КИПРИАН
Том XXXIII , С. 695-698
опубликовано: 16 августа 2018г.

КИПРИАН

[лат. Cyprianus; франц. Cyprien] (VI в.), св. (пам. зап. 3 окт.), еп. г. Телон (ныне Тулон, Франция), один из ближайших учеников и сподвижников свт. Кесария, еп. Арелатского (Арльского). Вероятно, состоял в общине клириков, живших в епископской резиденции, где и получил образование под рук. свт. Кесария (Vita Caesarii. I 52 // Vie de Césaire d'Arles. 2010. P. 220). Не позднее 517 г. возведен на Телонскую кафедру. Принял участие в работе неск. Соборов, неизменно поддерживал богословскую позицию и церковно-дисциплинарные решения св. Кесария Арелатского. В соборных постановлениях подпись К. стоит на одном из первых мест, что скорее всего отражало степень близости к свт. Кесарию и значимость поддержки, которую К. оказывал митрополиту. 14 епископов, в т. ч. К., и 4 пресвитера из Юж. Галлии (входила в состав королевства остготов) присутствовали на Арелатском Соборе 524 г., созванном по случаю освящения базилики Пресв. Девы Марии. Решения Собора касались порядка принятия кандидатов в клир и возведения на епископские кафедры, подчеркивалась необходимость придерживаться «постановлений древних отцов» (antiquorum patrum statuta). К. участвовал в Карпенторатском (Карпантраском) Соборе 527 г., на котором рассматривались вопросы, связанные с правом епископов распоряжаться собственностью сельских церквей (parrociae). Участники Собора заявили о недопустимости злоупотреблений, потребовав, чтобы епископы не отчуждали в свою пользу имущество, необходимое для существования церкви. На Соборе в Вазионе (ныне Везон-ла-Ромен) (нояб. 529) по инициативе свт. Кесария Арелатского были проведены богослужебные преобразования с целью привести галльские обычаи в соответствие с традициями Римской Церкви. Под актами Массилийского (Марсельского) Собора 533 г., созванного для суда над Контумелиозом, еп. г. Рейи (ныне Рьез), к-рого обвиняли в безнравственности и растрате церковного имущества, подпись К. стоит сразу после подписи свт. Кесария.

В 20-х гг. VI в. как из-за дисциплинарных мер свт. Кесария Арелатского, стремившегося укрепить свою власть как папского викария и первенствующего епископа Галлии, так и из-за богословских расхождений обострились разногласия между его сторонниками и другими галльскими иерархами. Основная часть галльского духовенства отвергала учение блж. Августина о благодати, свободной воле и предопределении, следуя «полупелагианской» позиции, наиболее последовательно выраженной св. Фавстом († до 500), еп. Рейским. Свт. Кесарий Арелатский занимал компромиссную позицию: вслед за блж. Августином он признавал основополагающее значение божественной благодати для зарождения веры в человеческой душе и для совершения добрых дел, но отвергал его учение о предопределении человека к спасению или к проклятию. В проповедях святитель утверждал, что всякий христианин, творящий добрые дела, может достичь спасения (Klingshirn. 1994. P. 142-143).

