(XVI в.?), прп. (пам. 21 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шужгорский, основатель Преображенского Шужгорского (Спасского на Шужгоре) мон-ря, располагавшегося в 50 верстах к юго-западу от Белозера (совр. Белозерск, Вологодская обл.) и относившегося к Новгородской епархии. Сведения о Д. крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского), он был родом из «стран московских», принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре. Временем основания Д. Шужгорского мон-ря считается XVI в. Ок. 1739 г. в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи Д., покоившиеся в Шужгорском монастыре, к к-рым стекались на богомолье «разных чинов люди». Монастырь был упразднен в 1764 г., в кон. XIX в. на его месте существовал Спасо-Шужгорский погост. В XIX в. мощи Д. покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской ц. за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю Д.). В наст. время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась.
По данным еп. Сергия (Спасского), память Д. содержалась в рукописных Кайдаловских святцах (кон. XVII в. (?) или 1868 г.) под 2 авг. В кон. XIX в. Е. Е. Голубинский поместил имя Д. в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В совр. Минее под 21 сент. помещены 2 молитвы Д. (Минея (МП). Сентябрь. С. 608-609).
Д. свидетельствует о его почитании в XVIII-XX вв. в вологодских и новгородских землях. Святой представлен на иконе «Собор Белозерских святых» нач. XVIII в. (ЦМиАР) среди молящихся Божией Матери преподобных - основателей мон-рей в землях Белозерья (Прп. Сергий Радонежский: Альбом / Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-217; Чугреева Н. Н. Собор Белозерских святых в рус. иконописной традиции // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51). Д. изображен в монашеском одеянии, с куколем на плечах, с широкой округлой бородой средней величины и волнистыми волосами с проседью, в глубоком коленопреклоненном поклоне, со сложенными для крестного знамения перстами, имеется надпись: «п Даниiлъ».
Предположительно Д. (надпись полустерта) - в мантии и куколе, с немного раздвоенной бородой, рука на груди - помещен в верхней части слева на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. Подобный образ святого в молении (в куколе, с острой седоватой бородой) возглавляет 5-й ряд левой группы на иконе Новгородских святых сер. 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса того же храма.
В составе Соборов рус. святых оглавное изображение Д. (голова не покрыта) имеется в числе Белозерских подвижников на иконе кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, опубл.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на повторениях этой композиции. Фигура Д. с раскрытыми ладонями, по иконографии близкая образу прп. Сергия Радонежского, встречается под 21 сент. на лицевых святцах рус. святых, созданных тем же автором после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание).