КИЗИЛТАШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ СТЕФАНА СУРОЖСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXIII , С. 404-407
опубликовано: 11 июня 2018г.

КИЗИЛТАШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ СТЕФАНА СУРОЖСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Феодосийской и Керченской епархии), находится близ с. Краснокаменка (Кизилташ) Феодосийского р-на Крыма. Основан в 1856 г. архиеп. Херсонским и Таврическим свт. Иннокентием (Борисовым). Название получил от красных скал (Кизилташ - татар. «красный камень»), где расположены 2 пещеры. В зап. части совр. территории К. м. находится Разбойничья пещера, в к-рой в нач. XIX в., по легенде, скрывался Алим Азамат-оглу (его называли «крымским Робин Гудом»). К западу от нее - Священная пещера с источником, его вода считается целебной.

По преданию, в VIII в. на месте К. м. располагалась летняя резиденция свт. Стефана, архиеп. Сурожского (впосл. владыка был погребен в алтаре сурожского Софийского собора). В XV в. этот храм превратили в мечеть, но верующие укрыли мощи святителя от поругания. В XIII в. Крым стал частью Золотой Орды. Наместник золотоордынского хана передал территорию мон-ря венецианским торговцам. В 1365 г. этим местом владела Генуя. После того как во 2-й пол. XV в. поселения генуэзцев пришли в упадок, Судак и др. владения итал. торговцев были захвачены турками-османами. Христ. святыни Кизилташа пребывали в запустении. В сер. 20-х гг. XIX в. в целебном источнике Священной пещеры, к-рый почитался местными жителями различных вероисповеданий, пастух нашел икону Успения Пресв. Богородицы, впосл. перенесенную в монастырский храм (ее местонахождение неизв.). Чудесное обретение иконы не осталось без внимания паломников. Историк и этнограф П. И. Кёппен после путешествия по Крыму в 1837 г. писал, что «близ Отуз, верстах в шести от деревни, несколько вправо от дороги таракташской, есть в скале Кизилташской пещера глубиною на 17 шагов, которая иногда привлекает к себе богомольцев. В конце оной на столе, заменяющем алтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты величиною вершков в пять, на коем иссечен лик какого-то святого, судя по венцу, окружающему главу» (Кёппен. 1837. С. 37).

Сер. XIX в. - 1917 г.

Ок. 1851 г. близ пещер урочища Кизилташ поселились 2 странника: бывш. крепостной крестьянин из Калужской губ. Андроник и отставной вахмистр Пантелеимон. Андроник убедил кизилташского землевладельца доктора Виноградова продать участок земли (157 дес.) действительному статскому советнику М. И. Кашкадамову, к-рый передал ее в собственность буд. киновии. Архиеп. Иннокентий выделил 8 тыс. р. на приобретение земли, а также способствовал скорейшему утверждению сделки в законодательном порядке. Именно на этом участке земли и был основан мон-рь.

Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского муж. мон-рь. Хромолитография. Нач. ХХ в.Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского муж. мон-рь. Хромолитография. Нач. ХХ в.

В 1852 г. состоятельные прихожане из Феодосии и Судака подали архиеп. Иннокентию прошение об учреждении в Кизилташе «молитвенного пристанища или киновии». В следующем году святитель посетил Кизилташ. Когда по его просьбе надворная советница Екатерина Виноградова пожертвовала буд. обители 3 дес. земли с лесом, святитель благословил отшельников Андроника и Пантелеимона начать строительство общежительной киновии. Были сооружены молитвенный дом во имя свт. Стефана и 2 жилых помещения. В мае 1856 г. в обитель был назначен 1-й настоятель - иером. Арсений, насельник Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ря. В отчете в 1857 г. он писал о состоянии К. м.: «...кроме ветхого домика, имеется еще 4 землянки, покрытые черепицею, где помещалось 11 человек братии. Они были собраны Андроником, который как сам, так и другие, не умеют хорошо ни читать, ни петь по-церковному». Архиеп. Иннокентий, скончавшийся в 1857 г., завещал на содержание крымских мон-рей 100 акций Русского об-ва пароходства и торговли. Часть этих акций полагалась и К. м. В том же году в киновии была освящена глинобитная ц. во имя свт. Стефана Сурожского. Андроник и Пантелеимон приняли монашество, после чего Андроник покинул мон-рь и отправился на Афон, а Пантелеимон (в монашестве Пахомий) оставался в К. м. вплоть до своей кончины (1874).