Противники свт. Кесария Арелатского объединились вокруг Вьеннского еп. Юлиана, чья кафедра находилась на подконтрольных бургундам, а затем франкам землях. Вероятно, ок. 528 г. еп. Юлиан созвал Собор в г. Валенция (ныне Валанс). Приглашение получил и Кесарий, к-рый отказался приехать, сославшись на болезнь. Однако в июле 529 г. он возглавил Собор епископов, состоявшийся в г. Аравсион (ныне Оранж) по случаю освящения базилики, к-рую построил для горожан префект претория Либерий. Кроме 14 епископов на Соборе присутствовали 8 высокопоставленных мирян - представителей остгот. администрации Юж. Галлии. Участники Собора приняли ряд канонов, которые в основном соответствовали рекомендациям, полученным от Папского престола; к этим канонам были добавлены предисловие и вероучительные параграфы, которые составил Кесарий Арелатский. Собравшиеся в Аравсионе епископы поддержали умеренную позицию святителя, подтвердив его мнение о соотношении божественной благодати и человеческой воли и отвергнув учение блж. Августина о предопределении каждого человека ко злу и к гибели или к добру и спасению. Вероятно, вскоре после Аравсионского Собора состоялся Собор в Валенции, на к-рый свт. Кесарий направил делегацию во главе с К., «великим и славным предстоятелем Телонским» (Vita Caesarii. I 60 // Vie de Césaire d'Arles. 2010. P. 232). О постановлениях Собора известно только из Жития свт. Кесария. Вопреки решениям Аравсионского Собора участники Собора в Валенции поддержали традиционную для галльского духовенства т. зр., согласно которой вера исходит из природы человека, а не от даруемой свыше благодати. В речи к собравшимся епископам К. изложил «истинное и очевидное учение, соответствующее апостольскому преданию», призвав согласиться с вероучительным определением, принятым в Аравсионе. Согласно Житию свт. Кесария, со временем противники святителя признали его правоту, поскольку его позицию поддержал папа Римский Бонифаций II (530-532).

В 541 г. К. вместе со свт. Кесарием Арелатским принял участие в Аврелианском (Орлеанском) Соборе. О К. упоминается в завещании свт. Кесария, составленном незадолго до смерти (27 авг. 542): епископ должен был получить «плащ и тот из поясов, что получше» (mantum et cinctiorium meliorem - Testamentum sancti Caesarii // Césaire d'Arles. Œuvres monastiques / Éd. A. de Vogüé, J. Courreau. P., 1988. T. 1. P. 394. (SC; 345)).

К. участвовал в составлении Жития свт. Кесария. С этой просьбой к епископу обратилась Кесария Младшая, родственница святителя и аббатиса жен. обители, основанной им в Арелате. Над 1-й книгой Жития свт. Кесария работали К., Фирмин, еп. г. Уцеция (ныне Юзес), и еп. Вивенций, 2-ю книгу Жития составили пресв. Мессиан и диак. Стефан. В 1-й книге сообщается о жизни свт. Кесария до проведения Аравсионского Собора (529) и утверждения соборных актов папой Бонифацием II; рассказывается о пастырской и политической деятельности святителя (пребывание в Леринском монастыре (см. Лерен), руководство Арелатской митрополией, основание мон-рей, просветительские труды), его путешествиях и совершеннных им чудесах. Во 2-й книге деятельность свт. Кесария представлена с т. зр. представителей арелатского духовенства (управление диоцезом, пастырские визитации) и лиц, близко знавших святого (частная жизнь святителя, его беседы со знакомыми, видения и сны). Поскольку составители Жития лично знали свт. Кесария, были очевидцами мн. описанных событий и стремились сохранить как можно больше сведений о святом, оно является ценным историческим источником (см.: Klingshirn. 1994. P. 7-9; Vie de Césaire d'Arles. 2010. P. 21-22). Основным лит. образцом в работе над ним послужило, вероятно, Житие свт. Илария Арелатского, составленное Гоноратом Массилийским (о лит. особенностях Жития св. Кесария Арелатского см.: Vie de Césaire d'Arles. 2010. P. 113-126).

Св. Киприан. Скульптура в соборе г. Тулон. 1852 г.Св. Киприан. Скульптура в соборе г. Тулон. 1852 г.

