КЁНИГ
Том XXXII , С. 613-618
опубликовано: 20 апреля 2018г.

КЁНИГ

Ф. Кёниг. Фотография. Нач. 80-х гг. ХХ в.Ф. Кёниг. Фотография. Нач. 80-х гг. ХХ в. [нем. König] Франц (3.08. 1905, дер. Варт близ Рабенштайна, Н. Австрия - 13.03.2004, Вена), кард., архиеп. Вены (1956-1985), католический теолог, историк религии. Род. в многодетной семье бедных крестьян, в 6 лет пережил смерть отца. При помощи настоятеля местного прихода в 1919 г. поступил в гимназию при бенедиктинском монастыре Мельк, где проявил способности к изучению языков. В 1927 г. окончил гимназию с отличием и получил церковную стипендию на проживание в Германо-Венгерской коллегии в Риме и обучение в папском Григорианском университете. Одновременно с учебой в ун-те изучал древнеперсид. языки и историю зороастризма на фак-те стран Востока Папского библейского института. В годы учебы особое влияние на К. оказали труды кард. Джона Генри Ньюмена, а также «Метафизика» Аристотеля, которую он читал в греческом оригинале с латинскими комментариями католического св. Фомы Аквинского. В 1930 г. получил в Григорианском ун-те степень д-ра философии, но чтобы завершить теологическое образование, продолжил изучение истории религии. 29 окт. 1933 г. генеральный викарий Рима кард. Франческо Маркетти Сельваджани рукоположил К. во пресвитера. С 1934 по 1937 г. служил в еп-стве Санкт-Пёльтен, являлся капелланом общин Альтпёллы, Нойхофена-ан-дер-Ибс, Санкт-Валентина и Шайбса. В 1936 г. завершил теологическое образование в Риме со степенью д-ра богословия за дис. «Амешаспенты в Авесте и архангелы в Ветхом Завете: религиозно-историческое исследование» (Die Amesha Spentas des Awesta und die Erzengel im Alten Testament: Eine religionsgeschichtliche Untersuchung). В 1936-1937 гг. по стипендии Григорианского ун-та обучался на факультете социологии Католического ун-та г. Лилль (Франция).

В 1937 г. вернулся на служение в еп-ство Санкт-Пёльтен, назначен викарием прихода в Санкт-Валентине, а в 1938 г.- викарием собора в Санкт-Пёльтене и преподавателем религии в городской гимназии. После аншлюса Австрии Третьим рейхом (10 апр. 1938) был введен запрет на религ. деятельность в гос. школах. К. организовал при соборе полулегальную воскресную школу и занимался духовным окормлением молодых католиков. В конце второй мировой войны оказывал помощь военнопленным, что побудило К. к изучению русского языка. По окончании войны в 1945 г. получил должность преподавателя религии колледжа в г. Кремс-ан-дер-Донау (Н. Австрия), одновременно являлся вольным слушателем Венского ун-та. В 1946 г. на фак-те католической теологии Венского ун-та защитил хабилитационную дис. «Вера в потустороннее в Ветхом Завете и ее параллели в религии Заратустры» (Der Jenseitsglaube im Alten Testament und seine Parallelen in der Religion des Zarathustra). 20 февр. того же года мин-вом образования и искусства Австрии за К. было утверждено право обучать студентов (venia legendi) по специальности «ветхозаветная библеистика» и преподавать дисциплины, связанные с иранистикой. С 1947 г. являлся приват-доцентом фак-та католической теологии Венского ун-та и преподавал ВЗ и сравнительное богословие. Тогда же он опубликовал 1-е крупное исследование по сравнительному религиеведению - соч. «Ветхий Завет и древневосточные религии» (König F. Das Alte Testament und die altorientalischen Religionen. W., 1947).