20 авг. 1858 г., после того как иером. Арсений был переведен в Ферапонтов муж. скит Измаильского у. Бессарабской губ., настоятелем К. м. стал игум. прмч. Парфений. В годы Крымской войны (1853-1856) он окормлял офицеров и солдат в зоне боевых действий, за храбрость получил награды от правительства и Синода. После войны иером. Парфений, обладавший познаниями в инженерном деле, разработал проект подъема кораблей, в сент. 1854 г. затопленных в Севастопольской бухте. За неск. лет трудами игум. Парфения в К. м. были построены монашеские кельи, 2 гостиницы для паломников, сооружена мельница, устроены огороды и виноградники, скотный двор, хлев для коров и конюшня, к обители проложили дороги. Помимо работ в К. м. с 1862 г. игум. Парфений участвовал в строительстве ц. во имя прмц. Параскевы в соседнем Топловском жен. мон-ре и являлся попечителем этой обители.

Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского мон-рь. Гравюра Берндта и Бертрана. 1867 г. (Лейпциг)Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского мон-рь. Гравюра Берндта и Бертрана. 1867 г. (Лейпциг)

С учреждением самостоятельной Таврической епархии (16 нояб. 1859) при еп. Таврическом и Симферопольском Алексии (Ржаницыне) в К. м. ссылали провинившихся клириков. Поскольку духовная консистория не выделяла средств на их содержание, все тяготы по обеспечению ссыльных ложились на плечи насельников. Так, игум. Парфений писал в отчете: «В Кизилташе все эпитимийцы пользуются наравне с братией: трапезой, чаем два раза в день и порциями водки или вина в известное время...»

Епархиальное начальство, направляя игум. Парфения в Кизилташ, полагало, что он сможет развернуть строительство в новооснованной киновии, а также преодолеет недоброжелательное отношение татар-мусульман, составлявших значительную часть населения Юж. берега Крыма. По свидетельству публициста и путешественника Е. Л. Маркова, «практический глаз Парфения скоро разоблачил плутни татар, управлявших судакскими садами русских владельцев и доводивших их почти всегда до грустного состояния. Некоторые из управляющих лишились своих мест по доброму совету Парфения». Кроме того, местные жители разоряли и монастырский лес. Когда в очередной раз игум. Парфений застал их на месте преступления (воровство), злоумышленники избили настоятеля. Обращения игум. Парфения к губернатору Тавриды А. А. Солнцеву и еп. Таврическому и Симферопольскому Алексию (Ржаницыну) оказались безрезультатны. Глава Таврической консистории прот. Григорий Брюховецкий не стал выяснять положение дел и в ответ на прошения игумена «отписал ему выговор» за «излишне прямые выражения, оскорбительные для должностных лиц».

22 авг. 1866 г. игум. Парфений был убит на пути из Судака в мон-рь. Чтобы скрыть следы преступления, злоумышленники сожгли тело настоятеля. Крестьянин Якуб из дер. Таракташ, искавший в лесу пропавших волов, встретил разбойников. Убийцы взяли с него клятву не выдавать их, запугали и даже по татар. обычаю заставили есть землю. Однако Якуб проговорился, и их схватили. Дело обвиняемых в убийстве игум. Парфения рассматривал Феодосийский военно-полевой суд. Трое были приговорены к смертной казни через повешение. Останки игум. Парфения были собраны и 2 дек. 1866 г. по благословению еп. Таврического Алексия погребены недалеко от мон-ря. На пожертвования судакской помещицы Д. И. Рудневой и др. почитателей игумена был поставлен памятник из белого мрамора с чугунным крестом. Надпись на памятнике гласила: «Отец Парфений, игумен Кизилташской киновии, убит и сожжен таракташскими татарами 22 августа 1866 года на 51 году от рождения». В авг. 2000 г. Архиерейский Собор РПЦ причислил игум. Парфения к лику святых (пам. 22 авг.).

