ДАНИЛОВ
Том XIV , С. 134-135
опубликовано: 2 февраля 2012г.

ДАНИЛОВ

Николай Сергеевич (20.04.1895, Москва - 12.06.1971, там же), регент. Род. в семье военного капельмейстера оркестра. После смерти отца семья обеднела. В 1904 г. был принят в Синодальный хор и в Синодальное училище церковного пения, где получил муз. и специальное регентское образование. Основные предметы изучал у А. Д. Кастальского, В. С. Калинникова, А. В. Никольского, Н. М. Данилина и Н. С. Голованова. Ему посчастливилось петь на службах в Успенском соборе с 2 регентами Синодального хора: с В. С. Орловым в 1904-1907 гг., на закате его исполнительской деятельности, и с Данилиным в 1907-1911 гг., в начале регентской карьеры музыканта. В старших классах уч-ща Д. начал изучать искусство управления хором, и не только на уроках и училищных всенощных, но и в период летней практики в Никитском жен. мон-ре. В 1916 г., окончив Синодальное уч-ще, поступил юнкером на краткосрочные курсы в Александровское военное уч-ще, после чего был направлен младшим офицером в действующую армию. В годы гражданской войны находился в рядах Красной Армии, но больше занимался агитационно-массовой работой, чем принимал участие в военных действиях. Только в 1921 г., демобилизовавшись, вернулся в Москву.

С нояб. 1922 по июль 1924 г. служил управляющим делами в Московской консерватории. В это время проф. Московской народной хоровой академии Данилин предложил ему место певчего и помощника регента в хоре ц. Космы и Дамиана в Шубине. В авг. 1924 г. хор с регентом Данилиным перешел в ц. вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Здесь, по воспоминаниям современников, Д. начал самостоятельную регентскую деятельность. С 1927 или 1928 г. управлял хором в ц. Спаса Преображения в Спасской (до захвата ее обновленцами), в 1930-1931 гг.- в ц. мч. Трифона в Напрудном. После закрытия храма весной 1931 г. перешел в ц. святых Адриана и Наталии в Мещанской слободе и управлял хором до закрытия храма в мае 1936 г. Последним местом служения перед войной был храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще.

После возвращения из эвакуации Д. более 20 лет был регентом в ц. Всех святых на Соколе. Храм бездействовал в течение неск. лет, но в 1945 г. по просьбе верующих его разрешили открыть. С осени 1945 г. Д. с настоятелем прот. В. Платоновым начал готовиться к освящению храма, к-рое состоялось на Пасху 1946 г. Вскоре приход храма стал самым большим в Москве, и немалую роль в этом сыграло пение хора под упр. Д.

Хор прекрасно чувствовал и понимал регента, его трепетное отношение к службам и к исполнению духовной музыки, точно выполнял высокие требования музыканта-профессионала. Хор и по количеству (25-30 чел.), и по качеству голосов способен был исполнять самые сложные духовно-муз. композиции. Пение хора вызывало настоящее живое религ. чувство у верующих. В выборе репертуара Д. следовал исполнительской традиции Синодального хора с поправкой на время и собственные пристрастия. Основу репертуара составляли сочинения композиторов нового направления - Кастальского, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова, Калинникова, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, Никольского, Н. Н. Толстякова, К. Н. Шведова, представленные в большом количестве, особенно сочинения Кастальского и Чеснокова; исполнялись также отдельные сочинения деятелей Синодального уч-ща и хора - Н. И. Соколова, С. В. Смоленского, В. Ф. Комарова, А. Г. Полуэктова, свящ. Димитрия Аллеманова, Данилина, Голованова; были в репертуаре и классические образцы рус. духовной музыки, принадлежавшие М. С. Березовскому, С. А. Дегтярёву, Д. С. Бортнянскому, прот. Петру Турчанинову, М. И. Глинке, А. Ф. Львову, прот. Михаилу Виноградову, Г. Ф. Львовскому, П. И. Чайковскому, Н. А. Римскому-Корсакову, Н. Н. Черепнину, а также песнопения Ф. Ф. Макарова, А. Велиумова, архим. Феофана (Александрова), Г. Я. Ломакина, В. Е. Крупицкого, И. С. Дворецкого, М. П. Строкина, Ф. А. Иванова, свящ. Василия Зиновьева, Ф. В. Мясникова. Нравились ему также сочинения А. Л. Веделя и А. А. Архангельского. Немалое место в клиросной практике хора занимало обиходное пение; исполнение обиходных напевов отличалось четким ритмом, превосходной дикцией и легким звучанием.

Размолвка с очередным настоятелем побудила Д. в 1966 г. уйти из ц. Всех святых, тем не менее он нашел в себе силы вернуться на клирос и последние 5 лет регентовал в той же ц. в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, что и в кон. 30-х гг. XX в. В период антирелиг. пропаганды и преследований он находил моральную поддержку в общении с близкими ему по духу музыкантами (свящ. Георгием Извековым, Никольским, Чесноковым, Данилиным, Головановым) и оставался верен Церкви.

Неоднократно Д. обращался к сочинению духовной музыки: написал недостающие песнопения к Литургиям Чайковского («Блаженны») и Рахманинова («Хвали, душе моя, Господа»), «Вечную память» на мотив «Лакримозы» В. А. Моцарта. На клиросах до сих пор поют его антифоны 8 гласов напева московского Успенского собора (написаны в 1944).

В 30-х гг. XX в. Д. участвовал в работе Ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, руководимого С. О. Дунаевским, и занимался с самодеятельным хором в г. Наро-Фоминске. С 1955 г. более 10 лет вел регентский кружок при МДАиС.

Арх.: ГЦММК. Ф. 286. № 1024: Перечень композиторов с указанием песнопений, отражающий работу регента Данилова в моск. храмах в период с 1930 по 1966 гг. / Сост.: В. Ф. Постников. 1978. Ркп.
Лит.: Сергеев В. Памяти Н. С. Данилова // ЖМП. 1972. № 3. С. 27-28.
А. А. Наумов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
  • АКСЕНТИЕВИЧ Драгослав Павле (род. в 1942), серб. певчий, регент и иконописец
  • АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
  • АЛЬБАНОВ Александр Иванович († 1896?) , автор церковных песнопений, регент архиерейского хора