(Вениаминов Антон; 2-я пол. XVI в.- между 1611 и 1613? [кон. XV - нач. XVI в.]), прп. (пам. 17 окт., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей). Основатель Антониева Леохновского мон-ря. В житии преподобного (древнейший список: РНБ. Q. I. 1364. Л. 22 об.- 41 об., сер. XVIII в.) сообщается, что он происходил из тверского рода Вениаминовых. Уйдя из дому, А. Л. нек-рое время подвизался в Рублёвой пустоши, находившейся в 12 поприщах (16 км) от оз. Ильмень. В иноки его постриг пустынник Тарасий, живший в 3 поприщах от Рублёвой пустоши, в с. Леохнове, вблизи Ст. Руссы Новгородской обл. Здесь А. Л. выстроил деревянный Преображенский храм и основал мон-рь. Имена исторических деятелей и даты, приводимые в списках жития, противоречивы и заставляют предполагать, что житие было написано через много лет после кончины преподобного и основывается преимущественно на устном предании. Нельзя исключить также, что в житии объединены 2 Антония, жившие в разное время.
В старейшем списке жития А. Л. (а также в списке РНБ. Титов. № 4230. Л. 1-18, нач. XIX в.) cказано, что А. Л. получил антиминс для строительства церкви в 1479 (6987) г. от новгородского архиеп. Геннадия (1484-1504). При царе Василии Иоанновиче (по-видимому, имеется в виду Василий III (1505-1533)) А. Л. приходил в Москву и ему была пожалована грамота на земли и рыбные ловли на оз. Ильмень. Одно из прижизненных чудес святого (связанное с пожаром в трапезной) датировано 11 февр. 1542 (7050) г. Житие не указывает год, когда преставился преподобный, назван лишь день - 14 сент. А. Л. был погребен в ц. св. ап. Луки на Рятине ул. в Новгороде. После рассказа о погребении преподобного составитель жития, желая объяснить, почему А. Л. преставился в Новгороде, пишет, что он был взят туда митр. Киприаном (1626-1634), «егда плениша безбожнии еллини Великий Новъград» (Новгород был под властью шведов с 17 июля 1611 по конец февр. 1617); обитель была разорена шведами, и бо́льшая часть братии погибла. Т. о. получилось, что А. Л. в год преставления должно было быть более 150 лет, однако в житии сказано, что святой прожил 86 лет, из них 56 - в монашестве.
Новгородские списки жития (напр., НИКМ. Инв. № 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.) попытались снять противоречия, не приводя дат и не указывая имен архиепископа, давшего антиминс для Преображенской ц., и митрополита, при к-ром «преподобный отец наш Антоний взят бысть в Великий Новъград». Вместо царя Василия Иоанновича в новгородских списках назван Иоанн IV Васильевич Грозный (1547-1584), не указано количество лет, прошедших со дня преставления святого до перенесения его мощей.
Текст жития А. Л. частично заимствован: в чуде святого «о предвидении поражения под Оршавою» использовано аналогичное чудо о предвидении поражения рус. войск под Оршей в 1514 г., о к-ром говорится в «Надгробном слове преподобному Иосифу Волоколамскому», написанном Досифеем (Топорковым). «Повесть монаха Нифонта» о встрече с А. Л. является переделкой патериковой Повести о Марке Фраческом.
В самой ранней известной грамоте, выданной Леохновскому мон-рю в 1587 г. (сохранилась в копии 1675), сообщается, что «ко Всемилостивому Спасу... в пустынь к старцу Антонию» жалуются пустоши Рублёво и Леохново (НГОМЗ ОПИ. № 349. Л. 2-3 об.). Упоминаемый старец Антоний, видимо, основатель мон-ря. Поскольку в новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг. Леохновский мон-рь не упомянут, его основание преподобным, вероятно, произошло в посл. четв. XVI в. В «Описании о российских святых» А. Л. упоминается под 17 окт. 6900 (1392) г. Отенские святцы, цитируемые архиеп. Филаретом, указывают 7100 (1592) г. Большинство исследователей считают, что кончину святого можно отнести к 1611-1613 гг., однако и в этом вопросе существуют разные мнения.
Время местной канонизации А. Л. неизвестно, вероятно, это произошло не позднее 1-й трети XVII в., т. к. в 1626-1632 гг. были обретены мощи святого. В житии рассказывается, что через неск. лет после оккупации Новгорода шведами А. Л. трижды являлся во сне иноку Леохновской обители Григорию с повелением пойти к митр. Новгородскому Киприану и сказать, чтобы тело преподобного положили в Леохновском мон-ре. Григорий сообщил о явлениях святого митрополиту, 12 июля в присутствии митр. Киприана и юрьевского архим. Дионисия (1618-1632) состоялся перенос мощей А. Л. из Новгорода в Леохновский мон-рь, во время к-рого произошло 2 исцеления слепых. Самый ранний список службы святому (под 12 июля - память перенесения мощей) датируется сер. XVIII в. (РНБ. Q. I. 1364. Л. 1-22 об.).