6 сент. 1866 г. К. м. возглавил иером. Николай (Левченко), в 1870 г. утвержден в должности настоятеля и 17 мая 1881 г. возведен в сан игумена. При нем насельники преобразовали в огороды и места для сенокосов ок. 7 дес. дикой земли. Шесть продольных террас, на которых располагались монастырские постройки, были обсажены фруктовыми деревьями. К этому времени мон-рь имел 35 голов скота, в искусственном пруду разводили карпов. В 1870 г. в К. м. была выстроена и в 1871 г. освящена летняя каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с колокольней, а в 1885 г. на месте 1-й глинобитной церкви сооружен зимний храм во имя св. Стефана Сурожского с ризницей, кельями для пономаря и послушников. К кон. XIX в. в Успенской ц. над царскими вратами находилась чтимая икона Успения Пресв. Богородицы, обретенная пастухом в сер. 20-х гг. XIX в. в источнике Священной пещеры.

При игум. Николае в К. м. был сослан за некие провинности иером. Сампсон, знавший «как никто все грибные и ягодные места». Во 2-й пол. XIX в. фольклорист Н. А. Маркс записал сказание «Грибы отца Самсония», посвященное иеромонаху. Этот рассказ, включенный в сборник легенд Крыма, возможно, основан на реальных событиях и свидетельствует о нравах, сложившихся в обители. По словам Маркова, игум. Николай - «человек не книжный, но зато бравый и деятельный хозяин, который отлично знает, как прививать черенки, как объездить лошадь, как подкараулить татарина на порубке монастырского леса. Он говорил с большим одушевлением о своей скотине, особенно о ее необыкновенной сметливости, о своих коммерческих проектах, об урожае, о воровстве татар. Он был в миру торговым человеком и не покинул своих практических вкусов, надев рясу». Игум. Николай был уличен в пьянстве, и 14 сент. 1889 г. киновию возглавил иером. Митрофан.

13 мая 1890 г. настоятелем К. м. стал иером. Илия, бывш. духовник Киево-Печерской лавры. При нем были выстроены 3-этажный корпус с подвалом и неск. келий и флигелей, расчищен сероводородный источник, над к-рым поставлен деревянный сруб. В том же году игум. Илия обратился к еп. Таврическому и Симферопольскому Мартиниану (Муратовскому) с просьбой передать К. м. земельный участок в 300 дес. В прошении игумен сетовал на недостаток пахотной и пастбищной земли, а также обещал епископу на выделенном участке учредить начальную церковную школу для обучения 25 мальчиков. Еп. Мартиниан отказал игум. Илии, посчитав, что у монастыря достаточно земельных владений. Получив отказ преосвященного, игумен нашел способ расширить угодья монастыря, купив на собственные средства 70 дес. леса. В кон. окт. 1892 г. игум. Илия по болезни был уволен на покой, 14 сент. 1893 г. на его место назначен иером. Маркиан.

К нач. XX в. К. м. располагался на 7 террасах, разбитых на горных склонах. Ему принадлежало 227 дес. земли (248 га), ок. 10 га занимали огороды, сад и виноградник. В монастырском хозяйстве имелось ок. 40 голов крупного рогатого скота, лошади, козы и домашняя птица. В саду рос ливанский кедр. На территории мон-ря находились 3 пруда, источник в Священной пещере, а в балке - Монастырский ручей (Лагым-Узень). Были устроены колодцы близ Успенского храма и в Разбойничьей пещере (сохранился). У сероводородного источника на монастырской территории братия построила грязелечебницу. На 1894 г. доход обители составлял 18 179 р. 79 к.; чистая прибыль - 3960 р. 53 к. 21 марта 1905 г. имп. Николай II повелел приписать обители 232,7 кв. саж. земли в Феодосии для устройства подворья.

К. м. посещали имп. Николай II с семьей, художники И. К. Айвазовский, К. Ф. Богаевский, а также кн. Л. С. Голицын, считающийся основоположником рус. виноделия в Крыму.