Сохранилось послание К. к Максиму, еп. Генавы (ныне Женева), где рассматривается вопрос о двух природах Христа (CPL, N 1020). Автор возражает еп. Максиму, к-рый посчитал неортодоксальным использованное К. выражение «Бог пострадал как человек» (eo quod Deum hominem esse passum dixerim). Послание составлено ранее 541 г., возможно вскоре после Собора в Валенции, на котором могла состояться встреча К. с Максимом. Кроме Свящ. Писания автор ссылается на труды свт. Илария Пиктавийского и Лепория (V в.) (см.: Besson M. Recherches sur les origines des évêchés de Genève, Lausanne, Sion et leurs premiers titulaires jusqu'au déclin du VIe siècle. Fribourg, 1906. P. 130-132). К. принадлежит предисловие к переработке «Иудейской войны» Иосифа Флавия, приписываемой Егесиппу (CPL, N 1021). Иногда К. называют автором «Семикнижия», стихотворного переложения первых 7 книг ВЗ (напр.: Mayor J. E. B. The Latin Heptateuch. L., 1889. P. XXXIX-XLII), но, по мнению большинства исследователей, поэма принадлежит Киприану, галльскому автору V в.

К. скончался до 549 г.: на состоявшемся в этом году Соборе в Аврелиане присутствовал его преемник - еп. Палладий.

Самые ранние сведения о почитании К. в Тулоне относятся к XII-XIII вв. О святом упоминается в эпитафии Арльского архиеп. Пьера Иснара († 1190), занимавшего Тулонскую кафедру (Lambert. 1886. P. 164). О праздновании памяти К. 3 окт. известно с кон. XIII в., к 1283 г. относится упоминание о реликвии святого, помещенной в алтарь кафедрального собора в Тулоне при освящении (Ibid. P. 265). В 1333 г. в соборе существовала капелла во имя К. (Ibid. P. 171-172, 347).

В 1374 г. в стене кафедрального собора в Тулоне были обнаружены документы с изложением сведений о К., имевших легендарный характер. Среди этих документов были акт об основании гр. Гильбертом собора в Тулоне (1096) и жития легендарных епископов города, начиная с Клеона, сподвижника св. Лазаря Четверодневного (жития были якобы переписаны по указанию гр. Гильберта с древней рукописи, заверенной еп. Дезидерием (VI в.)). Согласно Житию К., святой происходил из знатного марсельского рода. Находившихся у власти готов, к-рые исповедовали арианство, святой усердно обращал в правосл. веру. Среди обращенных были гот. военачальники Мандриан и Флавиан, к-рые затем стали отшельниками. Они погибли вместе с К. при взятии города лангобардами (556). Эти сведения были отвергнуты болландистами как недостоверные, а документы признаны подделкой (ActaSS. Oct. T. 2. P. 178). На время составления Жития К., обнаруженного в 1374 г., указывают имеющиеся в нем заимствования из стихотворного Жития св. Гонората на окситанском языке, написанного Раймоном Феро (ок. 1300; см.: Lambert. 1886. P. 50-53, 86-87). К легендарным сказаниям принадлежит и подложный акт об обретении мощей К., к-рое якобы состоялось в 1201 г. Согласно этому документу, при разборке примыкавшей к кафедральному собору стены работники обнаружили каменную гробницу, в которой находился деревянный ларец с человеческими останками, на нем была надпись: «Здесь почивает прах блаженных Киприана, Мандриана и Флавиана» (Hic iacent ossa beatorum Cypriani, Mandriani et Flaviani). По указанию еп. Понса Розена (Рансена) мощи святых были перенесены в собор (ActaSS. Oct. T. 2. P. 164; Vienne H. Promenades dans Toulon ancien et moderne: Esquisses historiques. Toulon, 1841. P. 28-29, 204-205).

К XVI-XVII вв. относятся более подробные сведения о почитании К., получившем распространение преимущественно в Тулоне и Марселе (ActaSS. Oct. T. 2. P. 164-165). В этот период К. почитался как св. покровитель Тулона; в день его памяти совершалась процессия с его мощами, а также со статуей. По преданию, на одной из городских площадей щека статуи краснела, как якобы воспоминание о пощечине, к-рую нанес епископу некий арианин, разгневанный успешной проповедью К. среди еретиков (Lambert. 1886. P. 177). По указанию кард. Агостино Тривульцио, апостольского администратора диоцеза Тулон (1524-1535), мощи К. были освидетельствованы, главу святого поместили в серебряный реликварий (Idem. 1899. P. 83).