Несмотря на то что Леохновский мон-рь был в 1764 г. закрыт, а в 1788 г. его деревянные постройки сгорели, память основателя мон-ря почиталась жителями Леохнова и его окрестностей. В 1788 г. была построена каменная ц. в честь Преображения Господня с приделами в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и А. Л. Под аркой, отделяющей придел во имя А. Л. от средней части храма, под спудом находятся мощи святого, над к-рыми сооружена деревянная вызолоченная рака (сохранилась), ее верхнюю крышку украшал образ святого «из серебра с позолоченным венцом и хартией» (утрачен). Перед ракой на вост. стене находился древний Нерукотворный Образ Спасителя, по преданию принадлежавший А. Л. и чудесно уцелевший во время пожара 1788 г.; при раке также хранились жернова, к-рыми А. Л. молол хлеб (в наст. время эти святыни утрачены). В XIX в. установилась традиция праздновать перенесение мощей А. Л. из Новгорода в Леохновский мон-рь не 12 июля, а во 2-ю пятницу после 29 июня - память апостолов Петра и Павла. В этот день в Леохнове собиралось множество богомольцев и совершался крестный ход из 7 соседних церквей в Леохновскую ц. Кроме того, существовал обычай на праздник Вознесения Господня совершать после литургии крестный ход из бывш. Рублёвой пустоши в Леохново в память прихода туда А. Л. из места первоначальных подвигов.
В Рублёвой пустоши в 1859 г. была найдена пещера, в к-рой, по преданию, подвизался А. Л. Над пещерой через нек-рое время устроили часовню, в 1873 г. неподалеку от пещеры поставили церковь, к-рую 30 авг. того же года освятили во имя А. Л.; церковь была приписана к Леохновскому храму, служба в ней совершалась в дни памяти А. Л. и 30 авг. В Рублёвой пустоши также сохранялись реликвии, связанные, по преданию, с пребыванием здесь А. Л.: остатки печи, на к-рой он готовил себе пищу, колода, служившая ему подушкой во время сна, гумно, устроенное им для обмолота хлеба (на этом месте была поставлена икона Вознесения Господня), колодец святого.
В 1938 г. Преображенская ц. была закрыта и переоборудована под клуб. Незадолго до закрытия церкви А. Л. явил чудо: когда некие святотатцы начали выкапывать каменное надгробие, находившееся под ракой святого, из-под надгробия вырвался огненный столп и опалил одному из них лицо. 21 апр. 1945 г. по просьбе прихожан была зарегистрирована правосл. община, к-рой передали церковь. В кон. XX в. многочисленные паломники приезжали поклониться мощам А. Л.
Сохранилось сравнительно немного изображений А. Л. Неск. икон находится в Преображенском храме с. Леохнова; наиболее ранняя, кон. XVIII - нач. XIX в., помещена над ракой А. Л. На ней святой представлен старцем с седой бородой средней длины и короткими волосами, облачен в рясу, епитрахиль и монашескую мантию, руки сложены на груди. А. Л. изображен в правой части средника стоящим на берегу реки перед Спасителем в облаке, на др. берегу - основанный А. Л. мон-рь с 6-гранной в плане стеной, на углах - башни, впереди - надвратная церковь, внутри ограды - 5-главый Преображенский собор с 3-ярусной колокольней, одноглавая церковь и неск. построек. На иконе кон. XIX в. того же извода у святого в левой руке четки, правая прижата к груди, храм имеет 3 главы и 3-ярусную колокольню. Храмовая икона из ц. с. Леохнова с тем же типом изображения находится под масляной записью 2-й пол. XX в. (сохранность первоначальной живописи и ее датировка пока не установлены) - собор с колокольней и часть монастырской стены представлены крупным планом, в левом верхнем углу - поддерживаемая ангелом Казанская икона Божией Матери, к-рой посвящен один из приделов собора.
В ряду избранных святых А. Л. изображен на иконе XIX в. (НГОМЗ) рядом с прп. Михаилом Клопским; на иконе XIX в. (Преображенская ц. с. Леохнова) - с вмч. Димитрием Солунским, благоверными князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, на преподобном вместо епитрахили изображена схима, правая рука возле груди, в левой - свиток с традиц. надписью: «Не скорбите убо, братия, но посему разумейте, аще». Известны изображения А. Л. в композиции «Собор Новгородских святых»: на иконе кон. XIX в. (НГОМЗ) преподобный, стоящий слева во 2-м ряду, возле прп. Ксенофонта Робейского, представлен старцем с куколем на голове, небольшой седой кудреватой бородой, раздвоенной книзу. На прориси с образа Новгородских чудотворцев, XVIII в., он представлен справа во 2-м ряду, рядом с преподобными Ефремом Перекомским и Антонием Дымским, в отличие от последнего имеет кудреватые волосы и бороду.