр., церкви 40 Севастийских мучеников в Периволи (1704) и Пресв. Богородицы Одигитрии в Стронгили (нач. XVIII в.) украшены фресками, копирующими фламанд. гравюры XVI в. Теоретиком ионической школы стал Панайотис Доксарас (1662-1729). Он перевел на греческий язык руководства для художников Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберти и А. Поццо и написал соч. «О живописи» (1726). Образцами некоторых работ Доксараса (напр., роспись свода храма свт. Спиридона Тримифунтского на Керкире (1727)) служили картины П. Веронезе. В этот период настенные росписи постепенно уступают место картинам и плафонам.

Мон-рь Пресв. Богородицы Палеокастрицы. XIII, XVI вв., о-в КорфуМон-рь Пресв. Богородицы Палеокастрицы. XIII, XVI вв., о-в Корфу

В декорации храмов столицы острова участвовали видные представители ионической школы, творчество которых в основном было связано с Закинфом: свящ. Николай Кутузис (1741-1813, ученик П. Доксараса и Дж. Б. Тьеполо) выполнил плафоны свода ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» и иконы иконостаса собора Платитеры Пресв. Богородицы мон-ря, свящ. Николай Кадунис (1768-1834, в творчестве которого прослеживается влияние маньеризма) также писал иконы для монастыря Пресв. Богородицы Платитеры. К ионической школе принадлежат работавшие на Керкире художники: Георгиос Хрисолорас (1700-1760), Панагиотис Парамифиотис (работал в 1-й пол. XVIII в., упом. в 1724), Стефанос Пазигетис (упом. в сер. XVIII в.), Спиридонас Сперанцас (1733-1818), Ангелос Димисианос (упом. в 1794-1802), Спиридонас Вентурас (1761-1835) и др.

С нач. XIX в. господствующее положение в светском и церковном искусстве Керкиры занял неоклассицизм. Основоположником этого направления на Керкире был свящ. Павел Просалендис (1784-1837), скульптор, ученик А. Кановы. Написанные им иконы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского хранятся в монастыре Пресв. Богородицы Платитеры.

На Керкире работали кефалинийцы Герасимос Пидзаманос (архитектор, скульптор, художник; 1787-1825) и Дионисиос Вегиас (гравер и художник; 1819-1884). Пидзаманос в 1821 г. был приглашен по рекомендации Каподистрии в Россию и назначен придворным архитектором. Его иконы сохранились гл. обр. на Кефалинии, для митрополичьего собора Керкиры им было написано «Снятие с креста». Вегиас, ученик П. Просалендиса, окончил Академию Сан-Лука в Риме. Он участвовал в декорации ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Аргостоли и вмч. Георгия Победоносца в Старой крепости в г. Керкира, написал иконы местного ряда иконостаса для ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» в Керкире (1870).

Сын П. Просалендиса, С. Просалендис (1830-1895), обучавшийся в Академии изящных искусств в Венеции, писал в итал. академическом стиле (напр., иконы иконостаса храма свт. Спиридона Тримифунтского). В 1870 г. по приглашению кор. Георгия I он переселился в Афины, где расписал церковь Старого дворца. Работы дочерей С. Просалендиса - Е. Просаленди (между 1870 и 1874-1910 или 1911) и О. Просаленди-Пападимаки (1870/72-1945) - находятся как в Афинах, так и на Керкире (иконы для ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» и ц. великомучеников Феодоров в с. Магуладес). Профессиональное занятие женщин иконописанием было редким явлением в ту эпоху.

Еще одним видным представителем академизма, работавшим на Керкире в 1870-1891 гг., был Х. Пахис (1844-1891). Помимо икон (в ц. свт. Спиридона Тримифунтского и Пресв. Богородицы «тон Ксенон») у него есть произведения на религиозно-патриотические темы. Наибольшую известность получили картины «Казнь патриарха Григория V» и «Монастырь Аркадиу».

Монастыри

В епархии действуют 10 муж. и 7 жен. мон-рей, а также 3 жен. исихастирия.

Мужские монастыри: Пресв. Богородицы Платитеры (основан в 1743), Пресв. Богородицы Палеокастрицы (основан в 1228, отстроен в 1525), Пантократора «Ипсилу» («Высокого»; основан в 1330 или 1347, собор и фрески XVII в., худож. Иоаннис Дзилиос), Пресв. Богородицы «Ипсилис» («Высокой») (основан не позднее XIV в., возрожден ок. 1700), мц. Кириакии (основан в XVII в., возрожден в 1992), Пресв. Богородицы Миртидиотиссы (основан в XVI в.), Кассопитры Пресв. Богородицы (основан в 1530, восстановлен в 1706, преобразован в мужской в 1991), великомучеников Феодоров в Камаре (основан в XVI в.), Св. Троицы (основан в XV в., фрески XV, XVII и XVIII вв.), Пресв. Богородицы Влахернской (основан в XVII в., собор 1780).

