[валлийск. Dewi, Dafydd] (VI в.), св. (пам. зап. 1 марта), еп. Меневии (совр. Сент-Дейвидс). Почитается как покровитель («апостол») Уэльса.
Имя Д. впервые упоминается в короткой надписи из церкви в Ллантеуи-Бреви (1-я пол. VII в.). Самые ранние сведения о нем встречаются в ирл. месяцеслове Энгуса и Таллахтском мясецеслове (1-я пол. IX), а также в «Перечне ирландских святых» (IX-X вв.). О Д. сообщается в Житии св. Павла Аврелиана (IX в.), «Анналах Камбрии» (X в.), нек-рых англосакс. литаниях и календарях X-XI вв. В валлийской поэме «Пророчество о великой Британии» (Armes Prydein Vawr, 1-я пол. X в.) Д. уже представлен как небесный покровитель Уэльса, воплощение патриотической гордости и военной доблести валлийцев. В 90-х гг. XI в. Ригиварх, сын Сулиена, еп. Сент-Дейвидса, составил Житие святого, содержащее сомнительные и легендарные сведения (сохр. в переработке сер. XII в.). Житие Ригиварха легло в основу позднейших биографий и преданий о Д. На рубеже XII-XIII вв. Гиральд Камбрийский написал 2-е, более пространное, Житие Д.
Достоверные сведения о Д. скудны. Ученик св. Илтуда и суровый аскет, прозванный за постническую жизнь Водохлебом (лат. Aquaticus), он считается основателем епископской кафедры в Меневии (Юго-Зап. Уэльс). Рассказ о деятельности Д. в качестве миссионера и основателя мон-рей относится к более позднему времени. Его епархия, очевидно, охватывала обл. Дивед, ирл. колонию в Уэльсе, поэтому легенды о дружбе Д. со мн. ирл. святыми, возможно, отражают действительные связи между церковными иерархами Британии и Ирландии в VI в. Д. приписывается авторство отрывков из «покаянной книги» (пенитенциалия), в которых определяется размер епитимьи, налагаемой на клириков и мирян за различные грехи. Эти отрывки (Excerpta quedam de libro Dauidis) датируются VI в.
Сохранившиеся до наст. времени Жития Д. составлены в период борьбы епископов Меневии за главенствующее положение в Церкви Уэльса и независимость от архиепископской кафедры Кентербери. Они отличаются обилием легендарных сведений, призванных показать знатность (хронист Гальфрид Монмутский называет Д. дядей легендарного кор. Артура) и исключительную святость Д., якобы уже при жизни признанного архиепископом всей Британии. Сообщается, что Д. был рукоположен во епископа в Иерусалиме и на мифическом церковном Соборе валлийские иерархи признали его авторитет. Многие чудеса, описанные в Житиях, демонстрируют духовную связь между Д. и чтимыми ирл. и валлийскими святыми, в т. ч. св. Патриком, просветителем Ирландии, к-рый якобы за 30 лет предсказал рождение Д.
Согласно Житию Ригиварха, Д. происходил из знатной семьи Зап. Уэльса. Отец, принц Сант, сын кор. Кардигана, по преданию, просил руки Нонны, дочери местного вождя. Ему было отказано, т. к. девушка хотела стать монахиней, но Сант не смог сдержать своего влечения и совершил над ней насилие. Св. Нонна ушла из семьи и во время сильной бури на берегу моря родила сына. По преданию, в этот момент в скалу ударила молния и разбила ее на 2 части. Д. был крещен в Портклайсе, где для этого чудесным образом возник источник. Капля воды упала в глаз слепого мон. Мови, к-рый держал мальчика во время крещения, и монах прозрел. Д. учился в мон-ре Хен Виниу у св. Павлина, к-рый обрел зрение, после того как Д. осенил его крестным знамением. Св. Павлин отправил Д. обращать язычников Британии.
Д. приписывается основание 12 мон-рей. Братии разрешалось разговаривать только во время молитв или по крайней необходимости. Монахи вставали на заре и трудились до заката. Д. запрещал использовать в работе животных: плуг монахи тащили сами, не переставая молиться. В одном из мон-рей из-за насаждаемого святым сурового образа жизни братия решила его отравить. Однако Д. был предупрежден св. Скотине, к-рый приплыл для этого из Ирландии на морском чудовище. Д. благословил отравленный хлеб и съел его, что не причинило ему вреда. По преданию, однажды святой обратился к собравшейся пастве и, чтобы его слова были услышаны всеми, совершил чудо - земля под его ногами поднялась, образовав холм. С вершины этого холма Д. произнес проповедь, во время к-рой на его плече сидел слетевший с небес белоснежный голубь. Согласно Житию, Д. умер в возрасте 147 лет.
Почитание святого первоначально не выходило за границы обл. Дивед, где имя Д. носят мн. древние церкви. Оттуда оно распространилось по Юж. Уэльсу и Ирландии, а затем, благодаря Ассеру, еп. Шерборна и выходцу из Сент-Дейвидса (рубеж IX и X вв.), проникло в Англию. Д. стал единственным валлийским святым, чье имя содержится в лат. календарях за пределами Уэльса и Ирландии. В 1081 г. кор. Вильгельм I Завоеватель совершил паломничество в Сент-Дейвидс. В X-XI вв. в результате набегов скандинавов мощи Д. были утрачены. В 1120 г. папа Каллист II по просьбе еп. Сент-Дейвидса Бернарда утвердил почитание Д. и установил, что двукратное посещение его гробницы приравнивается к паломничеству в Рим, а 3-кратное - к путешествию в Св. землю. Вскоре началось строительство нового собора, посвященного Д. В XIII в. при странных обстоятельствах были вновь обретены мощи Д.
В средние века святому было посвящено множество храмов в Уэльсе, Корнуолле и Зап. Англии. В еп-стве Сент-Дейвидс и в посвященных Д. храмах его память отмечалась каждую неделю, с 1415 г. архиепископ Кентерберийский предписал отмечать память Д. на всей территории архиеп-ства. Во время англ. Реформации, 1 марта 1538 г., мощи Д. были вскрыты по приказу еп. Барлоу, после чего утрачены. В эпоху господства англиканства Д. воспринимался как валлийский национальный святой, а день его памяти стал в Уэльсе национальным праздником. При ремонте собора в Сент-Дейвидсе в 1866 г. была обнаружена заложенная ниша с человеческими останками, которые впосл. были сочтены за мощи Д., скрытые во время Реформации. В 1925 г. вост. правосл. Патриархи поклонились мощам и подарили для них реликварий. Однако принадлежность мощей Д. доказать не удалось.
Святого изображают в епископском одеянии с голубем на плече. В день памяти Д. принято носить эмблему Уэльса - лук-порей или желтые нарциссы. В Лланелли (графство Кармартеншир, Уэльс) действует правосл. часовня св. Давида и Николая (К-польский Патриархат).