К 1894 г. в К. м. проживали 65 насельников, к 1904 г.- игумен, 21 монах, 31 послушник. Со 2-й пол. 90-х гг. XIX в. в К. м. усугубился конфликт между насельниками. В 1897 г. часть братии во главе с монастырским свящ. Никитским, иером. Афанасием, иеродиак. Антонием и иеродиак. Трифоном стала выражать недоверие настоятелю иером. Маркиану, к-рый, по их мнению, злоупотребляя служебным положением, допускал финансовые нарушения, поощрял доносы, осуществлял незаконное вскрытие и чтение писем иноков. Решением Таврической духовной консистории свящ. Никитский был переведен «на черные работы» в Космы и Дамиана муж. мон-рь в Алуште, иером. Афанасий сослан в керченский Катерлезский во имя вмч. Георгия мон-рь, иеродиаконам Антонию и Трифону сделан выговор. В нач. XX в. настоятелем был назначен игум. Сергий, казначеем - иеродиак. Мирон, но им не удалось разрешить внутренние конфликты. В марте 1906 г. новым настоятелем стал бывш. эконом архиерейского дома иером. Аркадий. Очередные зачинщики беспорядков, монахи Мамант и Максим, были переведены в Инкерманский во имя сщмч. Климента и Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы монастыри. В февр. 1907 г. на подворье в г. Феодосия были зверски убиты мон. Еразм и послушник Александр Гостищев. На месте преступления был найден окровавленный топор, но виновников обнаружить не удалось.

1917-2013 гг.

22 апр. 1920 г. К. м. был разграблен, возможно бандами анархистов, скрывавшимися в горах во время гражданской войны; из обители похищены деньги, документы, сберегательные книжки и процентные банковские бумаги на сумму 83135 р.

Церковь во имя прп. Серафима Саровского Кизилташского мон-ря. Фотография. 2011 г.Церковь во имя прп. Серафима Саровского Кизилташского мон-ря. Фотография. 2011 г.

К кон. 1920 г. на территории К. м. проживали архим. Мелхиседек, иеромонахи Дорофей (Тригуб), Моисей (Сидоренко), Клим (Лучкин), Григорий (Свищев), Михаил (Иваницкий), Александр (Скляревич), Феодор (Бабенко), Макарий (Кобец), Кирилл (Мосеенко) и Иоасаф (Железняк), 9 иеродиаконов, 2 схимонаха, 14 монахов и 10 послушников, псаломщик Г. Цильбербер, а также садовник М. Русяковский с женой, доярки А. Злаченова и Н. Каменкова. Нек-рое время в К. м. подвизался иеродиак. прмч. Антоний (Корж), впосл. арестованный и расстрелянный в 1938 г. В 1997 г. определением Свящ. Синода УПЦ он был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии, на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. установлено общецерковное почитание.

В 1920 г. в нек-рых постройках обители разместилась детская трудовая колония им. М. И. Калинина. Вскоре насельники зарегистрировались как трудовая община. 7 мая 1921 г. постановлением Феодосийского уездного революционного комитета в бессрочное безвозмездное пользование «Кизилташской трудовой общине» были переданы здания 2 монастырских церквей. В документах советских органов мон-рь назывался «бывшим», а братия - «гражданами Кизилташской трудовой общины». 5 окт. 1923 г. решением Крымского центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов обитель была ликвидирована, здания переданы сельскохозяйственной артели из с. Отузы (ныне пос. Щебетовка Феодосийского р-на), храмы переоборудованы под клуб и общежитие, в 1928 г. купола сбиты. В дек. 1926 г. тот же исполком принял решение: «Успенскую и Серафимскую церкви бывшего Кизилташского монастыря в Судакском районе, как фактически закрытые в 1923 г. в момент закрытия монастыря считать ликвидированными». Последний настоятель К. м. иером. Софроний (Дубинин) некоторое время окормлял небольшую жен. общину в районе Кизилташа, затем был сослан в Чернигов, где вскоре скончался. В 1930-1941 гг. территорию Кизилташа занимал дом отдыха ВВС Московского военного окр. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в мон-ре находилась база феодосийского партизанского отряда, в 1945-1950 гг.- санаторий Московского военного окр. Во 2-й пол. 40-х гг. XX в. ряд населенных пунктов Крыма подвергся переименованиям. Так, в 1948 г. с. Кизилташ стало называться Краснокаменкой. В 1950 г. по распоряжению зам. председателя Совета министров СССР Л. П. Берии все сооружения бывш. мон-ря были взорваны, в скалах прорублены ходы и размещен арсенал ядерных боеголовок Черноморского флота. Военный городок подчинялся непосредственно 12-му Главному управлению Мин-ва обороны СССР. В 1992 г. ядерный арсенал был вывезен из Крыма.