Женские монастыри: великомучеников Феодоров в Палеополи (основан в XIV в., конха VI-VII вв., корпуса XVII в.), вмц. Евфимии (основан в XV в.), вмч. Димитрия Солунского (храм основан в XVI в., монастырь создан в 1860), Пантократора (основан ок. 1600, восстановлен в 1835, преобразован в женский в 1978), прмц. Параскевы близ с. Макрадес (основан в XVII в.), прмц. Параскевы «Згурадон» (основан в 1906), Пресв. Богородицы «Владычицы ангелов» (основан в 1696, возрожден в 1933).

Исихастирии: прмц. Параскевы (основан в 1620 г., преобразован в женский в 1834), Пантократора в местности Камарела (основан в XVII в., собор 1890), Пресв. Богородицы «Хамилис» («Низкой») (основан в XVI в.).

Особо чтится икона Божией Матери Кассопитры в одноименной церкви в сев.-вост. части о-ва Керкира. Название «Кассопитра» происходит от античного г. Кассиопея, на месте к-рого находится церковь. В 1530 г. в этом храме произошло чудесное исцеление юноши Стефана, которого ошибочно приняли за разбойника и ослепили по приказу байло С. Леоне. Пресв. Богородица явилась ночью Стефану и вложила в его пустые глазницы новые глаза.

Керкирские архиереи

Алетодор (Аполлодор или Алподорий) (упом. в 325), Иовиан (сер. V в.), Сотирих (упом. в 451, 458), Хрисипп (упом. в 516), Стефан (VI в.), Алкисон (Лакисон или Алкесион) (упом. в 594-604), Иоанн (нач. VIII в.), Филипп (упом. в 787), Михаил (858-869), Пахомий (упом. в 884), Димитрий (кон. IX в.), Арсений, свт. (ок. 933 - ок. 953), Косма (кон. Х в.), Иоанн (нач. XI в.), аноним (XI в.), аноним (сер. XI в.), аноним (упом. в 1088), Николай (упом. в 1092 и 1117), Василий (XI-XII вв.), Феофан (XII в.), Георгий Хониат (упом. в 1146?), Константин (не позднее 1157-1170), Иоанн (?), Георгий Куфара (1177-1181), Василий Педиадит (ок. 1202-1219), Георгий Вардан (1219 - ок. 1236), Герасим (упом. в 1285), Иерофей (Кигалас, Цигалас или Дзигалас) (1800-1813), кафедра вакантна (1813-1824), Макарий (1824-1827), кафедра вакантна (1827-1833), Хрисанф (Маселлос) (1833-1848), Афанасий (Политис) (избрание 1848, хиротония 1850-1870), Антоний (Хариатис) (1870-1881), кафедра вакантна (1881-1884), Евстафий (Вулизмас) (1884-1895), кафедра вакантна (1895-1899), Севастиан (Никокавурас) (1899-1920), Афинагор (Спиру, впоследствии патриарх К-польский) (1922-1930), Александр (Димоглу) (1930-1942), Мефодий (Кондостанос) (1942-1967), Поликарп (Вайенас) (1967-1984), Тимофей (Тривизас) (1984-2002), Нектарий (Довас) (с 2002 по наст. время).