В 1948-1952 гг. занимал должность внештатного профессора нравственного богословия в Зальцбургском ун-те, проживал в жен. бенедиктинском аббатстве Ноннберг в Зальцбурге. В этот период при поддержке своего секретаря, монахини аббатства Ноннберг, он подготовил и издал 3-томный историко-религиеведческий труд «Христос и религии мира» (Christus und die Religionen der Erde: Handbuch der Religionsgeschichte / Hrsg. F. König. W., 1951. 3 Bde). В написанных К. для этого сборника разделах «Человек и религия» (для 1-го тома), «Религия Заратустры» (для 2-го тома) и «Христианство и мировые религии» (для 3-го тома) были сформулированы основные положения его религиеведческого подхода, согласно которому многообразные формы личного религиозного опыта в различных религиях являются отражением связи человека с Богом, но лишь в христианстве возможна полнота богообщения: посреди многообразия религий человечества «нет другого пути к Отцу, как только через возвещенного Христа. Все другие религии суть этапы в направлении к этой цели, но доводит до цели только Его путь» (Ibid. Bd. 3. S. 776).

3 июля 1952 г. папа Римский Пий XII назначил К. титулярным епископом Ливиады и коадъютором епископа Санкт-Пёльтена с правом наследования кафедры. Епископское рукоположение К., совершённое 31 авг. того же года в кафедральном соборе Санкт-Пёльтена, возглавил еп. Михаэль Мемелауэр. К. участвовал в работе конференции епископов Австрии (см. Епископские конференции), по инициативе К. в сент. 1953 г. при конференции епископов была создана Ассоциация католич. семей Австрии. Продолжая научную работу, в 1956 г. составил и издал «Религиеведческий словарь: Основные понятия» (Religionswissenschaftliches Wörterbuch: Die Grundbegriffe), в том же году возглавил редакцию религиеведения во 2-м издании нем. богословской энциклопедии «Lexikon für Theologie und Kirche» (Freiburg i. Br., 1957-19682. 10 Bde). 10 мая 1956 г. папа Пий XII назначил К. преемником скончавшегося Венского архиеп. кард. Теодора Иннитцера. 17 июня того же года К. вступил в управление диоцезом. На консистории 15 дек. 1958 г. папа Римский Иоанн XXIII возвел его в достоинство кардинала и 18 дек. объявил кардиналом-пресвитером рим. ц. св. Евсевия на Эсквилине. Одной из первоочередных задач К. в качестве архиепископа Вены было урегулирование отношений с австр. правительством, к-рое признало юридическую силу за конкордатом между Папским престолом и Австрией 1933 г. и в 1960 г. подписало соглашение, дополнявшее этот конкордат новыми условиями. 21 февр. 1959 г. папа Иоанн XXIII назначил Венского архиепископа 1-м военным викарием австрийской армии. Занимая эту должность до 8 мая 1969 г., К. принял меры по реорганизации пастырской работы с военными. Он также являлся ординарием (правящим епископом) для католиков визант. обряда в Австрии.

К. принадлежал к числу влиятельных участников подготовки и проведения Ватиканского II Собора (1962-1965), внес существенный вклад в создание соборных документов, касающихся Откровения, а также мариологии, вопросов религ. свободы и коллегиальности; особую роль К. сыграл в разработке декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio», декларации об отношении католической Церкви к нехристианским религиям «Nostra aetate» и пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes». В 1960 г. папа Иоанн XXIII включил его в состав Центральной подготовительной комиссии Собора; 27 нояб. 1961 г. К. посещал Стамбул, где участвовал в переговорах с К-польским патриархом Афинагором I (Спиру) о присутствии на Соборе представителей православных Церквей. Богословским консультантом К. в период подготовки и проведения Собора был видный католический теолог пресв. Карл Ранер, при участии к-рого К. работал над проектом декрета об экуменизме. Во время соборных дискуссий о границах Церкви и о месте христиан, к-рые сторонниками традиц. католической экклезиологии воспринимались как находящиеся вне Церкви, не принадлежащие к Римско-католической Церкви, К. предложил формулировку «communitates ecclesiasticae» (церковные общины), признававшую, что христианам-некатоликам «свойствен некий церковный характер», хотя «для полноты церковного бытия» им недостает единства с Папским престолом. Во многом благодаря К. II Ватиканский Собор отказался от унионального понимания взаимоотношений католич. Церкви с др. христ. конфессиями, предполагавшего присоединение христиан-некатоликов к католич. Церкви, что заложило основы совр. католического экуменизма.

