КИНДЕЙ
Том XXXIII , С. 524
опубликовано: 15 мая 2018г.

КИНДЕЙ

(† нач. IV в.), сщмч., (пам. 11 июля), пострадал в гонения имп. Диоклетиана. Житие К. содержится в визант. Синаксарях, более краткая версия - в Минологии имп. Василия II. Житие К. также сохранилось в груз. переводе Великого Синаксаря, выполненном в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели). Рукописи, относящиеся к тому же веку, хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в б-ках Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25), Екатерины вмц. мон-ря на Синае (Sinait. Iber. 4), Иверского мон-ря на Афоне (Ath. Iver. georg. 30). К. (груз. კინდეოსი, კინდევსი) в груз. источниках назван პამფილიელი ხუცესი - Памфилийский, хуцеси (старец, священник). К. происходил из Уманады в Ликаонии и являлся пресвитером в сел. Талмения близ Сиды в Памфилии (М. Азия). Он был схвачен и приведен на суд к правителю Памфилии Стратонику. К. исповедал христ. веру, после чего его подвергли пыткам: надели на ноги железную обувь с гвоздями и заставили бежать к Священным воротам. По пути святому и его мучителям встретился бедняк, несший на продажу тяжелую вязанку дров, и язычники, решив сжечь К. на костре, отобрали ее. К. по собственной воле отдал 30 фоллисов (монет) в уплату за дрова и, взвалив их на плечи, нес до места казни. Когда огонь был разожжен, К. сам взошел на костер и начал проповедовать христ. веру, а пламя не причиняло ему никакого вреда. В это время началась буря, грозившая погасить огонь. Но святой стал молиться, чтобы она прекратилась, и когда тучи рассеялись, мирно предал дух в руки Божии. Видя это, один из языческих жрецов уверовал во Христа. Он обратил в христ. веру и свою жену, к-рая послала служанку с миром и покрывалом для совершения погребения. Но из Уманады по воздуху был чудесно перенесен диак. Орест, он забрал мощи К. и похоронил их на родине святого.

В большинстве календарей К. назван мучеником, хотя правильно почитать его как священномученика, поскольку он был иереем.

Исследователи высказывали предположение, что К. может быть одним лицом с одноименным святым, пострадавшим вместе с 8 др. мучениками в Сиде Памфилийской при имп. Диоклетиане (Пергийские мученики (пам. 1 авг.)). Однако К. был пресвитером, а Киндей, память к-рого отмечается 1 авг.,- земледельцем.

Виктриций, еп. Руанский (нач. V в.), говорит об исцелениях, происходивших по молитвам к К. (S. Victricii Rothomagensis episcopi Liber de laude sanctorum. 11 // PL. 20. Col. 453). В кон. XVI в. кардинал Цезарь Бароний включил память К. в Римский Мартиролог.

Ист.: PG. 117. Col. 536; SynCP. Col. 813-814; ЖСв. Июль. С. 301.
Лит.: ActaSS. 1757. Iul. T. 3. P. 186; Aug. 1750. T. 1. P. 21-22; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 209; Т. 3. С. 265-266; Delehaye. Origines. T. 2. P. 250-251, 356; Doren R., van. Cendenas // DHGE. 1953. T. 12. Col. 136; Rimoldi A. Cindeo // BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 1255-1256; Κινδαῖος // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 581; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 251; Габидзашвили. Переводные пам-ки. 2004. Т. 1. С. 255; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2008. Τ. 11: ᾿Ιούλιος. Σ. 113-114.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
  • АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
  • АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)
  • АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
  • АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
  • АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)