ДАНИИЛ
Том XIV , С. 62-63
опубликовано: 15 сентября 2009г.

ДАНИИЛ

Содержание

Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР)Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) (XVI в.?), прп. (пам. 21 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шужгорский, основатель Преображенского Шужгорского (Спасского на Шужгоре) мон-ря, располагавшегося в 50 верстах к юго-западу от Белозера (совр. Белозерск, Вологодская обл.) и относившегося к Новгородской епархии. Сведения о Д. крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского), он был родом из «стран московских», принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре. Временем основания Д. Шужгорского мон-ря считается XVI в. Ок. 1739 г. в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи Д., покоившиеся в Шужгорском монастыре, к к-рым стекались на богомолье «разных чинов люди». Монастырь был упразднен в 1764 г., в кон. XIX в. на его месте существовал Спасо-Шужгорский погост. В XIX в. мощи Д. покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской ц. за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю Д.). В наст. время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась.

По данным еп. Сергия (Спасского), память Д. содержалась в рукописных Кайдаловских святцах (кон. XVII в. (?) или 1868 г.) под 2 авг. В кон. XIX в. Е. Е. Голубинский поместил имя Д. в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В совр. Минее под 21 сент. помещены 2 молитвы Д. (Минея (МП). Сентябрь. С. 608-609).

Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 731; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 149; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 62-63; Зверинский. Т. 2. С. 124; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 556; Голубинский. Канонизация святых. С. 321; Лавров А. С. Колдовство и религия в России, 1700-1740 гг. М., 2000. С. 213-214; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 457.
А. А. Романова

Иконография

Прп. Даниил Шужгорский. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Сер. 60-х гг. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде)Прп. Даниил Шужгорский. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Сер. 60-х гг. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде)Д. свидетельствует о его почитании в XVIII-XX вв. в вологодских и новгородских землях. Святой представлен на иконе «Собор Белозерских святых» нач. XVIII в. (ЦМиАР) среди молящихся Божией Матери преподобных - основателей мон-рей в землях Белозерья (Прп. Сергий Радонежский: Альбом / Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-217; Чугреева Н. Н. Собор Белозерских святых в рус. иконописной традиции // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51). Д. изображен в монашеском одеянии, с куколем на плечах, с широкой округлой бородой средней величины и волнистыми волосами с проседью, в глубоком коленопреклоненном поклоне, со сложенными для крестного знамения перстами, имеется надпись: «п Даниiлъ».

Предположительно Д. (надпись полустерта) - в мантии и куколе, с немного раздвоенной бородой, рука на груди - помещен в верхней части слева на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. Подобный образ святого в молении (в куколе, с острой седоватой бородой) возглавляет 5-й ряд левой группы на иконе Новгородских святых сер. 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса того же храма.

В составе Соборов рус. святых оглавное изображение Д. (голова не покрыта) имеется в числе Белозерских подвижников на иконе кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, опубл.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на повторениях этой композиции. Фигура Д. с раскрытыми ладонями, по иконографии близкая образу прп. Сергия Радонежского, встречается под 21 сент. на лицевых святцах рус. святых, созданных тем же автором после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание).

Я. Э. З.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых)
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
  • АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)
  • АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
  • АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)
  • АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)