КИПРИАН
Том XXXIII , С. 694-695
опубликовано: 16 августа 2018г.

КИПРИАН

Содержание

(† 1622, с. Воскресенское Суздальского у. (ныне Лежневского р-на Ивановской обл.)), блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский.

Блж. Киприан Суздальский. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-70-х гг. XIX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и АнатолийБлж. Киприан Суздальский. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-70-х гг. XIX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и АнатолийВ «Описании о российских святых» (РГБ. МДА. № 209, кон. XVII в., др. списки XVIII-XIX вв.) о подвижнике сказано: «Святый и блаженный Киприан, иже Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе на Увоти реце, Суждальский чудотворец, преставися в лето 7100» (дата, очевидно, недописана). В Строгановском иконописном подлиннике кон. XVIII в. указано, что святой подвизался «при царе Борисе Годунове» (БАН. Строг. № 66. Л. 130). К. происходил, вероятно, из крестьян с. Воскресенского на р. Увоти (ныне Уводь), вотчины князей Прозоровских. Подвижник жил на небольшом острове на реке, в воскресные и праздничные дни приходил молиться в Воскресенский храм. После церковной службы К. не сразу удалялся на остров, а молился около церкви на склоне берега Увоти. На этом месте К., по преданию, посадил неск. берез и сосен, нек-рые из них сохранялись до нач. XX в. К. скончался в своем уединении, почитаемый и уважаемый окрестными жителями. Крестьяне сел Воскресенского и Петровского хотели похоронить отшельника у своих приходских церквей. По свидетельству одного из преданий, спор разрешился после того, как в одежде К. нашли записку, в которой подвижник просил похоронить его в с. Воскресенском. По др. версии, гроб пустили плыть по реке и он против течения приплыл к с. Воскресенскому. Юродивый был погребен на левой стороне Воскресенского храма, напротив клироса. В 1713 г. построили новую, каменную Воскресенскую ц. В 1751 г. на средства владельцев села князей Голицыных, почитавших К., над местом погребения блаженного соорудили придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, который был освящен по благословению Суздальского и Юрьевского еп. Порфирия.

А. Фёдоров, ключарь суздальского Рождественского собора, в «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» (сер. XVIII в.) сообщил уникальные сведения об обретении мощей блаженного. Иерей Иоанн из с. Воскресенского, зная, что прп. Иоаким, инок Шартомского во имя свт. Николая муж. мон-ря (близ г. Шуя), пишет бесплатно иконы, пришел к нему и попросил написать образ для своего храма. Прп. Иоаким не согласился, но предсказал, что близ церкви будет обретено «сокровище великое». Через некоторое время были обретены мощи К. и «неколико лет бяху верху земли нетленны». При патриархе Московском и всея Руси Иоакиме (Савёлове; 1674-1690) мощи снова оказались под спудом. Икону святого, находившуюся на раке, забрали в ризницу суздальского Рождественского собора. По свидетельству Фёдорова, «и в помянутом селе над гробом того блаженаго Киприана ныне ни молебнов, ни панихид (по показанию того села священнослужителей) не отправляют, а гроб его видится в придельной церкви под помостом церковным».

Могила К. была известна как «погребок». В описи Воскресенской ц. 1817 г. о ней значится следующее: «Под деревянным полом Покровского придела есть выход каменный, где погребено тело трудившегося в тех местах Киприяна, и сделана под ним гробница для совершения панихид в память усопшего». Более подробное описание «погребка» дал в кон. XIX в. владимирский краевед Н. С. Стромилов. По его записям, сев., зап. и юж. стены усыпальницы являлись стенами самого храма. «Посередине западной стены сохранялась впадина с аркой, которая, по-видимому, некогда была дверью в усыпальницу... В северной стене близ западного угла имелось оконце с железной решеткой, в которое видна могила Киприана. Напротив окна была установлена лестница, по которой прихожане через подъемную дверь могли попасть в усыпальницу. Восточная стена была выложена из дикого неровного камня. Потолком «погребка» служил деревянный пол Покровского придела. В восточной части усыпальницы стоял склеп, основанием которого являлись еловые брусья, на которых были установлены 2 боковых и 2 поперечных доски каждая толщиною в вершок, скрепленные железными скобами, и венчала которые дубовая доска». В посл. трети XIX в., по свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина), ежегодно накануне 2 окт. в Воскресенском храме совершалось торжественное всенощное бдение в честь сщмч. Киприана, тезоименитого святого К. В самый день праздника собиралось множество людей, чтобы служить панихиду по К. К этому дню была также приурочена местная ярмарка. По свидетельству архиеп. Димитрия, остров, где подвизался отшельник, назывался Киприановской пустынью, а ямы и овраги в окрестностях села крестьяне именовали пещерами К.