Решающее значение в составлении проекта декларации о нехристианских религиях «Nostra aetate» имело предложение К. включить в него ранее отклоненный текст об отношении католич. Церкви к иудеям, из которого были удалены упоминания об ответственности евреев за распятие Христа. К. подчеркивал примиряющее значение поиска общности с др. религиями в ходе дискуссий с их представителями. Во время Всемирного евхаристического конгресса в Бомбее (1964) К. руководил встречей представителей разных религий, выступил там с речью о необходимости взаимного уважения в условиях нестабильности современного мира. В том же году К. выпустил написанное во время II Ватиканского Собора соч. «Представления Заратустры о потустороннем мире и Ветхий Завет» (Zarathustras Jenseitsvorstellungen und das Alte Testament), где рассмотрел межрелигиозный диалог как средство, с помощью которого религии мира смогут полнее осознать благую весть Иисуса из Назарета. 31 марта 1965 г. в речи «Монотеизм в сегодняшнем мире», произнесенной в духовном центре ислама, ун-те Эль-Азхар в Каире, К. отметил существование общей основы у христианства и ислама, объединяющей обе великие монотеистические религии, что позволяет им сплотиться в полемике с атеистическим материализмом. К. говорил о возможности и необходимости того, чтобы богословы обеих религий могли учиться друг у друга: «...христиане у мусульманских богословов - наглядному, близкому к действительности изложению; мусульмане - строгой логической форме в богословии христиан». В итоговом тексте декларации нашла отражение историческая оценка др. религий, выраженная К. еще в 1951 г. в изд. «Христос и религии мира»: католическая Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в нехристианских религиях, но полнота религиозной жизни возможна лишь в христианстве.

К. участвовал в дискуссиях по проекту декларации о религиозной свободе «Dignitatis humanae», настаивая на понимании веры как личного ответа каждого человека на призыв Бога, к-рый может быть дан лишь решением свободной совести: «Только в свете этого личного выбора веры становится ясным, в какой степени Христос обращается к свободе человека, предполагает ее и нуждается в ней» (Die Freiheit des Westens / Hrsg. O. B. Roegele. Graz, 1967. S. 188). По мнению К., принуждение к исповеданию католицизма не могло быть оправдано боязнью распространения в обществе безразличия к религии, т. к. принуждение в вопросе веры противоречит христианскому пониманию достоинства человеческой личности, обладающей свободным выбором.

В свете дискуссий о религиозной свободе на II Ватиканском Соборе возникла необходимость рассмотреть в соборных документах феномен атеизма, в связи с чем 6 апр. 1965 г. папа Римский Павел VI основал Секретариат по делам неверующих и назначил К. его руководителем, поручив изучить положения об атеизме в проекте конституции о Церкви в совр. мире. 27 сент. 1965 г. на 4-й сессии Собора во время обсуждения проекта конституции «Gaudium et spes» К. подверг критике текст об атеизме, представленный Загребским архиеп. кард. Франьо Шепером. Он изложил концепцию документа, подготовленного Секретариатом по делам неверующих, в котором говорилось, что корень атеизма лежит, с одной стороны, в ложном образе Бога, с другой - в ложном образе человека, поэтому для понимания духовных основ атеизма необходимо изучение его разных форм, особенно современного материалистического атеизма, возникшего отчасти и по вине самих христиан, которые «в общественных и экономических областях жизни действовали не всегда правильно» (см.: Neuhold. 2008. S. 127). В числе мер по преодолению атеизма К. назвал «неустанный труд над единством христиан», а также отказ от традиционной обличительной позиции (Neminem anathematizamus - «мы никого не анафематствуем»), стремление «к содружеству со всеми людьми доброй воли и поиск пути мирного сосуществования» (Ibid. S. 130).

Деятельность на II Ватиканском Соборе принесла К. известность в католической Церкви. Он участвовал в ассамблеях Всемирного синода епископов в 1967, 1969, 1971, 1974 гг. как один из председателей, в 1977 и 1985 гг. как особый гость. На конклавах в авг. и окт. 1978 г. рассматривался в числе возможных кандидатов на Папский престол. Сам он поддержал кандидатуру Краковского архиеп. Кароля Войтылы (папа Римский Иоанн Павел II (1978-2006)).

Кард. Ф. Кёниг и Р. Шутц (брат Роже), основатель общины Тезе, на экуменическом богослужении в соборе св. Стефана в Вене. 1974 (1975?) г.Кард. Ф. Кёниг и Р. Шутц (брат Роже), основатель общины Тезе, на экуменическом богослужении в соборе св. Стефана в Вене. 1974 (1975?) г.

До 27 июня 1980 г. К. руководил Секретариатом по делам неверующих, занимавшимся развитием диалога с представителями западного светского гуманизма и идеологами атеизма из социалистических стран. По роду своей деятельности К. посещал страны Вост. Европы, оказывал помощь проживавшим в них католикам. Так, в апр. 1963 г. по поручению папы Римского Иоанна XXIII К. встретился в Будапеште с примасом Венгрии кард. Йожефом Миндсенти, скрывавшимся с 1956 г. на территории амер. посольства, затем неоднократно посещал его до осени 1971 г., когда коммунистическое правительство позволило кардиналу-примасу покинуть Венгрию. К. принял кард. Й. Миндсенти в Вене, обеспечив ему проживание до смерти (1975) за счет Венского архиепископства. В 1967 г. после переговоров К. с румын. властями из-под домашнего ареста был освобожден Арон Мартон, католический еп. Алба-Юлии. В 1972 г. К. посетил Польшу, в Ченстохове встречался с кард. Стефаном Вышиньским, архиеп. Краковским К. Войтылой и др. польскими епископами. Деятельность К. во многом влияла на т. н. вост. политику Ватикана. Поездки К. по странам Вост. Европы, Африки и Азии сопровождались экуменическими, межрелиг. и общественно-политическими встречами. Помимо диалога с неверующими К. уделял внимание отношениям религии и науки. В июле 1968 г. на конференции нобелевских лауреатов в Линдау на Боденском оз. К. выступил с докладом реферативного характера на тему «Преодоление «травмы Галилея» в отношениях между Церковью и светской наукой».

В Венском архиеп-стве К. осуществлял реформы в духе соборного обновления, в 1969-1971 гг. провел провинциальный синод Венского архиеп-ства. Являясь председателем Конференции епископов Австрии, К. участвовал в обновлении католической Церкви в Австрии, программу которого он изложил на общеавстрийском синоде (1973-1974). К. призывал католиков шире участвовать в церковной жизни, развивать апостольство мирян, осознавать общую ответственность клира и мирян за жизнь и деятельность Церкви. Часто посещал приходы Венского архиеп-ства, проводил встречи в школах и на заводах, обращая особое внимание на катехизацию молодежи, в т. ч. и рабочих, а также на социально-благотворительную деятельность Церкви. Стремясь сохранить влияние католической Церкви в жизни австрийского общества, часто высказывался в СМИ по общественно-политическим вопросам, готовил новогодние обращения по радио и телевидению, пользовавшиеся популярностью. При К. были урегулированы разногласия между католич. Церковью и профсоюзным движением; 27 февр. 1973 г. он стал 1-м официальным представителем Церкви со времени основания Второй Австрийской Республики, выступившим перед Национальным советом австр. федерации профсоюзов с докладом на тему «Церковь и общество».

Управляя архиеп-ством, К. продолжал заниматься экуменической деятельностью в рамках основанного им 4 нояб. 1964 г. в Вене фонда Pro Oriente, проводившего богословские собеседования и осуществляющего культурные контакты с православными и дохалкидонскими Церквами. В числе крупных мероприятий Pro Oriente были организация визита К. в Бухарест к Румынскому патриарху Юстиниану (19-24 нояб. 1967) и ответного визита патриарха в Вену (20-29 июня 1968). В 1974 г. фонд Pro Oriente провел симпозиум Koinonia, положивший начало официальному богословскому диалогу между Римско-католической и православной Церквами. 30 марта - 1 апр. 1979 г. проводил в Стамбуле переговоры с К-польским патриархом Димитрием I о визите папы Иоанна Павла II, состоявшемся в нояб. того же года; во время этой встречи было объявлено об учреждении Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и православными Церквами. В сент. 1979 г. посетил Югославию, где встретился с Сербским патриархом Германом и членами Синода Сербской Православной Церкви. В сент. 1980 г. приезжал в СССР. В Троице-Сергиевой лавре был принят патриархом Московским и всея Руси Пименом. В Эчмиадзине посетил Верховного патриарха и католикоса всех армян Вазгена I, а в Тбилиси - предстоятеля Грузинской Православной Церкви Католикоса-Патриарха Илию II. В 1985 г. по инициативе К. фонд Pro Oriente издал книгу Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) «Иоанн XXIII, папа Римский» с предисловием К. Входил в состав делегации Римско-католической Церкви на торжествах по случаю Тысячелетия Крещения Руси (1988).

В 1972 г. через фонд Pro Oriente К. положил начало неофициальному диалогу с дохалкидонскими Церквами, пригласив в Вену Антиохийского патриарха Сирийской яковитской Церкви Мар Игнатия Иакова III (февр. 1973), ответный визит в Дамаск состоялся в апр. 1973 г. Во время этой поездки прошла встреча К. с иерархами Армянской Апостольской Церкви Киликийским католикосом Хореном I и соправителем-католикосом Карекином II (впосл. Верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин I). Первым важным итогом диалога фонда Pro Oriente с дохалкидонскими Церквами стала выработка «Венской формулы» о единой христологической позиции двух Церквей. 10 мая 1973 г. этот документ подписали папа Павел VI и Коптский патриарх Шенуда III. Продолжая развивать экуменические контакты с дохалкидонскими Церквами, К. посетил Коптского патриарха Шенуду III в Каире (авг. 1976) и патриарха Эфиопской Церкви Абуну Такла Хайманота в Эфиопии (янв. 1983), а также принимал в Вене католикоса всех армян Вазгена I (май 1981), патриарха Абуну Такла Хайманота (окт. 1981) и Антиохийского патриарха Сирийской яковитской Церкви Мар Игнатия Закку I Иваса.

В окт. 1968 г. по приглашению Тегеранского ун-та выступил с докладом «О мировом влиянии Заратустры», получившим высокую оценку у иранистов и историков зороастризма. В сент. 1974 г. личным гостем К. в Вене был далай-лама XIV. К. поддержал инициативу папы Иоанна Павла II по поводу проведения Всемирного дня молитвы о мире в Ассизи (27 окт. 1986), в к-рой участвовали представители христианских конфессий и различных религий мира. В лекции «II Ватиканский Собор и путь Церкви в третье тысячелетие», прочитанной 12 дек. 1995 г. в Праге, К. отверг обвинения папы в религиозном синкретизме со стороны католиков-традиционалистов (см. Традиционализм), заявив, что «значение события в Ассизи для будущего... в том, что, во-первых, католическая Церковь в лице папы дала знак, до какой степени она осознает свою задачу способствовать единству и согласию между людьми, и что, во-вторых, перед глазами людей всего мира религия была освобождена от принижающей ее рационалистической оценки. Участники встречи в Ассизи без к.-л. историко-религиозных, рациональных и теоретических дискуссий, интерпретаций и обсуждений вопросов религиеведения XIX и первой половины XX века подвели всех к осознанию значения религии для будущего людей».

В сделанном в Вене 5 дек. 1994 г. докладе «Христианство и ислам: возможности и границы диалога» К. заключил: «К далеко ведущим и отягчающим недоразумениям человечества относится тот факт, что три монотеистические религии - иудаизм, христианство, ислам - ссорятся и враждуют между собой из-за исторических разногласий и предрассудков, исполнены глубоко коренящегося недоверия по различным предметным и историческим причинам. Трудно понять, почему, несмотря на фундаментальное единство веры в Бога, эти религиозные сообщества находятся в разладе и противопоставлении. Трагично, что эти монотеистические религии, для которых нет параллелей в религиозной истории человечества, все еще не видят своей общей основы. Сегодня эти религии обязаны сообща выступить за справедливость и мир между народами во имя Творца вселенной - Единого, Единственного Бога и человека, сотворенного по образу и подобию Божию». В слове по случаю вручения ему премии за толерантность в 1999 г. в Зальцбурге К. сказал, что «...межрелигиозный диалог требует обоюдной толерантности, т. е. терпимости к мнению и позиции другого. Он ведет к сосуществованию, к совместной жизни и совместному действию, как этого требует, например, общее благо в демократическом общежительстве. С помощью толерантной настроенности и расположенности нужно преодолеть различия и вместе устранить имеющийся потенциал конфликтности. Практическим примером этому служит мирное сосуществование языковых, национальных, религиозных меньшинств и большинства в государстве».

Для христиан, по мнению К., межрелигиозный диалог помогает дать ответ на главный вопрос: «Кто есть Иисус Христос?», т. к. главное отличие христианства от других религий заключается в ответе на вопрос о Личности Иисуса Христа: «...является ли Иисус Христос великим религиозным наставником человечества, но все же в конечном счете лишь человеком, или же через Него говорит Отец Небесный, чтобы раскрыть великие вопросы человечества и дать на них ответ. Второе относится к убеждению христиан. И в этой связи вопрос о Христе есть и остается вопросом мировой истории» (König F. Let the Spirit Breathe // The Tablet. 2001. 7 Apr. P. 484). К. писал: «К великим вопросам мировой истории относится вопрос о том, кем является Иисус Христос. Сначала этот вопрос поднял Сам Иисус Христос в узком кругу Своих учеников и друзей. Иисус спрашивал их: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф 16. 13). И тогда Он повторял еще с большей настойчивостью вопрос Своим собственным ученикам: «А вы за кого почитаете Меня?» Со времени смерти и воскресения Иисуса Христа этот вопрос обращен к каждому из нас: «За кого вы Его почитаете?» Если Христос всего лишь человек, с особенными свойствами, но только человек, тогда такой вопрос незначителен. Однако если в Нем Бог принял человеческий облик и через Него обращает к нам Свое Слово, тогда этот вопрос касается каждого из нас. Миновать такую провокативную постановку вопроса невозможно никому, кто честен пред собой... И если мы открываем большую книгу истории мировых религий, то констатируем снова и снова: все люди ожидают от их религий ответа на неразрешенные загадки человеческого существования: откуда я происхожу, куда иду и какой смысл в моей жизни? В чем состоит та последняя тайна нашего существования, из которой мы происходим и к которой мы движемся? Так, вопрос о Боге объединяет людей всех религий и культур. Следует ли все это предоставить вопрошанию и поиску людей, как это происходило во многих традициях и видах религий, или Небесный Отец дал нам через Иисуса Христа последний ответ на этот вопрос?» (König F. Gedanken für ein erfülltes Leben. 2004. S. 110).

В авг. 1980 г. по достижении 75-летнего возраста в соответствии с нормами канонического права подал папе Римскому прошение об уходе на покой, но был оставлен на Венской архиепископской кафедре. В авг. 1985 г. в связи с 80-летием К. потерял право на участие в конклаве и вновь подал прошение об уходе на покой, к-рое было удовлетворено 16 сент. папой Иоанном Павлом II. В окт. того же года избран на 5 лет президентом международного католического миротворческого движения «Pax Christi». Со 2 мая 1989 г. являлся кардиналом-первопресвитером Коллегии кардиналов. Находясь на покое, проживал в Вене в монастыре Сестер милосердия, продолжал посещать приходы Венского архиеп-ства, где служил и занимался пастырской работой. В 1990 г. выступил одним из соучредителей Европейской академии наук и искусств в Зальцбурге. В 1991 г. основал фонд «Communio et Progressio - Новая надежда для Дунайского региона», к-рый присуждает премию лицам, добившимся успехов в экуменической деятельности, межрелигиозном диалоге, диалоге религии и науки.