В 1618 г. использовавшийся в Тулоне оффиций К. был отредактирован Антуаном дю Бланом, прево соборного капитула, а затем повторно исправлен, при этом удалена бóльшая часть сведений, восходивших к агиографической легенде XIV в. (о мученической смерти К. и др.). При составлении новой версии чтений использовано Житие свт. Кесария Арелатского и его завещание, изданное Лаврентием Сурием и Винченцо Барралисом, однако были сохранены сведения, не подтвержденные надежными источниками (напр., о присутствии диак. К. на Агатском (Агдском) Соборе (506), о споре К. с кор. Аларихом о правосл. вере, об обращении Мандриана и Флавиана и др.; см.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 166-167; Officia propria Sanctorum sanctae ecclesiae Massiliensis. Massiliae, 1824. P. 404-406). Согласно чтениям в бревиарии еп-ства Фрежюс, К. получил воспитание в аббатстве св. Виктора в Марселе, после чего был принят св. Кесарием в состав клира. Он участвовал во мн. церковных Соборах и успешно боролся с арианской ересью (Breviarium Forojulense: Pars autumnalis. Vesontione, 1833. P. 477-478).

В 1660 г. в связи с перестройкой кафедрального собора мощи К. были вновь освидетельствованы и положены в новую раку, помещенную в главном алтаре собора. В указе еп. Пьера де Пингре (1659-1662) отмечалось, что ранее мощи К. хранились небрежно, частицы мощей раздавали частным лицам, поэтому впредь рака должна быть заперта на 4 замка, ключи от к-рых находились бы у должностных лиц капитула и у городских консулов (Lambert. 1899. P. 396-398). В 1792 г., во время Французской революции, хранившиеся в соборе ценности, в т. ч. серебряный реликварий для главы К., конфисковали. Однако мощи святого были спрятаны католич. духовенством и впосл. возвращены в собор. В 1851 г. в Тулоне основан приход во имя К. (приходская церковь в неороманском стиле построена в 1870-1872). Поминовение святого совершалось также в еп-ствах Марсель и Фрежюс, в состав последнего с 1822 г. вошла территория упраздненного диоцеза Тулон.

В наст. время К. почитается как один из покровителей еп-ства Фрежюс-Тулон; память святого под 3 окт. внесена в Римский Мартиролог (редакция 2001 г.).

Соч.: CPL, N 1018, 1020-1021; Vie de Césaire d'Arles / Éd. M.-J. Delage, M. Heijmans. P., 2010. (SC; 536); MGH. Epp. T. 3. P. 434-436.
Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 164-178; Concilia Galliae A. 511 - A. 695 / Ed. C. de Clercq. Turnholti, 1963. P. 45-46, 49-50, 64-65, 80-83, 85, 142, 145. (CCSL; 148A).
Лит.: Baillet A. Les Vies des Saints. P., 1739r. T. 7. P. 38-40; Lambert G. Histoire de Toulon. Toulon, 1886. Pt. 1. T. 1. P. 80-95, 173-178; 1887. Pt. 1. T. 2; 1899. Pt. 2. T. 3; Duchesne. Fastes. T. 1. P. 278; Fusconi G. M. Cipriano, vescovo di Tolone // BiblSS. Vol. 3. Col. 1280-1281; Klingshirn W. E. Caesarius of Arles: The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Camb., 1994; Marmottans A. La procession de Saint-Cyprien // Bull. de l'Académie du Var. N. S. Toulon, 2012. T. 13. P. 109-111.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
  • АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
  • АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)
  • АВИТ Алцим Экдиций (ок. 450 – ок. 518 или 525), еп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 5 февр.)