Да́нкелд [древнеирл. Dún Caillden - каледонская крепость; англ. Dunkeld], г. в Шотландии, в среднем течении р. Тей; древнейшая шотл. епископская кафедра.
Вероятно, в первые века по Р. Х. это место было центром пиктского племени каледонов, которые упоминаются в рим. источниках. В эпоху раннего средневековья в верхнем и среднем течении р. Тей находилось пиктское княжество Атолл. Не исключено, что гора Шихаллион близ Д. служила сакральным центром княжества. Пиктский правитель Константин (789-820) построил в Д. церковь. Вероятно, она была связана с группой церквей с центром в мон-ре Иона, основоположником к-рых считался св. Колумба. Кинаэд мак Алпин, правитель Дал-Риады (ирл. княжества в Шотландии), захватил пиктские земли и провозгласил себя королем Шотландии (rí Alban). Свой успех он ознаменовал перенесением мощей св. Колумбы из мон-ря Иона в Д. (848/9), к-рый стал духовным центром вновь основанного Шотландского королевства. Там была построена церковь. В 865 г. скончался Туатал, верховный епископ обл. Фортренн и настоятель церкви в Д. (prím-epscop Fortrenn & abbas Dúin Caillenn). Это означает, что в Д., по ирл. обычаю, находилась не только епископская кафедра, но и мон-рь, а также, вероятно, поселение мирских служителей. Есть основание полагать, что там велась шотл. хроника. В 903 г., согласно хронике, викинги разорили «Данкелд и всю Шотландию» (Normanni predauerunt Duncalden omnemque Albaniam). Однако внук Кинаэда, кор. Константин (900-952), покровительствовал церкви в Кеннригмонаде (совр. Сент-Андрус), ставшей духовным центром державы. Д. оставался местом почитания св. Колумбы и паломничества к его мощам. Кринан († 1045), управляющий церковью в Д. и, возможно, наместник (мормаэр) Атолла, был женат на дочери кор. Малькольма II и стал родоначальником династии шотл. королей. После него Д. управлял Этельред († до 1098), сын кор. Малькольма III и св. Маргариты, к-рый был также ярлом Файфа.
Кор. Александр Свирепый (1107-1124) учредил в Д. епископскую кафедру по континентальному образцу, обозначив границы еп-ства (между долиной р. Тей на юге и р. Спей на севере). Еп. Кормак (ок. 1114 - ок. 1132) попытался поселить при соборе августинских каноников, но позднее, видимо, перевел их на о-в Инчколм (Файф). После создания новых еп-ств при Давиде I в ведении Данкелдских епископов остались центральные районы Хайленда и острова на западе. Еп. Иоанн Скотт (1183-1203) просил папу Иннокентия III разделить еп-ство на 2 части, мотивируя это тем, что он не знает ирл. языка и не может надлежащим образом опекать зап. часть диоцеза. После получения папского разрешения от Д. отделилось Лисморское еп-ство (историческая обл. Аргайл), к-рое возглавил духовник Иоанна Гарольд. Данкелдские епископы предпочитали жить в аббатстве св. Колумбы на о-ве Инчколм и нередко конфликтовали с королями (в 1272 еп. Ричард Инверкитинг был отравлен по приказу кор. Александра III) и аббатами подчиненных им мон-рей. Еп-ство было средним по доходности (вновь назначенный епископ платил папской курии 450 флоринов). Большую часть еп-ства занимали области, населенные горными кланами, что создавало неспокойную обстановку (так, еп. Томас Лодер (1452-1475) скрывался в тайнике, когда на собор напал клан Донахью). Еп. Джордж Браун (1483-1515) заботился об украшении кафедрального собора и учредил институт сельских деканов (благочинных), но его преемник Гэвин Дуглас (1515-1522), поэт, переводчик «Энеиды» на шотл. диалект, забросил дела епископства.