В 1995 г. по случаю 90-летия К. префект Конгрегации вероучения кард. Йозеф Ратцингер (папа Римский Бенедикт XVI (2006-2013)) дал высокую оценку его религиеведческим трудам, подчеркнув, что они имеют большое значение не только для религиеведения, но и для католического богословия, как, напр., вопрос о соотношении Христа и др. религий мира, в которых «Христос представлен, с одной стороны, совсем иным, но все же не чужим, и все многообразие религиозного поиска воспринято и очищено Им в самой сути». По мнению кард. Й. Ратцингера, К. удалось уйти от свойственного либеральной эпохе релятивистского сравнения религий к более глубокому пониманию их единства и различия (Ratzinger J. Verantwortung für Kirche und Welt in dieser Zeit // 30 Jahre Pro Oriente: FS für den Stifter F. Kardinal König zu seinem 90. Geburstag. W., 1995. S. 42-44).

В последние годы жизни К. участвовал в полемике относительно проводимой Конгрегацией вероучения процедуры анализа богословских работ, выступая за свободу выражения богословского мнения. Одобренные в 1997 г. папой Иоанном Павлом II положения о процедуре «Agendi ratio» были применены осенью 1999 г. к соч. «На пути к христианской теологии религиозного плюрализма» бельг. иезуита Ж. Дюпюи. По итогам анонимной экспертизы некоторые положения этой работы были объявлены противоречащими католическому вероучению. В 2001 г. К. опубликовал ст. «Дайте Духу дышать» (König F. Let the Spirit Breathe // The Tablet. 2001. 7 Apr. P. 483-484). Он подчеркнул, что заслуги Дюпюи как богослова и религиеведа явно превышают заслуги анонимных экспертов, выразивших свое частное мнение, на основании которого Конгрегация вероучения вынесла несправедливое решение. Касаясь одной из дискуссионных для католической теологии кон. ХХ в. тем об обязанности католика следовать учительству Папского престола не только в догматических, но и в социально-этических суждениях, К. заявлял о праве католика, руководствуясь собственной совестью, принимать решения по вопросам, затронутым в энциклике папы Павла VI «Humanae vitae» и касающимся сексуальной этики (в т. ч. использования средств контрацепции).

К. скончался в своей квартире в мон-ре Сестер милосердия 13 марта 2004 г. На его похороны, состоявшиеся 27 марта, прибыли 13 кардиналов и ок. 60 епископов. Погребен в мемориальной часовне в склепе венского кафедрального собора св. Стефана.

Соч.: Die Amesha Spentas des Awesta u. die Erzengel im Alten Testament: Eine religionsgeschichtliche Untersuchung. [Melk], 1935; Christus u. die Religionen der Erde: Handbuch der Religionsgeschichte. W., 1951. 3 Bde; Religionswissenschaftliches Wörterbuch: Die Grundbegriffe. Freiburg i. Br., 1956; Ganz in Gottes Hand: Briefe gefallener und hingerichteter Katholiken, 1939-1945. W., 1957; Zarathustras Jenseitsvorstellungen u. das Alte Testament. Freiburg i. Br., 1964; Worte zur Zeit: Reden u. Aufsätze. Freiburg i. Br., 1968; Die Stunde der Welt. Graz; W.; Köln, 1971; Der Aufbruch zum Geist. Graz; W.; Köln, 1972; Das Zeichen Gottes. Graz; W.; Köln, 1973; Der Mensch ist für die Zukunft angelegt: Analysen, Reflexionen, Stellungnahmen. Freiburg i. Br., 1975; Kirche u. Welt: Ansprachen, Referate, Aufsätze. W.; Münch., 1978; Glaube ist Freiheit: Erinnerungen u. Gedanken eines Mannes der Kirche. W., 1981; Der Gottheit lebendiges Kleid: Evolutionstheorie u. Glaube: F. Kreuzer im Gespräch mit H. von Ditfurth, Kardinal F. König, A. Keyserling: Mit der Lindenauer Rede von Kardinal F. König über den Galilei-Prozess. W., 1982; Der Glaube der Menschen: Christus u. die Religionen der Erde. Freiburg i. Br., 1985, 19942; Der Weg der Kirche: Ein Gesprach mit G. Licheri. Düsseldorf, 1986; Juden und Christen haben eine Zukunft. Zürich, 1988 (в соавт. с: E. L. Ehrlich); Ansichten eines engagierten Kirchenmannes / Hrsg. J. Kunz. W., 1991; Haus auf festem Grund / Hrsg. A. Fenzl, R. Földy. W., 1994; Appelle an Gewissen u. Vernunft / Hrsg. G. Hierzenberger. Innsbruck; W., 1995; Geduld u. Vertrauen: Franz Kardinal König: Texte u. Gesprache / Hrsg. A. Schifferle. Freiburg, 1995; Unterwegs mit den Menschen: Vom Wissen zum Glauben / Hrsg. A. Fenzl, R. Földy. Innsbruck; W., 2001; Gedanken für ein erfülltes Leben / Hrsg. A. Fenzl, H. Nussbaumer. W., 2004; Meine Lebensstationen: Erinnerungen u. Vermächtnis. Innsbruck; W., 2005; Kardinal Franz König: Woher komme ich? Wohin gehe ich? / Hrsg. A. Fenzl, W. Moser. W.; Graz; Klagenfurt, 2009.
Изд.: Jais Ä. Bemerkungen über die Seelsorge, besonders auf dem Lande / Hrsg. F. König. Innsbruck, 1938; Europa: Horizonte der Hoffnung / Hrsg. F. König, K. Rahner. Graz; W.; Köln, 1983; Wesen u. Aufgabe einer katholischen Universität / Hrsg. F. König. Düsseldorf, 1984. (Schriften d. Katholischen Akad. in Bayern; 115); Die bleibende Bedeutung des Zweiten Vatikanischen Konzils / Hrsg. F. König. Düsseldorf, 1986. (Ibid.; 123); Zentralismus statt Kollegialität?: Kirche im Spannungsfeld / Hrsg. F. König. Düsseldorf, 1990. (Ibid.; 134); Und wir haben doch eine Zukunft: Mensch u. Natur an der Schwelle zum 3. Jahrtausend / Hrsg. F. Unger, F. König. Freiburg i. Br., 1990.
Лит.: Barta R. Kardinal Franz König: Mahner seines Volkes, Partner des Gespraches, Rufer über die Grenzen. W., 1965; Kardinal König / Hrsg. A. Fenzl. W., 1985; Kierein-Kuenring M., Kurt M. Purpurrote Weihnachten: Die Glückwünsche der Kardinäle an Kardinal König. Obertshausen, 2002; Feichtlbauer H. Franz König: Der Jahrhundert-Kardinal. W., 2003; Kunz J. Der Brückenbauer: Kardinal Franz König, 1905-2004. W., 2004; Neuhold D. Franz Kardinal König - Religion u. Freiheit: Versuch eines theologischen u. politischen Profils. Freiburg, 2008.
А. Фенцль
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ПОЛ [Поул] Реджиналд (1500-1558), кард., последний католич. архиепископ Кентерберийский (с 1556); католич. богослов, деятель Контрреформации
  • АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации
  • АНСЕЛЬМ (1033-1109), архиеп. Кентерберийский, богослов, католич. св. (пам. зап. 21 апр.)
  • АНСЕЛЬМ (1099-1158), еп. Хафельбергский, архиеп. и экзарх Равенны, средневек. католич. богослов
  • АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)
  • БАКОЦ Фома (Тамаш) (ок. 1442 - 1521), кардинал, архиеп. Грана (Эстергом), примас Венгрии
  • БЕЛЛАРМИН Роберт (1542-1621), католич. св., учитель Катол. Церкви, кардинал, богослов
  • БЕРАН Йозеф (1888-1969), кардинал, катол. архиеп. Праги
  • БОНАВЕНТУРА (Иоанн Фиданца; 1221–1274), западный богослов и философ
  • БУХБЕРГЕР Михаэль (1874 - 1961), архиеп. Регенсбургский, д-р богословия