АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ
Том II , С. 670-671
опубликовано: 18 февраля 2009г.

АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ

Содержание

(Вениаминов Антон; 2-я пол. XVI в.- между 1611 и 1613? [кон. XV - нач. XVI в.]), прп. (пам. 17 окт., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей). Основатель Антониева Леохновского мон-ря. В житии преподобного (древнейший список: РНБ. Q. I. 1364. Л. 22 об.- 41 об., сер. XVIII в.) сообщается, что он происходил из тверского рода Вениаминовых. Уйдя из дому, А. Л. нек-рое время подвизался в Рублёвой пустоши, находившейся в 12 поприщах (16 км) от оз. Ильмень. В иноки его постриг пустынник Тарасий, живший в 3 поприщах от Рублёвой пустоши, в с. Леохнове, вблизи Ст. Руссы Новгородской обл. Здесь А. Л. выстроил деревянный Преображенский храм и основал мон-рь. Имена исторических деятелей и даты, приводимые в списках жития, противоречивы и заставляют предполагать, что житие было написано через много лет после кончины преподобного и основывается преимущественно на устном предании. Нельзя исключить также, что в житии объединены 2 Антония, жившие в разное время.

Прп. Антоний Леохновский. Икона из ц. Спаса Преображения в Леохнове. Кон. XIX вПрп. Антоний Леохновский. Икона из ц. Спаса Преображения в Леохнове. Кон. XIX в

В старейшем списке жития А. Л. (а также в списке РНБ. Титов. № 4230. Л. 1-18, нач. XIX в.) cказано, что А. Л. получил антиминс для строительства церкви в 1479 (6987) г. от новгородского архиеп. Геннадия (1484-1504). При царе Василии Иоанновиче (по-видимому, имеется в виду Василий III (1505-1533)) А. Л. приходил в Москву и ему была пожалована грамота на земли и рыбные ловли на оз. Ильмень. Одно из прижизненных чудес святого (связанное с пожаром в трапезной) датировано 11 февр. 1542 (7050) г. Житие не указывает год, когда преставился преподобный, назван лишь день - 14 сент. А. Л. был погребен в ц. св. ап. Луки на Рятине ул. в Новгороде. После рассказа о погребении преподобного составитель жития, желая объяснить, почему А. Л. преставился в Новгороде, пишет, что он был взят туда митр. Киприаном (1626-1634), «егда плениша безбожнии еллини Великий Новъград» (Новгород был под властью шведов с 17 июля 1611 по конец февр. 1617); обитель была разорена шведами, и бо́льшая часть братии погибла. Т. о. получилось, что А. Л. в год преставления должно было быть более 150 лет, однако в житии сказано, что святой прожил 86 лет, из них 56 - в монашестве.

Новгородские списки жития (напр., НИКМ. Инв. № 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.) попытались снять противоречия, не приводя дат и не указывая имен архиепископа, давшего антиминс для Преображенской ц., и митрополита, при к-ром «преподобный отец наш Антоний взят бысть в Великий Новъград». Вместо царя Василия Иоанновича в новгородских списках назван Иоанн IV Васильевич Грозный (1547-1584), не указано количество лет, прошедших со дня преставления святого до перенесения его мощей.

Текст жития А. Л. частично заимствован: в чуде святого «о предвидении поражения под Оршавою» использовано аналогичное чудо о предвидении поражения рус. войск под Оршей в 1514 г., о к-ром говорится в «Надгробном слове преподобному Иосифу Волоколамскому», написанном Досифеем (Топорковым). «Повесть монаха Нифонта» о встрече с А. Л. является переделкой патериковой Повести о Марке Фраческом.

В самой ранней известной грамоте, выданной Леохновскому мон-рю в 1587 г. (сохранилась в копии 1675), сообщается, что «ко Всемилостивому Спасу... в пустынь к старцу Антонию» жалуются пустоши Рублёво и Леохново (НГОМЗ ОПИ. № 349. Л. 2-3 об.). Упоминаемый старец Антоний, видимо, основатель мон-ря. Поскольку в новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг. Леохновский мон-рь не упомянут, его основание преподобным, вероятно, произошло в посл. четв. XVI в. В «Описании о российских святых» А. Л. упоминается под 17 окт. 6900 (1392) г. Отенские святцы, цитируемые архиеп. Филаретом, указывают 7100 (1592) г. Большинство исследователей считают, что кончину святого можно отнести к 1611-1613 гг., однако и в этом вопросе существуют разные мнения.

Время местной канонизации А. Л. неизвестно, вероятно, это произошло не позднее 1-й трети XVII в., т. к. в 1626-1632 гг. были обретены мощи святого. В житии рассказывается, что через неск. лет после оккупации Новгорода шведами А. Л. трижды являлся во сне иноку Леохновской обители Григорию с повелением пойти к митр. Новгородскому Киприану и сказать, чтобы тело преподобного положили в Леохновском мон-ре. Григорий сообщил о явлениях святого митрополиту, 12 июля в присутствии митр. Киприана и юрьевского архим. Дионисия (1618-1632) состоялся перенос мощей А. Л. из Новгорода в Леохновский мон-рь, во время к-рого произошло 2 исцеления слепых. Самый ранний список службы святому (под 12 июля - память перенесения мощей) датируется сер. XVIII в. (РНБ. Q. I. 1364. Л. 1-22 об.).

Несмотря на то что Леохновский мон-рь был в 1764 г. закрыт, а в 1788 г. его деревянные постройки сгорели, память основателя мон-ря почиталась жителями Леохнова и его окрестностей. В 1788 г. была построена каменная ц. в честь Преображения Господня с приделами в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и А. Л. Под аркой, отделяющей придел во имя А. Л. от средней части храма, под спудом находятся мощи святого, над к-рыми сооружена деревянная вызолоченная рака (сохранилась), ее верхнюю крышку украшал образ святого «из серебра с позолоченным венцом и хартией» (утрачен). Перед ракой на вост. стене находился древний Нерукотворный Образ Спасителя, по преданию принадлежавший А. Л. и чудесно уцелевший во время пожара 1788 г.; при раке также хранились жернова, к-рыми А. Л. молол хлеб (в наст. время эти святыни утрачены). В XIX в. установилась традиция праздновать перенесение мощей А. Л. из Новгорода в Леохновский мон-рь не 12 июля, а во 2-ю пятницу после 29 июня - память апостолов Петра и Павла. В этот день в Леохнове собиралось множество богомольцев и совершался крестный ход из 7 соседних церквей в Леохновскую ц. Кроме того, существовал обычай на праздник Вознесения Господня совершать после литургии крестный ход из бывш. Рублёвой пустоши в Леохново в память прихода туда А. Л. из места первоначальных подвигов.

В Рублёвой пустоши в 1859 г. была найдена пещера, в к-рой, по преданию, подвизался А. Л. Над пещерой через нек-рое время устроили часовню, в 1873 г. неподалеку от пещеры поставили церковь, к-рую 30 авг. того же года освятили во имя А. Л.; церковь была приписана к Леохновскому храму, служба в ней совершалась в дни памяти А. Л. и 30 авг. В Рублёвой пустоши также сохранялись реликвии, связанные, по преданию, с пребыванием здесь А. Л.: остатки печи, на к-рой он готовил себе пищу, колода, служившая ему подушкой во время сна, гумно, устроенное им для обмолота хлеба (на этом месте была поставлена икона Вознесения Господня), колодец святого.

В 1938 г. Преображенская ц. была закрыта и переоборудована под клуб. Незадолго до закрытия церкви А. Л. явил чудо: когда некие святотатцы начали выкапывать каменное надгробие, находившееся под ракой святого, из-под надгробия вырвался огненный столп и опалил одному из них лицо. 21 апр. 1945 г. по просьбе прихожан была зарегистрирована правосл. община, к-рой передали церковь. В кон. XX в. многочисленные паломники приезжали поклониться мощам А. Л.

Ист.: Жития святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских, и местно чтимых подвижников благочестия. СПб., 1858. Июль. С. 101-106; ЖСв. Кн. доп. 1: Сент.-дек. С. 239-249.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 11-12; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 172; Краснянский Г., свящ. Месяцеслов новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 106-108; Преподобный Антоний Леохновский, новгородский чудотворец. СПб., 1880, 1994п; Строев. Списки иерархов. Стб. 110; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 1882. Т. 3. С. 241-243; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Воронеж, 1883. Август. С. 371-373; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 160-163; Преподобный Антоний Леохновский (Новгородский чудотворец). СПб., 1994.
А. А. Романова

Иконография

Сохранилось сравнительно немного изображений А. Л. Неск. икон находится в Преображенском храме с. Леохнова; наиболее ранняя, кон. XVIII - нач. XIX в., помещена над ракой А. Л. На ней святой представлен старцем с седой бородой средней длины и короткими волосами, облачен в рясу, епитрахиль и монашескую мантию, руки сложены на груди. А. Л. изображен в правой части средника стоящим на берегу реки перед Спасителем в облаке, на др. берегу - основанный А. Л. мон-рь с 6-гранной в плане стеной, на углах - башни, впереди - надвратная церковь, внутри ограды - 5-главый Преображенский собор с 3-ярусной колокольней, одноглавая церковь и неск. построек. На иконе кон. XIX в. того же извода у святого в левой руке четки, правая прижата к груди, храм имеет 3 главы и 3-ярусную колокольню. Храмовая икона из ц. с. Леохнова с тем же типом изображения находится под масляной записью 2-й пол. XX в. (сохранность первоначальной живописи и ее датировка пока не установлены) - собор с колокольней и часть монастырской стены представлены крупным планом, в левом верхнем углу - поддерживаемая ангелом Казанская икона Божией Матери, к-рой посвящен один из приделов собора.

В ряду избранных святых А. Л. изображен на иконе XIX в. (НГОМЗ) рядом с прп. Михаилом Клопским; на иконе XIX в. (Преображенская ц. с. Леохнова) - с вмч. Димитрием Солунским, благоверными князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, на преподобном вместо епитрахили изображена схима, правая рука возле груди, в левой - свиток с традиц. надписью: «Не скорбите убо, братия, но посему разумейте, аще». Известны изображения А. Л. в композиции «Собор Новгородских святых»: на иконе кон. XIX в. (НГОМЗ) преподобный, стоящий слева во 2-м ряду, возле прп. Ксенофонта Робейского, представлен старцем с куколем на голове, небольшой седой кудреватой бородой, раздвоенной книзу. На прориси с образа Новгородских чудотворцев, XVIII в., он представлен справа во 2-м ряду, рядом с преподобными Ефремом Перекомским и Антонием Дымским, в отличие от последнего имеет кудреватые волосы и бороду.

Лит.: Прп. Антоний Леохновский (Новгородский чудотворец): Житие и описание Леохнова мон-ря. СПб., 1994. С. 31-32; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 619. Т. 2. С. 54-55.
О. А. Зверева, Ю. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
  • АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)
  • ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых),
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)
  • АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых)
  • АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)