В авг. 1560 г. шотл. парламент послал комиссию для «очищения» собора в Д.; здание было разграблено и сильно разрушено. Еп. Роберт Кричтон был смещен за приверженность католицизму и контакты с папскими эмиссарами (1571), но впосл. покаялся и был восстановлен на кафедре. Позднее собор был обращен в пресвитерианскую церковь и перешел под покровительство местной знатной фамилии Атолл. В 1689 г. город и храм сильно пострадали в ходе яковитского восстания виконта Данди. В XVIII в. город стал центром торговли, но впосл., оставшись в стороне от железных дорог, постепенно пришел в упадок.
Католич. еп-ство было восстановлено папой Львом XIII (булла «Ex supremo apostolatus apice», 1878) как одно из 4 еп-ств церковной пров. Сент-Андрус. Оно включает исторические графства Перт, Форфар (Ангус), Клакманнан, Кинросс и частично Файф. В наст. время из 400 тыс. чел., проживающих на территории еп-ства Д., 43 тыс. чел. - католики (An. Pont. 2005. P. 222). Кафедральный собор и резиденция епископа находятся в г. Данди.
От храмов IX-X вв. в Д. сохранились 3 камня, покрытые резными изображениями. На одном высечен всадник с копьем, трубящий в рог; на втором видны остатки изображения креста. Третий, известный как «апостольский камень», покрыт сложными резными изображениями, значение к-рых непонятно. Возможно, он представляет собой воинский мемориал.
История строительства средневек. собора известна из биографий епископов Д., составленных в 1555 г. Камбускеннетским аббатом Александром Милном (в 10-х гг. XVI в. официал Данкелдского еп-ства). Милн сообщает, что вост. часть храма (хор) была воздвигнута мастером Робертом при еп. Уильяме Синклере (1309-1337), хотя кладка нижней части стен относится к XIII в. Неф собора строился с нач. XV в. и был освящен в 1464 г. Башня и зал капитула относятся ко 2-й пол. XV в.
В наст. время собор находится в полуразрушенном состоянии. Хор отделен глухой стеной и превращен в приходскую церковь, тогда как основная часть храма представляет собой руины. Ряд 3-лепестковых арок на сев. стене хора характерен для архитектуры XIII в., готические оконные переплеты в хоре пострадали от поздних переделок. Основная часть храма делится на 3 нефа 6 парами круглых столбов, к-рые поддерживают 2 яруса стрельчатых арок (3-й ярус составляют окна центрального нефа). Юж. неф был перекрыт каменным сводом, центральный и сев. имели деревянные потолки. Нек-рые окна оформлены в стиле франц. «высокой готики» и англ. «перпендикулярного» стиля. К сев.-зап. углу храма примыкает грузная 3-ярусная башня, массивность к-рой подчеркивают небольшие и узкие оконные проемы. Внутри башни сохранились следы росписей на тему Соломонова суда. Оформление большого, асимметрично расположенного окна на зап. фасаде напоминало оконные переплеты ц. св. Михаила в Линлитгоу (XV-XVI вв.).
По сообщению Милна, собор отличался богатым убранством. Над главным алтарем возвышалась сень, заалтарный образ изображал 24 чуда св. Колумбы; в хоре находились резные скамьи для каноников и медные аналои. От основной части храма хор был отделен высокой алтарной преградой, у к-рой находились «алтари для народа». Еп. Лодер подарил собору серебряные кадила и распятие с частицей древа Креста Господня. На стенах нефа находились резные гербы епископов, под ними - гробницы, из к-рых сохранилось надгробие Александра Стюарта («Волк Баденоха», † 1405) с его изображением. При храме жили 22 каноника и 13 викариев, совершавших богослужение по англ. сарумскому обряду. Убранство собора уничтожено в годы Реформации. Мощи св. Колумбы, по преданию, скрыты под алтарными ступенями.
Впосл. собор поддерживался на средства рода Атоллов и неоднократно ремонтировался. Совр. вид имеет после реставрации 1908 г.