В 1995 г. в здании Дома офицеров Краснокаменки было совершено пасхальное богослужение; 28 июля 1995 г. для служения на территории военного городка был переведен из 1-й бригады морской пехоты Вооруженных сил Украины свящ. Николай Демьянюк. 15 апр. 1997 г. в ходе расширенного заседания Свящ. Синода митр. Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) доложил об открытии К. м. 29 окт. 1998 г. Государственный комитет Украины по делам религий зарегистрировал устав обители. В дек. 1998 г. в симферопольском Свято-Троицком кафедральном соборе настоятель обители свящ. Н. Демьянюк был пострижен в монашество с именем Никон, в 2002 г. возведен в сан игумена († 4 нояб. 2015 г.).

На месте бывш. монастырского пастбища построена и освящена ц. во имя Всех святых Киево-Печерских (2002), в к-рой хранятся частицы мощей святителей Иннокентия (Борисова), Луки (Войно-Ясенецкого), патриарха свт. Тихона (Беллавина), великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, прп. Агапита Печерского, блгв. кн. Александра Невского и др. Построены деревянная ц. во имя прп. Серафима Саровского (2008-2010), братский корпус, трапезная, дом настоятеля, б-ка, хозяйственные службы. На старом фундаменте восстанавливается собор свт. Стефана Сурожского. В 2013 г. площадь монастырских владений составляет 8,2 га. Подворьем К. м. является храм в честь Покрова Пресв. Богородицы (1819-1828) в г. Судак.

29 янв. 2016 г. Свящ. Синод Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) назначил на должность наместника (игумена) К. м. архим. Марка (Александрова).

Арх.: ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 6200. Л. 157; Ф. 443. Оп. 2. Д. 1. Л. 6-7; Ф. 118. Оп. 1. Д. 3430. Л. 1-67; Ф. 663. Оп. 10. Д. 9. Л. 8-10; Д. 812. Л. 132; Д. 813. Л. 48, 54.
Ист.: Высочайшее соизволение на принятие Кизилташской киновией усадебного места // Таврические ЕВ. 1904. № 7. С. 463; Высочайшее повеление на принятие Кизилташской киновией участка земли // Там же. 1905. № 11. С. 756.
Лит.: Кёппен П. И. Крымский сб.: О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. СПб., 1837; Херсонские ГВ. 1853. № 20; Таврические ГВ. 1853. № 25; Описание киновии Св. Исповедника Стефана Сурожского (Судакского), или Кизильташ в Крыму. Феодосия, 1893; Маркевич А. И. Неск. слов о деятельности в Тавриде Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического // Изв. Таврической УАК. 1901. № 31. С. 30-57; Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории. СПб., 19023; Денисов. 1908. С. 795-796; Маркс Н. А. Легенды Крыма. Симферополь, 1990. Вып. 1. С. 33-35, 42; Медведев А., прот. Благословенный лик Тавриды. Симферополь, 1993; Катунин Ю. А. Из истории христианства в Крыму: Таврическая епархия (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Симферополь, 1995; он же. Мон-ри Крыма в XIX-XX вв.: (По мат-лам крымских архивов). Симферополь, 2000. С. 42-55; Доненко Н., прот. Претерпевшие до конца. Симферополь, 1997. С. 55-59; Тур В. Г. Крымские правосл. мон-ри XIX - нач. ХХ в.: История, правовое положение. Симферополь, 1998; Правосл. мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 184; Крючин В. Мон-рь на атомной бомбе // Русский дом. М., 2002. № 11. С. 18-20; Доненко Н., прот., Ясельская Л. А. Свято-Стефано-Сурожский Кизилташский мужской мон-рь // Православные мон-ри: Симферопольская и Крымская епархия УПЦ(М). Симферополь, 2007. С. 345-378.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также