В 1915 г. по инициативе священников, служивших в Воскресенской ц., была начата запись чудес от мощей К., последнее чудо записано в февр. 1919 г. Рукопись была изъята при обыске в марте 1936 г. у Ивановского митр. Павла (Гальковского), хранится в архиве УФСБ России по Ивановской обл. (опубл. на сайте Иваново-Вознесенской епархии: ivepar.ru / books /1203102009/1605102009). В рукописи зафиксировано ок. 35 чудес, в т. ч. много случаев исцеления детей от испуга. Обычно больные отправлялись к месту погребения святого, «брали песочек у окошечка» или масло из лампады. По свидетельству местных жителей, святой наказывал за неблагоговейное отношение к святыне. Крестьянка М. Овсянникова почистила песком с могилы святого самовар, после чего «у нее свело руки»; исцеление она получила у мощей К., к-рый сам ей явился в тонком сне. Чудеса удостоверены священниками Воскресенской ц. Леонидом Смирновым и Александром Тихомировым и настоятелем храма в с. Лежневе Димитрием Капацинским, проводившими дознания.

В нач. 1937 г. священнослужители просили у Иваново-Вознесенского еп. св. Бориса (Воскобойникова) разрешения на перенос мощей К. из закрытой к тому времени Воскресенской ц. в действующий храм. Архиерей дал благословение, но перенесение не состоялось. 20 февр. 1938 г. комиссия по ликвидации мощей Ивановского облисполкома вскрыла гробницу К. и изъяла мощи святого. Икона и металлическое надгробие были переданы в Центральный антирелигиозный музей, мощи поступили в Ивановский ин-т судебной медицины, откуда предполагалось передать их в Москву (ГАРФ. Ф. № 5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 59). Это было одно из последних мероприятий по вскрытию мощей в СССР. Ныне местонахождение мощей К. неизвестно.

Канонизация К. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых (празд. установлено в 1982) и в Собор Ивановских святых (празд. установлено в 2000). Святой прославляется в 11-м икосе акафиста Ивановским святым и в стихирах службы Собору Ивановских святых. В окрестностях с. Воскресенского почитается родник, который местные жители называют «ключиком блаженного Киприана».

Ист.: Фёдоров А. Ист. собр. о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. мат-лы. С. 190-194; Описание о российских святых. С. 212; Русская Правосл. Церковь в ХХ в. на Ивановской земле: Сб. док-тов и мат-лов / Авт.-сост.: А. А. Федотов. Иваново, 2010. С. 81-82, 316-318.
Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Начало ярмарки в с. Воскресенском Ковровского у. // Владимирские ГВ. 1857. № 8; Соловьёв Я. А. Памятники и предания Владимирской губ. // Отеч. зап. 1857. Т. 113. № 7. С. 170; Тихонравов К. Н. Палехский иконописный подлинник XVIII ст. // Владимирские ГВ. 1879. № 26. С. 1-3; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 290; Стромилов Н. С. Блж. Киприан, юродивый // Владимирские ЕВ. 1884. № 13. Ч. неофиц. С. 429-435; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 21; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 221; Голубинский. Канонизация святых. С. 331; Блж. Киприан юродивый // Владимирские ЕВ. 1916. № 24/25. Отд. неофиц. С. 385-387; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 143; Зосима (Шевчук), архим. Блж. Киприан: Мат-лы к общецерк. прославлению. Иваново, 1999; Бачев И. И. Моя малая родина: Очерки истории Лежневского р-на Ивановской обл. Иваново, 2001. С. 72; Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 291, 321; Ершов А. Л. Вскрытие мощей блж. Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского р-на // Гос-во, общество, Церковь в истории России ХХ в.: Мат-лы 12-й междунар. науч. конф., Иваново, 20-21 февр. 2013 г. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 137-139.
А. В. Маштафаров, Е. В. Романенко

Иконография

В иконописных подлинниках XVIII - 30-х гг. XIX в. под 6, 7 и 22 июля приводятся разные варианты описания облика К.: «...подобием рус изчерна; власы с ушей повились, брада подоле Богословли (Иоанна Богослова.- Ред.) раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62, 64); «...скуд брадою, плешив, наг»; «брада черна, раздвоилась, подоле Богословли, власы с ушей повились, ноги босы, руце молебны» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 181 об., 195 об.; ср.: БАН. Строг. № 66. Л. 121 об., 130).

Изображение К. сохранилось в одной из групп рус. подвижников XVII в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Первоначальная живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия поновлялась и прописывалась в 70-х гг. XX в. и ок. 2010 г. К. написан крайним справа в профиль в мантии и клобуке, с седой окладистой бородой, его пальцы сомкнуты ниже груди.

В кон. XX - нач. XXI в., после офиц. канонизации К., появились его иконы, выполненные в традиц. стилистике. Он представлен в композициях Соборов Владимирских и Суздальских чудотворцев, в частности в Покровском мон-ре Суздаля (на одной из икон - К. в коленопреклоненной молитве перед группой святителей). Как правило, К. изображен в верхних рядах слева в светлой рубахе как средовек с бородой средней величины, густые волосы взлохмачены. Кроме того, образ блаженного встречается на иконах «Собор Иваново-Вознесенских чудотворцев», напр. работы палехских мастеров (2011, Преображенский кафедральный собор в г. Иваново).

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 143.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский
  • ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне
  • ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ (не позднее 1-й четв. XVIII в. - 1776), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак
  • ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский