[греч. Κενδέας] (VII в.?), прп. (пам. кипр. 6 окт.), чудотворец. Один из 300 т. н. Аламанских святых, прибывших на Кипр после завоевания Палестины арабами. Синаксарное Житие К. содержится в составе совместной службы К. и ап. Фоме, изданной в 1779 г. в Венеции архим. Киприаном. В 18 лет К. покинул родину, отправился на Св. землю и принял постриг в одном из мон-рей, а затем удалился в Иорданскую пустыню, где питался дикими плодами. За строгое подвижничество Господь наделил К. даром чудотворений. Когда некий архонт привел больного сына к известному подвижнику по имени Анания, надеясь на его исцеление, тот отправил их к К., и по молитве преподобного отрок выздоровел. Этот случай стал широко известен, вскоре К. рукоположили во иерея в одной из палестинских лавр. Однако К., привыкший к отшельническому житию, через нек-рое время снова удалился в пустыню. Там он изгнал демона из сына одного земледельца.
Из-за араб. нашествия К. и др. палестинские подвижники переселились на Кипр. Их корабль вблизи Пафоса разломился на 2 части, и отшельники достигли берега, ступая по воде, как по суше. Сначала К. устроил аскитирий на прибрежном крутом утесе недалеко от Пафоса. Враг рода человеческого, желая погубить преподобного, явился ему в образе путника и пал к его ногам, якобы прося благословение. К. споткнулся и упал с обрыва в море. По Божией милости он остался невредим, но искушения святого продолжались. По соседству с ним поселился разбойник, к-рый стал причиной мн. бед К., но подвижник лишь благодарил Господа за посланное испытание. Вскоре разбойник был схвачен местным правителем и казнен.
Затем К. покинул окрестности Пафоса и поселился на др. конце острова, близ с. Авгору (ныне округ Фамагуста), недалеко от своего духовного друга прп. Ионы (пам. кипр. 11 окт.). По пути в Авгору, проходя через города и села, К. совершил множество чудес и исцелений. Однажды во время долгой засухи жители окрестностей Авгору просили его помолиться о ниспослании дождя. Преподобный велел им разойтись по домам, чтобы они не промокли. Только он воздел руки для молитвы, как на небе показались тучи и начался ливень. Каждый раз, когда святой выходил из своей пещеры, его ожидало много людей. Желая избежать славы и похвал, К. дал обет не покидать жилища. Незадолго перед кончиной он пожелал увидеть прп. Иону, и ангел перенес того в пещеру К. Эта пещера сохранилась до настоящего времени. Рядом с ней был основан монастырь прп. Кендея. В соборе сохранились фрагменты фресок XV-XVI вв. (огромное изображение арх. Михаила и вмч. Георгия Победоносца с житийными сценами). После долгого запустения в 1972 г. мон-рь был заселен жен. монашеской общиной. Во время тур. вторжения (1974) К. явился игум. Христофоре и велел не покидать мон-ря, обещая, что тот не будет захвачен. Действительно, демаркационная линия, разделившая остров на тур. и кипрскую части, была проведена в неск. метрах от мон-ря. В Пафосе в 1923-1930 гг. также воздвигнута церковь во имя этого святого. Часть мощей К. хранится в Киккском мон-ре.
Сохранилась икона К., на которой он изображен вместе с прп. Ионой (1870, ц. вмч. Феодора в сел. Айос-Теодорос, округ Ларнака). Надпись на свитке в руке у святого гласит: «Монах непослушный - конь необузданный». Др. икона святого (1787 или 1797, мастерская И. Корнароса) с житийными сценами на нижнем поле хранится в соборе мон-ря прп. Кендея. В клеймах изображены следующие сюжеты: уход юного К. в Иерусалим, исцеление бесноватого юноши, прибытие К. и др. подвижников на Кипр, моление К. о ниспослании дождя во время многолетней засухи. В надписи на свитке говорится: «Кто приносит дар в память мою, тот меня имеет к Богу предстателем». В монастырском соборе почитается еще одна икона К. (1894) с надписью на свитке: «Монах, беги в пустыню».
Основные эпизоды Жития К. сходны с биографией прп. Иоанна Хозевита (пам. 3 и 28 окт.), в связи с чем К. П. Киррис отрицает историчность К.