Ист.: Parthey G., ed. Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum. Berolini, 1866; Lemerle P. Trois actes du despote d'Épire Michel II concernant Corfou, connus en traduction latine // Προσφορὰ εἰς Στ. Κυριακίδην ἐπ τῇ εἰκοσαπενταετηρίδι τῆς καθηγεσίας αὐτοῦ (1926-1951). Θεσσαλονίκη, 1953. Σ. 405-426; Darrouzès. Notitiae. 1981. Р. 245, 274, 294, 346, 350, 352, 368, 376, 382-383, 388, 400, 407, 413. N 3, 7, 8, 11-19; Παγκράτης Γ. Δ. Οι εκθέσεις των Βενετών βαΐλων και προνοητών της Κέρκυρας, 16ος αιώνας. Αθήνα, 2008; Αγγελομάτη-Τσουγκαράκη Ε. Ν., Τσελίκας Α., Βλάχου Ν. Επιστολές των Οικουμενικών Πατριαρχών προς τους μεγάλους πρωτοπαπάδες της Κέρκυρας, 17ος-18ος αιώνας. Κέρκυρα, 2009.
Лит.: Janin R. Corcyre // DHGE. 1953. Т. 12. Col. 829-831; ᾿Αβούρης Σ. Ν. Τὰ ᾿Εκκλησιαστικὰ τῆς ῾Επτανήσου, 1815-1867. ᾿Αθῆναι, 1965; idem. Κερκύρας κα Παξῶν, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1965. τ. 7. Σ. 508-514; Τσίτσας ᾿Α. Χ., πρωτοπρ. ῾Η ᾿Εκκλησία τῆς Κέρκυρας κατὰ τὴν Λατινοκρατίαν, 1267-1797. Κέρκυρα, 1969; idem. Βενετοκρατούμενη Κέρκυρα, Θεσμοί: Κέρκυρα, 1989; Βοκοτόπουλος Π. Λ. ῾Η βυζαντινὴ τέχνη στὰ ῾Επτάνησα // Κερκυραϊκὰ Χρονικά. 1970. τ. 15. Σ. 148-180; idem. (Vocotopoulos P. L.). Fresques du XIe siècle a Corphou // Cah. Arch. 1971. T. 21. P. 151-180; idem. Εικόνες της Κέρκυρας. Αθήνα, 1990; idem. Before Venice: Monumental Art in Corfu in the 11th and 12th Cent. // Venezia e le Isole Ionie / A cura di C. Maltezou, G. Ortalli. Venezia, 2005. P. 3-20; Soustal P., Koder J. Nikopolis und Kephallenia. W., 1981. P. 178-181. (TIB; 3); Τρωϊάνος Σ. ῾Η θρησκευτικὴ ἐλευθερία στὰ ᾿Ιόνια νησιὰ τὸ 19o αἰώνα: Οἱ συνταγματικὲς διατάξεις // Τὸ ᾿Ιόνιο: Περιβάλλον - Κοινωνία - Πολιτισμός. ᾿Αθήνα, 1984. Σ. 221-231; Ντούρου-Ηλιοπούλου Μ. Η Ανδεγαυική κυριαρχία στην Ρωμανία επί Καρόλου Α´, 1266-1285. Αθήνα, 1987; Fedalto. Hierarchia. 1988. Vol. 1. P. 477-478; G[regory] T. E., C[utler] A. Kerkyra // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1124-1125; Τατάκη Α. Β. Κέρκυρα: Ιστορία - Μνημεία - Μουσεία. Αθήνα, 1992; Icons Itinerant: Corfu, 14th-18th Cent. Athens, 1994; Βυζαντινὴ κα μεταβυζαντινὴ τέχνη στὴν Κέρκυρα: Μνημεῖα, εἰκόνες, Κειμήλια, Πολιτισμός. Κέρκυρα, 1994; Ασωνίτης Σ. Ν. Ανδηγαυική Κέρκυρα, 13ος-14ος αι. Κέρκυρα, 1999; Ιδρωμένος Α. Μ. Συνοπτική ιστορία της Κέρκυρας. Κέρκυρα, 19993; Μεταλληνός Γ. Δ. Η Εκκλησία της Κέρκυρας: Διαχρονική επισκόπηση. Κέρκυρα, 1999; Σταυρίδου-Ζαφράκα Α. Τα Ιόνια νησιά κατά το πρώτο μισό του 13 ου αιώνα // Πρακτικά του ΣΤ´ Διεθνούς Πανιονίου Συνεδρίου: Αργοστόλι - Ληξούρι, 23-27 Σεπτεμβρίου 1997. Αθήνα, 2001. τ. 2. Σ. 41-52; Κλήμης Ο.-Κ. Ιστορία Νήσου Κέρκυρα. Αθήνα, 2002; Χονδρογιάννης Σ., Βρανίκας Ν. Αρχαιολογικός περίπατος στα βυζαντινά μνημεία της Παλαιόπολης - Κέρκυρα. Αθήνα, 2004; Καρύδης Σ. Χ. Ορθόδοξες αδελφότητες και συναδελφικοί ναοί στην Κέρκυρα, 15ος-19ος αι. Αθήνα, 2004; idem. Ο Γενικός Προβλέπτης Θαλάσσης Agostino Sagredo (1752-1755) και η Ορθόδοξη Εκκλησία των νησιών του Ιονίου // Η´ Διεθνές Πανιόνιο Συνέδριο, Χώρα Κυθήρων, 21-25 Μαΐου 2006: Πρακτικά. Αθήνα, 2009. Τ. 2/1. Σ. 527-542; idem. Οργάνωση της Ορθόδοξη Εκκλησίας // Βενετοκρατούμενη Ελλάδα: Προσεγγίζοντας την ιστορία της. Αθήνα; Βενετία, 2010. τ. 1. Σ. 295-324; Δίπτυχα. 2013. Σ. 621-631; www.imcorfu.gr [электр. ресурс].
О. В. Лосева
Рубрики
Ключевые слова
См.также